a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека артикуляционной гимнастики

Автор: Шаталова Наталья Николаевна Опубликовано: 2021-03-03 10:33:39

Документы для скачивания

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. « Улыбка » Широка Нева- река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5- 10. 2. « Хоботок » Я слегка прикрою рот, Губы – « хоботом » вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у- у- у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд « трубочкой ». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5- 10. 3. « Домик открывается » Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот( как для пропевания звука « а »: « а- а- а ») , подержать рот открытым 5- 10 секунд, медленно закрыть. 4. Чередование « Хоботок »- « Улыбка »- « Домик открывается ». Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание: Упражнение выполняется в форме игры « Делай, как я ». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке( « у – и – а », « а – у- и », « и – у- а ») , у держивая губы в каждой позиции 3- 5 секунд, а ребёнок повторяет. 5. « Любопытный язычок » Вот и вышел на порог Любопытный язычок. « Что он скачет взад- вперед? »- Удивляется народ. Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд- назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8- 10 раз. 6. « Лягушка » Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. 7. « Зайчик » Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. 8. « Окошко » Рот прикрою я немножко, Губы сделаю « окошком ». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5- 10 секунд. 9. « Язык здоровается с подбородком » Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки( при ее укорочении) . Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз( к подбородку) , затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5- 10 раз. 10. « Язык здоровается с верхней губой » Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке( уздечки) , если она укорочена. Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3- 5 секунд, убрать в рот. 11. « Обезьянка » За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. 12. « Бульдог » За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. 13 « Прятки »( чередование « Обезьянка »- « Бульдог ») Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок. Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую( низ – верх) . Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения « Обезьянка » и « Бульдог ». 14. « Хомячок » Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3- 5 секунд. 15. « Кружок » Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ. Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг( правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой) . Затем язык двигается в обратном направлении. « Нарисовать » по 5- 6 кругов в одну и другую сторону. 16. Чередование « Толстячки- худышки » Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали. Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3- 5 секунд. 17. « Шарики »( поочерёдное надувание щёк) Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую. Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. 18. « Самовар » Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2- 3 секунды и выпустить через губы, произнося « Пых! ». 19. « Шлёпаем губами по языку » А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: « У быка губа тупа, Па- па- па, па- па- па ». Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа( пошлёпывания губами) . Научиться удерживать язык распластанным, широким. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: « па- па- па ». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад. 20. « Чашечка » Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и « чашечка » моя. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. 21. « Вкусное варенье » Как будто варенье лежит на губе – Слижу его « чашечкой » в ротик себе. Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая « чашечку ». 22. « Ступеньки »( Чередование « чашечка » на верхней губе – « чашечка » на верхних зубах – « чашечка » вверху за зубами) На верхнюю губку, На верхние зубки, За зубки скачок – Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая « чашечку ». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести « чашечку » на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3- 5 секунд. 23. « Фокус »( « Дуем с чашечки ») Я « чашку » выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. 24. « Не разбей чашечку » Широко открыт мой рот, Ходит « чашка » взад- вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму « чашечки » и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3- 5 секунд, не разбирая « чашечки ». 25. « Чистим верхние зубы »( с внутренней стороны) Зубы верхние – смотри: Чищу « чашкой » изнутри. Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком « почистить » верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. 26. « Покусаем язычок » Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации( нервной проводимости) . Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд- назад. Во время выполнения упражнения произносить: « та- та- та ». Произношение слогов( « та- та- та ») помогает ребёнку выполнять задания. 27. « Кусаем боковые края языка » « Горкой » выгну язычок, Пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу. Цель: преодолевать спастичность( напряженность) языка путем самомассажа( покусывания боковых краев языка) , способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам. Описание: Улыбнуться, спеть: « и- и- и »( язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз. 28. « Чистим зубы снаружи » Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же « чистим » наружную сторону нижних зубов. 29. « Загоним мяч в ворота » Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание: Вытянуть губы вперёд « трубочкой » и длительно подуть на шарик( лежит на столе перед ребёнком) , загоняя его между двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку( сдуть с ладошки) , направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку( из- под капель) . При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук( « гудит пароход ») . Это очень нравится детям. 30. « Лопаточка » Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок. Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5- 10. 31. « Дуем на лопаточку » Дую, дую на « лопатку », Чтоб была широкой, гладкой. Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. 32. « Горка »( « мостик ») Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить « горкой ». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5- 10. 33. « Ветерок дует с горки » С горки дует ветерок, И несет он холодок. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык « горкой », а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. 34. « Мостик построим – мостик разрушим » Ставлю я язык « дугой » И кладу – даю покой. Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки( « Мостик построим ») . Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3- 5 секунд. 35. « Чистим нижние зубы »( с внутренней стороны) Ходит « горка » влево – вправо, Чистит зубки очень браво. Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка. Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » нижние зубы с внутренней стороны. 36. « Катушка » Широко раскрою рот, « Горку » выведу вперед. И, назад отодвигая, Я ее не разрушаю. Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру. Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык « выкатывать » вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8- 10 раз в спокойном темпе. 37. « Жуём блинчик » Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот- вот. Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы( как в упражнении « Горка ») , потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10- 15 раз. 38. « Гармошка » Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз. Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот( видны верхние и нижние зуб) и широким язычком « почистить » верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. 39. « Маляр » Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и « покрасить » кончиком языка твёрдое нёбо( « потолок ») , делая движения языком вперёд- назад. 40. « Барабанщик » За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок. Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука « р ». Укреплять мышцы языка( особенно кончика языка) . Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: « д- д- д ». Звук « д » нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя( дуем на кончик языка) . Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: « дын- дын- дын »( « звоночек ») . Стучим и произносим: « т- д- т- д »( « скачет лошадка ») . Многократно произносим: « а- д- д- д », « а- д- д- д », « а- д- д- д »( « песенка ») . 41. « Лошадка » Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок. Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку( уздечку) . Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка( « лошадка цокает копытами ») . 42. « Грибок » Широко открою рот, Будто щелкну я вот- вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз – и вся учеба. Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука « р ». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку( уздечку) . Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот( как растягиваются меха гармошки) . При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. 43. « Кучер » Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру И скажу лошадке: « Тпру! ». Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению « р ». Развивать силу выдоха. Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук « тпру- у- у ». Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами( « едем на мотоцикле ») . 44. « Парус » Улыбаюсь, рот открыт: « Парус » там уже стоит. Прислоню язык, смотрю, К зубкам верхним изнутри. Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5- 10 секунд. 45. « Иголочка » Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5- 10. 46. « Маятник » Влево- вправо кончик ходит, Будто места не находит. Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10- 15 раз. 47. « Змейка » А у змейки язычок Узок, тонок, как сучок. Ходит- ходит взад- вперед: Как же он не устает? Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык. Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд- назад( « жало змейки ») . 48. « Индюк » Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет « чашечкой » губу И « болбочет » на бегу. Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится « бл- бл »( так « болбочет » индюк) . 49. « Качели » « Чашкой » вверх И « горкой » вниз Гнется мой язык – Артист! Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы( с внутренней стороны) , удерживать в таком положении 3- 5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы( с внутренней стороны) и удерживать 3- 5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4- 6 раз. 50. « Пароход » Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: « Ы » тяну – и к нам идет Белый- белый пароход. Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки « л »( особенно при напряженности языка и замене твердого « л » на мягкий « ль ») . Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук « ы- ы- ы »( « пароход гудит ») .

Оставить комментарий: