a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект развлечения кружка по изучению крымскотатарского языка. Тема: « Халкъ оюнлары»-« Народные игры крымских татар».

Автор: Шейхмамбетова Сафие Энверовна Опубликовано: 2021-03-01 16:15:50

Документы для скачивания

Конспект р азвлечения кружка по изучению крымскотатарского языка. Тема: « Халкъ оюнлары »- « Народные игры крымских татар ». Автор разработки: Шейхмамбетова Сафие Энверовна. Доминирующая образовательная область: «Социализация», «Познание», «Коммуникация». Цель: знакомство с народными играми крымских татар. Образовательные области: познавательная, художественн о- эстетическое, социально- коммуникативное, речевое. Задачи: Обучающие: - закреплять знание произведений малых фольклорных форм( заклички, считалки, мирилки, пословицы) ; - помогать налаживать речевое и игровое взаимодействие детей со сверстниками; - упражнять в умении соотносить усвоенные знания с изображением на картинке. Развивающие: - развивать речевую активность, зрительное и слуховое внимание; - развивать устную речь детей в различных формах и видах деятельности. Воспитательные: - воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность; - формировать интерес к художественному творчеству; - повышать интерес к различным видам игр. Виды детской деятельности: пение песен, отгадывание кроссворда, пальчиковая игра, диалог по схеме, отгадывание загадок, подвижные игры, физкультминутка, считалочка, мирилка. Материал ы и оборудование: разноцветные круги, схема, картинки к тексту, кроссворд, загадки в картинках, видеофильм. Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Познание», «Коммуникация». Организованная образовательная деятельность в режимных моментах( предварительная работа) : изучение песен, стихов, пословиц о Родине, считалочек, отгадывание загадок, рассматривание книг и иллюстраций про народные игры крымских татар. Взаимодействие с родителями: обращать внимание родителей на закрепление нового материала, общение с ребенком на крымскотатарском языке в течение дня. Индивидуальная работа: помощь детям в произношении определенных звуков. Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой. Словарная работа: тапмаджалар, тезайтамлар, ербучыкъ. Ожидаемые результаты: освоение детьми определенного контекстного содержания завершается итоговым событие м- развлечением, на котором дети обобщают полученные знания, демонстрируя свои успехи. Ход Зал нарядно оформлен, звучит музыка. Дети в одежде цыплят. Песня « Чипчилерим »( « Цыплята») . Ведущий: По народ ным играм можно судить о народе в них играющем. Игр а- это отражение этноса, его истории и развития. С давних пор игры были не просто развлечением, а одновременно обучением, воспитанием, психологической разгруз кой. О том, что народные игры не отделимы от этноса, говорит и тот факт, что игры, в которые играли наши дедушки и бабушки популярны и по сей день. Игровые традиции передаются из поколения в поколение, изменяясь и адаптируясь под время, но тем не менее, в корне своём оставаясь все теми же народными забавами. Давайте узнаем, во что играли наши предки. А начнем мы с диалога по схеме « Озенге бардынъмы? »( «На море был? ») . - Эй, Юсуф, озенге бардынъмы? . - Эй, Юсуф, на море был? - Бардым. - Был. - Балыкъ туттынъмы? . - Рыбу ловил? - Туттым. - Ловил. - Темизлединъмы? . - Чистил? - Темизледим. - Чистил. - Къавурдынъмы? . - Жарил? - Къавурдым. - Жарил. - Тузладынмы? . - Посолил? - Тузладым. - Посолил. - Ашадынъмы? . - Покушал? - Ашадым. - Покушал. - Манъа да къалдымы? . - А мне оставил? - Ёкъ. - Нет. - Не ичюн? . - Почему? - Оны мышыкъ ашады. Мияв, мияв миявлады. - Е го кот съел, мяу, мяу говорил. Пальчиковая игра( пармакъ оюны) « Сердар ве Севиль ». Сердар бир кунь эвден чыкъкъкан В ышел из дому Сердар Сагъгъа бакъкъан, кимсе ёкъ, Вправо посмотрел, никого нет, Солгъа бакъкъан, кимсе ёкъ, Влево посмотрел, никого нет, Ашагъа бакъкъан, кимсе ёкъ, Вниз посмотрел, никого нет, Ичирге кирген. Назад вернулся. Севиль бир кунь эвден чыкъкъкан В ыш л а из дому Се виль Сагъгъа бакъкъан, кимсе ёкъ, Вправо посмотрел а, никого нет, Солгъа бакъкъан, кимсе ёкъ, Влево посмотрел а, никого нет, Ашагъа бакъкъан, кимсе ёкъ В низ посмотрел а, никого нет, Ичирге кирген. Назад вернул а сь. Сердар бир кунь эвден чыкъкъкан, Вышел из дому Сердар, Севиль де эвден чыкъкъан. Вышла из дому Севиль. Тёпеге бакъкъанлар, кимсе ёкъ, Посмотрели вверх, никого нет, Ашага бакъкъанлар, кимсе ёкъ, Посмотрели вниз, никого нет, Карш ы- къаршыгъа бакъкъанлар, Встретились лицом к лицу, Бири- бирины корьгенлер У видели друг друга « Селям алейкум! »- д егенлер. « Привет! »- сказали. Загадывание загадок( тапмаджалар) : 1. Эр кес биле оны 1. Все его знают Инеден онынъ тоны. ( к ирпи) Из иголочек его одежда. ( ёжик) 2. Баши таракъ, 2. Голова как гребешок, Къуйругъы оракъ. ( хораз) Хвост как коса. ( п етух) 3. Теречикке къонар, 3. Облетит все деревья, Гуль, чечектен аш топлар. ( балкъурт) В цветах себе еду найдет. ( пчела) 4. Уст ю- пулчикъ 4. Снаружи- копейки Ич и- къылч ыкъ. ( балыкъ) Внутри – косточки. ( рыба) 5. Дёрт аякълы, туякълы, 5. Четыре ноги, парнокопытное Бою алчакъ. Коротышка. Юненден анам оре Мама вяжет из шерсти Чорап в е къолчакъ. ( къой) Носочки, рукавички. ( овечка) 6. Б ойнузы бар, сыгъыр дегиль, 6. Рожки есть, но не корова, Юва сы бар, къуш дегиль. ( чыкъчыкъбалабан) Дом есть, но не птица( улитка) 7. Гедж е- куньдюз кезерым, 7. Днем и ночью я гуляю, Эр бир шейны сезерим, Дом надежно охраняю, Сюрюге хырсыз тюшсе, В стадо вор попадет, Баш ы- козюм эзерим. ( копек) Живым от меня не уйдет. ( собака) 8. Таш киби къатты, 8. Твердый как камень, Бал киб и татлы. ( шекер) Сладкий как мёд. ( с ахар) Ведущий: Чтобы в любой игре выбрать ведущего нужна считалочка: Саям, саям, саямайым, Считаю, с читаю, пересчитаю, Тавшан къача тутамайым. Зайчик бежит- не догоню, Чапты чыкъты сычанчыкъ В друг мышонок выбегает, Арамыздан сен де чыкъ. Выходи из круга – ты. - Издревне люди пользовались закличками, чтобы вызвать солнышко или наоборот дождь. Мы будем вызывать дождик: Ягъ, ягъ, ягъмурым, Лей, лей, веселей, Текне толсун хамырым, Таз наполнится тестом, Тарлаларгъа, къыргъа ягъ, Поливай поля, луга, Сувгъа тойсун багъча багъ. Напьются водой огороды и сады. - А сейчас пришло время отгада ть кроссворд « Табелернинъ адларыны тапынъыз »( «Угадай имена учеников») . - Также мы умеем играть в подвижные игры. И одна из них « Бояджы ве боялар »( « Маляр и краски») . Но перед этим повторим цвета. По сигналу руководителя к водящему подходит «маляр» и спрашивает: - Къартана, къартана, мен боя ичюн кельдим. Рухсет этиниз? - Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять? - Менде, достум, боялар чокъ. Насыл сана бермекъ? - У меня, мой друг, много красок. Тебе какую дать? Ребёнок называет цвет и догоняет ребенка с названным цветом. - А так же всеми любимая игра « Мышыкъ ве сычан »( « Кошки и мыши») . При помощи считалочки выбрать кошку и мышку. Кузьде фиданлар сачтыкъ, Осенью цветы посадили, Язда мейва ашадыкъ, Летом фрукты покушали, Акъ дут, къара дут, Белая шелковица, черная шелковица, Сен къач, сен тут. Ты – беги, а ты – лови. - Иногда дети обижаются друг на друга когда оказываются проигравшими. И к нам на помощь приходит мирилка: Барыш, барыш, б арыш- Мирись, мирись, мирись- Дост олмагъа сен тырыш. Быть другом ты стремись. Эгер де барышмасанъ, - А если не будешь мириться, - Боюнъ олур бир къарыш. Останешься ростом с ноготок. - Наши ребята знают скороговорки( тезайтамлар) . Сары, сары, са п- сары Рыжая, рыжая, рыжеватая Суваденинъ сыгъыры У Суваде корова Саба сойын саибиден О чень рано по утру Салкъын сув сорай. Просит прохладную воду. - В перерыве мы проводим физкульминутку( беден дакъкъасы) « Ербучыкъ »( « Хомячок») . 1. Ербучыкъ айванчыгъы Хомячок, хомячок 2. Ёлакълы быджачыгъы Полосатая рубашка 3. Ербучыкъ эрте тура Р ано хомячок встаёт 4. Яначыкъларны юва У мывает щечки 5. Ювасыны сипире П одметает домик свой 6. Сонъра азбаргъа кете П осле он идет во двор 7. Бир, эки, бир, эки Раз, два, раз, два 8. Еринде о секирди И на месте он попрыгал 9. Учь, дёрт, беш, алты Т ри, четыре, пять, шесть 10. Ербучугъым болдурды. Очень хомячок устал. - Важной частью являются пословицы о дружбе и Родине: Эсмира: Ан а- бабанъа сёз кайтарма. Родителям не перечь. Юсуф: Достсыз ада м- къанатсыз къуш. Человек без друзей, что птица без крыльев. Зарина: Ана юртынъ- алтын бешик. Отчий дом- золотая колыбель. Саб ина: Дост къара куньде белли олур. Друг познается в беде. Эльвина: Къайда бирлик, анда тирилик. Где единство, там жизнь. Маша: Башлагъан ишинъни ташлама. Доведи дело до конца. Амина: Озюнден буюкке ёл бер. Уважай старших. Тимур: Вата н- экинджи ананъ. Родина – вторая мама. Песня « Къырым меним анамдыр »( « Крым- моя мамочка») . Сабина: Слава тебе, мой Крым! Счастья тебе, мой Крым! Будь же всегда любим! Доброй судьбой храним, Наш полуостров Крым! Ведущий: Вот так развлекались наши предки. Наверняка, и вашем детстве были такие игры, правила которых вы узнали от более старших друзей, а не от своих друзей. И выясняется, что любимые нами в детстве дворовые игры появились столетия назад. И это здорово, по тому что – это память поколений.

Оставить комментарий: