a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

25 февраля 2021 года провела для педагогов мастер - класс на тему "Духовно - нравственное развитие младших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Автор: Чиликина Надежда Александровна Опубликовано: 2021-02-26 16:07:36

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ младших ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Приветствую вас, коллеги! Как приятно видеть всех вас сегодня на моем мастер- классе, посвященном духовно- нравственному развитию младших дошкольников через экологическое   воспитание. Но, прежде чем мы начнем активно работать, давайте поприветствуем друг друга. Я рада вас видеть сегодня, друзья. Прошу отвечать громко « Нет » или « Да ». Сложилась удачно ваша судьба, В игрушки играете вечно вы? ( да) Так вы педагоги, вот ваша стезя? А девиз ваш: « Учиться везде и всегда? »( да) Скажите, хотели прийти вы сюда, Чтоб что- то узнать, что- то взять для себя? ( да) А, может, нам просто устроить обед? Заманчиво было бы? Скажем мы( нет) Сейчас хочу слышать честный ответ, Детей вы любите или нет? ( да) Чтоб деткам своим быть подмогой всегда, Нужно быть всегда в тренде, правильно? ( да) Кошмар нам знаком со студенческих лет, Мы скучные лекции слушаем? ( нет) Чтоб дух мастер- класса нам сохранить, Вам нужно в работе активными быть? ( да) Тогда Вас прошу мне во всем помогать. Приветствие кончилось, можно начать. Нравственное начало, способность сопереживать и помогать ближнему, заботиться об окружающей действительности — это качества, которые ценились в людях всегда. Сегодня в нашем сложном и, порой, жестоком мире они особенно важны, поэтому одним из приоритетных направлений современного педагогического процесса является духовно- нравственное развитие, что представлено в требованиях к ФГОС.   Природа, окружающий мир являются базовыми нравственными ценностями, а значит, экологическое воспитание, формирование у дошкольников естественнонаучного мировоззрения, осознания ответственности за жизнь планеты и свое будущее считаются обязательными условиями духовно- нравственного развития личности современного дошкольника. Что же мы понимаем под « экологическим воспитанием? »( Ответы от каждой группы) Экологическое воспитание – это процесс целенаправленного влияния на личность ребенка в целях накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения принятой обществом системы экологических ценностей, овладение правилами осознанного поведения в природе. Экологическому воспитанию младших дошкольников в настоящее время уделяется большое внимание, и оно постепенно становится важнейшим и неотъемлемым направлением в работе дошкольных учреждений, ведь именно в этом возрасте закладываются основы формирования культуры, в том числе и экологической. Происходит накопление практических навыков, опыта познавательных, эмоциональных отношений с природным окружением. Младший дошкольный возраст характеризуется качественным скачком, определяющим дальнейшее осознанное отношение к окружающей среде. Один из путей повышения его эффективности состоит в разнообразии форм и методов. Какие же формы используются в процессе экологического воспитания дошкольников? ( Ответы от каждой группы) Слайд Формы: - экологические занятия; - экологические экскурсии; - уроки доброты; - уроки мышления; - экологические конкурсы; - КВН, викторина, « Поле чудес »; - экологические акции; - экологические выставки и экспозиции; - экологические праздники Слайд Методы: - обсуждение и проигрывание ситуаций; - ведение фенологических календарей природы; - ведение « Панорамы добрых дел »; - коллекционирование; - эксперименты; - опыты; - экологические проекты; - наблюдения; - экологические игры; - экологические сказки; - экологические тренинги; - инсценировки, театрализации; - психогимнастика Опираясь на психологические особенности детей младшего дошкольного возраста, у которых еще преобладают сказочные представления о живой природе, и которые нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения, особую роль в формировании экологической культуры ребенка я отвожу сказке. Сказка есть в каждом доме, и дети их любят. Сказка привлекает дошкольников своей динамичностью, загадочностью, выдумкой. Часто на занятиях я использую народные сказки, так как они во многом 2 экологичны »: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. Например, рассказывая сказку « Заюшкина избушка », я знакомлю детей с состоянием воды: пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А, обсуждая сказку « Двенадцать месяцев », даю понятие о том, что в природе все взаимосвязано между собой: за зимой приходит весна, за весной лето и т. д. Но большое место в своей работе я уделяю особым сказкам. Это экологические сказки. Именно они способствуют формированию первых понятий о единстве человека природы, помогают развить творческое воображение. Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Старшие дошкольники уже способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. Поэтому сказки, наполненные экологическим содержанием, вызывают у дошкольников не меньший интерес, чем первоисточник. Методика использования экологических сказок включает несколько этапов: Слайд- чтение и обсуждение с дошкольниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В. Бианки « Чей нос лучше? »; - придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета, - сочинение детьми собственных сказок( индивидуально или дома с родителями) ; - красочное оформление своих произведений Среди интересных приемов работы с экологическими сказками можно так же выделить: Слайд- инсценирование экологических сказок или их фрагментов; - экологические треннинги по содержанию изучаемой сказки( например: « Я – дерево, мои руки – ветки ») ; - иллюстрирование; - рассматривание книжных иллюстраций и самостоятельное изготовление книжек- малюток; - самостоятельное сочинение сказок на выбранную тему; - старая сказка на новый лад; - продолжение начатой сказки; - сказка « наизнанку »; - исправление ошибок в сказке; - что было бы, если … и т. п. А теперь я хочу поближе познакомить вас с таким приемом работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Попробуйте и вы. ( Задание участникам мастер- класса) Слайд « Найдите ошибки в сказке « Зимой в лесу » Тихо зимой в лесу, только кое- где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из – под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? « Это следы ежа », - сказал Петя. « Нет, это не ежик пробежал, а суслик », - возразила Маша. Зима в лесу – любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук – это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье- то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? « Это сойка », - сказал Петя, - давайте ее поймаем ». ( Ответы каждой группы) Слайд Ошибки 1. Скворцы улетают в теплые края. 2. Лиственница – единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова. 3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку. 4. Белки в спячку не впадают. 5. Зимой появляются птенцы у клеста. 6. Нельзя ловить лесных птиц: в неволе они погибнут. А сейчас мы попробуем проработать педагогические ситуации. Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение. 1.   Педагогическая ситуация Сережа прикрывает что- то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: « Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья- то нога безжалостно наступила на нее. Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации? 2. Педагогическая ситуация На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент « продуктов », обрывая растения: стручки желтой акации- « бобы », головки ромашки – « конфеты » и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: « Молодцы! Хорошо придумали! » Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации? И напоследок хочу перейти к самому сложному и трудоемкому приему работы с экологической сказкой – это ее составление. Учиться составлять экологические сказки мы будем по следующему алгоритму. Слайд Алгоритм составления экологических сказок Место событий Герои – одушевленные и неодушевленные объекты Характеристика героев Описание жизни героев Случай Высказывания героев по отношению к случаю Вывод Жизненное правило Название сказки Итак: Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким – либо словом. В моем случае это будет лес. Перечисляются одушевленные и неодушевленные объекты, герои сказки, типичные для этого места. В моем случае это будут боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухомор, дуб, лось. Объекты наделяются свойствами и чертами характера человека: хвастливые, важный, веселые, грустный, мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками. Я описываю жизнь этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди. Описываю конкретный случай. В моем случае это как полезные грибы решили выгнать мухомора из леса. Составляю текст от имени каждого героя( в виде монолога) по отношению к случаю. Вывожу жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта. В моем случае это будут слова мудрого дуба: « Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. Не все, то золото, что блестит ». Из выведенных правил составляю общее, которое бы подходило к разным. В природе все взаимосвязано, нет ничего лишнего и ненужного. В природе все имеет свое место и свое значение. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: « История, подслушанная …», « История, которая произошла там – то …», « Как кто – то учился мудрости ». В моем случае – это сказка « Как грибы научились мудрости, или « И мухомор полезен ». А теперь послушайте сочиненную сказку. Жили- были в лесу грибы. Хвастливые подберезовики росли мирно под березками. Дружной семейкой жили веселые маслята – ребята под иголочками хвои. Под высоким раскидистым мудрым дубом расположился важный гриб боровик. А на пеньке росли дружные опята. Только один гриб одиноко стоял в сторонке. Это был Мухомор. Никто к нему не подходил, все обходили его стороной. Некоторые даже сбивали палкой. Грустно было Мухомору; он стоял и думал: « Ну почему я такой? » Решили съедобные грибы изгнать Мухомора из леса … Боровик говорит: « Я самый здесь главный, не нужен нам в лесу Мухомор, он ядовитый и никому не нужен. Другое дело я – вкусный, мясистый, полезный, все меня любят! » Маслята – ребята и дружные опята тоже похвастались: « А мы тоже хороши! И полезны, и вкусны! » Изгнали они Мухомора из леса … Но тут на поляну выбежал лось. Он стонал и что – то искал глазами. Грибы спросили, кого он ищет? А лось ответил: « Да мухомор здесь рос, я заболел, а мы – животные, только ими и лечимся! Это самый лекарственный для нас гриб ». Задумались грибы, но было уже поздно. Поняли они, что каждый гриб по – своему полезен, какие – то людям, а какие – то животным. Попросили они прощения у Мухомора и вернули его в лес. С тех пор грибы живут дружно и помнят слова старого мудрого дуба: « Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. Не все, то золото, что блестит! » Действительно, все в природе взаимосвязано, нет ничего лишнего и ненужного. В природе все имеет свое место и свое значение. Работа по группам. А сейчас я вам предлагаю придумать экологическую сказку на тему « Деревья », руководствуясь предложенным алгоритмом и методами, нарисовать иллюстрацию на обложку своей сказки. Спасибо! Вы все проявили профессиональное мастерство, творчество, фантазию. Мы услышали интересные, очень поучительные экологические сказки: разные по содержанию, хотя тема для всех была предложена одна. Вы продемонстрировали яркие, красочные иллюстрации. А сейчас музыкальная загадка( звучит мелодия Сен- Санса « Лебедь ») . Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка?  ( Лебедь) . Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!   Уважаемые коллеги! Сегодня вы увидели мастер- класс по проблеме духовно – нравственного развития дошкольников в процессе экологического воспитания путем использования на занятиях различных приемов работы с экологическими сказками. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что – то новое или углубил знания по уже знакомой тематике, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности и ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.  

Оставить комментарий: