a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ. Тема: «Извержение вулкана».

Автор: Шейхмамбетова Сафие Энверовна Опубликовано: 2021-03-01 16:12:48

Конспект НОД по опытно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ. Тема: «Извержение вулкана». Автор разработки: Шейхмамбетова Сафие Энверовна, воспитатель первой квалификационной категории. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Цель НОД: закрепить с детьми природное явление, как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент –и звержение вулкана. Задачи: Образовательные: ф ормировать интерес к окружающему миру; Развивающие: развивать у детей любознательность, познавательную активность в процессе выполнения опыт а, коммуникативные навыки, развивать интерес к экспериментально- исследовательской деятельности; - расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: лава, жерло, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан. Воспитательные: укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковую гимнастику. - создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Виды детс кой деятельности: п ознавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная. Материалы и оборудование: макет горы, макет горы в разрезе, лимонная кислота, сода, гуашь, моющее средство, 2 стакана с водой, 2 ложки, иллюстрации с изображением вулкана, листы бумаги, краски, схема проведения опыта «Изве ржения вулкана», презентация на тему: « Кара Даг – самое красивое место Крыма », книга «Легенды Крыма», ребусы, видеофильм « Извержение вулкана», карточки по правилам безопасности, звуки вулкана. Интеграция образовательных областей: п ознавательное развитие, с оциально- коммуникативное развитие, р ечевое развитие, ф изическое развитие, х удожественно- эстетическое развитие. Организованная образовательная деятельность в режимных моментах( предварительная работа) : р ассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, просмотр видео о вулканах, беседа о безопасности во время проведения опытов, рассматривание минеральных камней, просмотр иллюстраций о пользе и вреде извержения вулканов. Взаимодействие с родителями: просмотр мультфильмов о вулканах( «Леонардо 1 сезон, 10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»») , чтение энциклопедий. Индивидуальная работа: ответы на интересующиеся вопросы, помочь детям в названиях минеральных камнях, устранять ошибки звукопроизношения. Методы и приёмы: - словестный: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы; - практический: совместные действия воспитателя и детей, схемы для проведения опытов; - наглядный: иллюстрации, ребусы; - игровой: динамическая пауза. Словарная работа: Жерла, магма, кварц, халцедон, вулканические извержения, извергать, скальные группы, кратер, недра, каменные глыбы, огнедышащий, завораживающий. Ход НОД 1. Организационный момент Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть. Давайте порадуемся солнцу и птицам, Давайте порадуемся улыбчивым лицам, Доброе утро скажем друзьям, Доброе утро скажем гостям! 2. Основная часть Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с нашим замечательным Крымом, в котором мы живем. Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку: Я черный страшный великан, Что делать мне- решаю сам Могу я спать, могу рычать, Огонь и пепел извергать, А ну, попробуй угадать, Как же меня звать? Дети: Мы знаем! Это вулкан! Воспитатель: Что такое вулкан? Дети: Это извержение. Воспитатель: Где проходят вулканические извержения? Дети: В горах. Воспитатель: В Крыму есть горы? Дети: Да. Воспитатель: Как они называются? Дети: Они называются Крымские горы. Воспитатель: Крымские горы состоят из нескольких горных массивов. Я вам расскажу, что Крыму есть гора, которая образовалась в результате вулканических извержений – это гора Кара Даг. И люди сложили о ней легенду. По одной из легенд здесь когда- то проживал одноглазый великан- людоед. Днём он спал, а как только солнце пряталось за горизонт, выходил из своего убежища и оглашал окрестности устрашающим рёвом, от которого начинался ураганный ветер, в горах срывались камни, а люди в ужасе прятались по домам. Чтобы задобрить чудовище, местные мужчины отводили к подножию горы быка или пару овец, съев которых великан замолкал до следующего вечера. Но каждую осень, когда наступало время свадеб, людоед требовал невесту и для себя. И местным жителям ничего не оставалось, кроме как, выбрав одну из девушек, отводить её на Кара- Даг и оставлять там в жертву душегубу. Но однажды нашёлся смельчак, который решил убить наводящего ужас на всю округу великана. Весенним вечером он отправился на гору и запел там песню о любви. Песня была настолько красивой, что даже людоед вылез из своей пещеры, чтобы её послушать. А когда юноша закончил, великан попросил его спеть её ещё раз. «А хочешь увидеть ту, что посылает любовь? » — спросил юноша и, услышав утвердительный ответ, пообещал: «Завтра я приведу её к тебе». На следующий день он пришёл к великану со своей невестой. «Эй, великан,  — крикнула девушка,  — посмотри на меня, и я пошлю тебе любовь! » Она была настолько красива, что великан, чтобы рассмотреть её получше, широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка взяла лук и выпустила в него ядовитую стрелу. Взревел людоед, хотел кинуться на своих обидчиков, да подскользнулся и упал в свою нору. Целую ночь ворочался он там, а под утро всё стихло. Когда наступил день, люди вышли из своих домов и с удивлением увидели, что горы больше нет — она рухнула, похоронив под своими обломками страшного великана, а на её месте появились зубчатые скалы, похожие на средневековый замок. Предлагаю вам полюбоваться Кара Д аг ом. ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Слайд 1: Гора Кара Даг состоит из большого количества скал и мысов оригинальных форм, которым дали названия исходя из их внешнего вида. Слайд 2: Это Иван Разбойник. Слайд 3: Слон. Слайд 4: Пряничный Конь. Слайд 5: Король с Королевой, Свитой и Троном. Слайд 6: И даже Мертвый город. Слайд 7: Все это скалы и скальные группы причудливых очертаний, в которых фантазия увидела людей, животных и строения. Слайд 8: Их создали такими вулканические силы при содействии воды и ветра. Слайд 9: Самое известное – Золотые ворота, что в море недалеко от берега. Слайд 10: Скалы богаты самоцветными камнями. Есть сердоли ки, халцедон, хрусталь и агаты Слайд 11: Своей необычной красотой и природным богатством потухший вулкан Карадаг в Крыму всегда будет привлекать гостей. Воспитатель: Какие названия скал вы запомнили? Дети: Слон, Король с Королевой, Мертвый город, Пряничный конь и т. д. Воспитатель: Ребята, Король и Королева прислали нам ребусы, нам нужно их отгадать и выложить ответы в кроссворде. ( Вершина, огонь, лава, пепел) . Воспитатель: Первый ответ «вершина», сколько слогов в этом слове? Воспитатель: Второй ответ «огонь», сколько согласных звуков в этом слове? Воспитатель: Третий ответ «лава», назовите ударный слог в этом слове? Воспитатель: Четвертый ответ « пепел», сколько гласных звуков в этом слове? Воспитатель: Что общего у всех этих названий? Слово «вершина»? Огонь? Лава? Пепел? Дети: Это гора, в котором происходят вулканические извержения. Воспитатель: Давайте посмотрим одно из самых грозных и завораживающих явлений природы, связанное с горами. Показ видео извержения вулкана. ( Читается стих во время просмотра) . Огнедышащий вулкан Не гора, а великан — Огнедышащий вулкан! Лаву извергает он, Что сжигает горный склон, Изрыгает камни, газы, — Небеса темнеют сразу. Пепел, ядовитый дым Поднимаются над ним. Слышится подземный гул, Словно великан уснул, И храпит и видит сон, Как велик и страшен он! Воспитатель: Ребята, так, что же такое вулкан? Сейчас мы рассмотрим гору в разрезе. ( Макет горы в разрезе) . Он представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, называемое вулканическим кратером. В самой толще горы находится канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру — очаг магмы. Магма — расплавленное, очень горячее вещество. Воспитатель: Откуда же оно берется в глубине Земли? Ученые полагают, что много миллионов лет тому назад Земля была расплавленным, очень горячим огненным шаром. Постепенно поверхность ее остыла, но в самой глубине сохранилось расплавленное раскаленное жидкое ядро. Извержение вулкана начинается тогда, когда скапливается много магмы, она устремляется вверх по жерлу и изливается на поверхность. Излившуюся на поверхность магму называют лавой вулкана. При извержении на поверхность выбрасываются газы, пары воды, иногда вылетают огромные каменные глыбы, вулканическая пыль, тучи пепла. Ветер разносит пыль и пепел на огромные расстояния, застилая синеву неба. Густая и вязкая лава, быстро остывая, образует гору с крутыми склонами. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее и успевает преодолеть большие расстояния. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, пожарами. Вулканы, извергающиеся регулярно, называются действующими. Если действия вулкана прекратились, его называют потухшим. Сейчас на суше насчитывается несколько сотен действующих вулканов. Ежего дно происходит 20—30 извержений. Воспитатель: На дне океана тоже есть вулканы. Их называют подводными. Там происходят подводные извержения, из- за которых образуются гигантские волны. Они смывают города, деревни, села, расположенные на берегах океана. Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды. Воспитатель: К акие бедствия приносит извержение вулкана? Потоки огненной лавы спускаются с вершины горы вниз. Они сжигают все на своем пути: деревья, траву, пастухов и их стада, здания, храмы, дома горожан. Люди погибают мгновенно, задыхаясь от ядовитых газов, Даже тех, кто пытается спастись бегством, настигает раскаленная лава. Иногда вулкан замирает на сотни лет, и люди, забыв, что когда- то он с грозным гулом извергал лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения. Начало формы Конец формы Начало формы Конец формы Воспитатель: А какие причины способствуют извержению, из- за чего это происходит? Дети: Это прои сходит из- за трения земной коры. Блоки земной коры наиболее активно «наезжают» один на другой или «разъезжаются» в разные стороны, там магма и получает возможность вырва ться из «темницы». Воспитатель: Какие минералы добываются и как они оказались на поверхности земли? Дети: Могут добываться такие минералы как: агат, кварц, хал цедон, сердолик, цветная галька, когда вылетали каменные глыбы во время извержения. Ребята, а сейчас давайте мы с вами покажем как извергается вулкан. Динамическая пауза. Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса. 1. Вулканы начали играть Из жерла лаву извергать( начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз) . 2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! ( руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки, топаем ногами) . 3. Но вот он начал уставать, Огонь в нем начал угасать( медленно опускаем руки с приседом) . 4. Последний раз огнем дыхнул( сидя долгий выдох) . 5. И на десятки лет уснул! ( руки под щеку, засыпает вулкан) . Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем разбудить спящий вулкан. Дети: Давайте. Воспитатель: Ну тогда Быстро встали, улыбнулись! Выше, выше потянулись! Вправо, влево поворот! И идем скорей вперёд! Воспитатель: Вот мы и пришли в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опыта. Сейчас увидим, как будет извергать лаву наш вулкан. Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории. Правила безопасности( Заранее изготовляются знаки безопасности) Воспитатель: Молодцы! Работать мы будем по схемам( проговаривается алгоритм дей ствий) . 3. Заключительная часть( Проведение опыта) . Воспитатель: Давайте мы внимательно посмотрим на схему и будем делать всё в точности как в ней указанно! На поднос поставим наш «вулкан». Давайте посмотрим на схеме, что мы берём первым? Правильно, 3 ложки соды, насыпаем их в стакан с водой. Хорошо размешаем! Большую ложечку красной краски, опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости. Пер емешиваем. Давайте возьмём воронку, вставим в жерло нашего вулкана. Получился кр атер? Молодцы, правильно! А сейчас насыпаем 3 ложки лимонной кислоты, и добавляем в наш вулкан! Что вы наблюдаете? Дети: Вулкан начал извергаться. Включаются звуки вулкана. Воспитатель: А чем он извергается? Дети: Лавой! Воспитат ель: Молодцы! Теперь вы узнали, что такое вулкан и как он извергается! Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? ( Ответы детей) . А давайте сейчас мы нарисуем как извергается вулкан.

Оставить комментарий: