a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад по теме: "Роль семьи в ФЭМП у детей дошкольного возраста"

Автор: Бакетова Вера Николаевна Опубликовано: 2021-02-27 15:14:27

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области ДОКЛАД по теме: «Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель Бакетова В. Н. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.  Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли, над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Проблема духовно- нравственного и экологического воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе.       Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной ценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы - это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.       Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», - писал И. Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом»  и уникальностью- вот наша задача. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников.   Цель формирования основ экологической культуры у детей — воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её. Понятие «экологическая культура» включает в себя такие аспекты: Безопасный для планеты способ человеческой жизнедеятельности, при котором общество регулирует свои потребности, а также способы их удовлетворения при помощи системы моральных, духовных и правовых норм, экономических моделей и социальных институтов. Личная ответственность каждого жителя планеты за свою деятельность в отношении природы, сознательное ограничение материальных запросов. Целенаправленное освоение экологических знаний и практическое использование природоохранных навыков в своей жизни. Основой экологической культуры должны стать уважение и любовь к природе. Человек совершенствовал культурные навыки в процессе адаптации, создавая искусственную среду обитания как способ защиты от непредсказуемости стихии. Экологические проблемы современности ставят перед человеком задачу обретения глубокого понимания окружающего мира и установления гармоничной связи между сообществом людей и природой. Для реализации обозначенной цели требуется решение следующих задач: Образовательная  — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой. Развивающая  — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды. Воспитательная  — становление экологического мышления, совершенствование эмоционально- мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров. Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании.    Кроме того, экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у детей дошкольного возраста мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно- следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.  Природа  и  человек   взаимосвязаны   друг  с  другом.   Хорошо  понимая важность  экологических  проблем,   необходимо  учить  детей  правильному образу  жизни,   милосердию,   ощущению  себя  частичкой  природы.       Основные пути решения задач.   Экологическое образование и воспитание осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности дошкольника: Игровая — вовлечение ребёнка в традиционные и народные игры экологического содержания, в которых он символически борется за здоровую и процветающую жизнь природы, осваивает в ролевой импровизации правила и законы экологической этики и учится отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии. Познавательная — активное участие ребёнка в экологических экспериментальных проектах, экскурсиях, прогулках; формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства. Трудовая — осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания. Художественно- эстетическая — гуманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.   Природа — важнейшее средство духовно- нравственного и экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы( песок, глина, вода, снег и т. д. ) , с которыми,  дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свой ств пр иродных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т. к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.       Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.     " Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину" . Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.   В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.  Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.        Основой работы по экологическому образованию и  воспитанию дошкольников являются следующие принципы:     - системность;  - интеграция;  - учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;                               - обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;                   - уважение  личности каждого ребенка;   - преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.       В группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения, календарь природы. Имеется соответствующий  материал  для поисково- исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей  природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе наших известных поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других писателей и поэтов.         Для реализации задач экологического воспитания через  духовно- нравственное состояние ребёнка  использую  следующие методы, формы и методические приёмы обучения. Формирование экологических понятий у  дошкольников лучше  осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую направленность. Такие задания как экологические карты  раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого дошкольники  чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.        В  экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.       Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому и духовно- нравственному  воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными, насекомыми. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы. Находясь с детьми на экскурсии по нашему селу, дети видели красоту села, памятников, они наблюдали за деревьями, кустарниками и определяли для чего нужно селу деревья и кустарники, и правильное отношение к ним. Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических  и духовно- нравственных чувств.       Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам( продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей) . На прогулках организовывали игры с природным материалом( песок, вода, снег, листья, плоды) . Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения" Найди по описанию" , " Что, где растёт? " , " Узнай и назови" , " Вершки – корешки" , " Чудесный мешочек" , " Угадай животное" , " Отгадай и нарисуй" , " Когда это бывает? " , " Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных.   Детям очень нравится  играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром" Султанчики" , " Разноцветные ленточки" . Через игры они научились определять силу и направление ветра.       Часто на занятиях  по формированию экологических представлений используется  художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: " А его кто- нибудь спасёт? " , " А они не замёрзнут? " , " А почему ему никто не помог? " В этих случаях важно донести до детей смысл произведения. А сказка «Подснежник» заставляет ребят задуматься над своим отношением к природе, к редким растениям, о том, что только от нас, людей, зависит, сохраним ли мы красоту своей планеты или нет. ( Приложение №1)       Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности, определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах  о необходимости  жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков( совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности( мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение) . В сущности, в воспитании  экологического мировоззрения выявляются две стороны: первая – экологическое сознание, - вторая- экологическое поведение. Экологическое сознание формируется в непосредственной образовательной деятельности, а экологическое поведение формируется  годами в практической деятельности. Экологическое воспитание- составная часть духовно- нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. .   Заключение. Таким образом, духовно- нравственное и экологическое  воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.                                                   Список литературы.  1. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология/ С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов- на- Дону: Феникс, 1996. — 480с. 2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника/ Е. С. Евдокимова. — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 96 с. 3. Егорова О. П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. 4. Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников/ Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова/ / Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3. — С. 87- 94. 5. Зверева, О. Л. , Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М. : ТЦ Сфера, 2005. - 80 с. 6. Мартынович В. А. Приобщение детей 6- 7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей/ В. А. Мартынович/ / Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2.

Оставить комментарий: