a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Построение РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Автор: Шаталова Наталья Николаевна Опубликовано: 2021-03-03 13:27:06

Документы для скачивания

Построение развивающей предметно- пространственной среды в подготовительной к школе группе" Русалочка" в соответствии с ФГОС ДО Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно- пространственной среды( РППС) . Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Развивающая предметно- пространственная среда( согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно- насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Развивающая предметно- пространственная ср еда группы должна обеспечивать: 1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений. 2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию реб енка. 3. Реализацию образовательной программы ДОУ. 4. Учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляетс я образовательная деятельность. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно- прос транственная среда должна быть: — содер жательно- насыщенной; — трансформируемой; — вариативной; — полифункциональной; — доступной; — безопасной. Насыщ енность РПП среды предполагает: — разнообразие материалов, об орудования, инвентаря в группе; — соответствие возрастным особенностям и содерж анию программы. Полифункционал ьность материалов предполагает: — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды( детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д. ) . Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изм енений РПП среды в зависимости: — от образовательной ситуации; — от меняющихся интересов детей; — от возможностей детей. Ва риативность среды предполагает: — наличие различных пространств( для игр ы, конструирования, уединения) ; — периодическую сменяемость игрового материала; — разнообразие материалов и игрушек для обеспе чения свободного выбора детьми; — появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследова тельскую активность детей. Доступность среды предполагает: — доступность для детей всех помещений, где осуществляетс я образовательная деятельность; — свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающ им все виды детской активности; — исправность и сохранн ость материалов и оборудования. Безопасность среды: — соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертифи каты и декларации соответствия. Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей: Социально – коммуникативная; Познавательная; Речевая; Художественно – эстетическая; Физическая. В каждой области имеются свои центры. Пространство группы организовано в виде разграниченных центров, ос нащенных развивающим материалом. Подобная организация позволяет детям выбрать для себя интересные занятия, чередовать их в течении дня, что даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Центры активности организованы на основе интеграции и видов деятельности по следующим направлениям: ОО" Художественно- эстетическое развитие" Центр" Творческая мастерская" . Для воплощения творческих идей детей в центре имеются все необходимые материалы и оборудование: трафареты, раскраски, альбомные листы, гуашь, акварель, пластилин, кисти, кинетический песок и т. п. Подобраны различные картинки, схемы с изображением последовательности выполнения работы, иллюстрации известных художников. В этом центре постоянно меняется дидактический материал взависимости от темы недели, а также от изучения каких- либо новых техник изодеятельности. Оформлена картотека дидактических игр по развитию изобразительныхумений детей. О формлено выставочное пространство для размещения работ детей. До П осле Центр" Юные таланты" . Для развития театральных, творческих способностей детей в группе оформлен центр, в котором находятся различные виды театров( настольный, пальчиковый, Би- Ба- Бо, кукольный) , ширма, различные маски и шапочки, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов персонажей. Театральный центр систематически пополняется новыми атрибутами, сделанными руками педагогов и родителей группы. До П осле Центр" В гостях у сказки" . Центр" В гостях у сказки" включает в себя книжный уголок. Весь предоставленный материал книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программы и комплексно- тематического планирования. В нём находится художественная литература различных детских писателей, как советских, так и зарубежных, иллюстрации к детским книжкам, альбом с портретами писателей, с творчеством которых дети знакомятся в данном возрасте. В уголке размещены книжки сделанные руками родителей и детей. Большинство художественной литературы лежит в отведенном для этого шкафе, дети могут самостоятельно достать интересующую книжку и рассмотреть её в любое время. До П осле ОО" Речевое развитие" Центр" Речевичок" В центре развития речи расположены различные настоль но- печатные дидактические игры, картинки и иллюстрации для установления последовательности событий, парные и сюжетные картинки, мелкие игрушки разных животных и героев мультфильмов, для обыгрывания сюжетов или составления сказок и др. Также здесь находятся большие дидактические кубы, с помощью которых дети развивают звуковую культуру речи и умение классифицировать предметы по разным признакам. В центре имеется картотека игр для развития речи, речевого дыхания, фонематического слуха, артикуляционных игр и упражнений и коллекции открыток, фантиков от шоколада и конфет. До П осле ОО" Познавательное развитие" Центр «Почемучка» В центре природы и экспериментирования расположен стеллаж с материалом для разнообразной познавательно исследовательской деятельности детей. В нём расположены: календарь погоды и природы, различные ёмкости для воды и сыпучих материалов, мини- лаборатория( лупы, компасы, песочные часы, пробирки, колбы, микроскоп и так далее) . Представлен материал для проведения различных опытов( грунт, песок, камни, минералы, семена) , разнообразная коллекция ракушек, гербарии цветов и листьев, муляжи овощей и фруктов. Имеется картотека экспериментов и опытов, настольно- печатные дидактические игры на ознакомление с окружающим природным миром, художественная и познавательная литература о живой и не живой природе, энциклопедии, альбомы с иллюстрациями животного и растительного мира, оформлены мини макеты. Всё составляющее макетов носят мобильный характер и находятся для хранения в коробках. Для ознакомления и ухаживания за комнатными растениями предусмотрена инструменты: фартуки, нарукавники, палочки для рыхления, детские металлические грабельки и лопатки, лейки. Каждый год, в весеннее время оформляется мини огород на подоконнике. Дети не только самостоятельно наблюдают за ростом культурных растений, но и могут ухаживать за ними. До П осле Центр" Развивай ка" В данном центре находятся разнообразные развивающие игры( " Мозаика" , " Шнуровка" , " Лото" , " Бисер и бусы" и т. д. ) , игры на плоскостное моделирование( " Разрезной квадрат, круг, треугольник) и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Располагается набор карточек сопоставления цифр и количества, геометрические фигуры, счетный наглядный и раздаточный материал, магнитная доска. Достаточно большой выбор игр на развитие мелкой моторики рук, игрушки для сенсорного развития. Многие пособия и игры сделаны своими руками. До После Центр" Мы строители" В центре расположены различные по величине и материалу конструкторы, большое количество строительных кубиков, мягкий модульный конструктор. Для обыгрывания построек предусмотрены мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки. Дети не только самостоятельно, по своему воображению, реализуют замыслы, но и используют схемы и модели построек. Для этого в уголке есть альбом со схемами построения разных конструкций. Данный центр является достаточно мобильным, материал уголка можно переносить в любое место группы и организовывать игру как с подгруппой детей так и индивидуально. Н асыщенность и мобильность данного центра позволяет детям чувствовать себя комфортно в любой части группы. До П осле Центр" Родина моя" В центре нравственно- патриотического воспитания детей имеется государственная символика России, Красноярского края, родного города Назарово, географические карты города и края. Находятся энциклопедии и пособия отражающие многонациональность нашего края, и меются альбомы для ознакомления детей с культурными и памятными местами города Назарово и других городов Красноярского края. В патриотическом уголке имеются дидактические настольно- печатные игры по ознакомлению детей с культурой и бытом жителей нашего края. До После ОО" Физическое развитие" Центр" Будущие олимпийцы" В центре расположено как стандартное оборудование( мячи разных размеров, кегли, скакалки, кубики и другое) , так и нестандартное, сделанное руками родителей и педагогов( массажёры, дорожки для закаливания, платочки, ленточки, и др. ) . Имеется картотека подвижных игр, загадки о спорте, дидактические игры и пособия( " Назови спорт" , " Чего не хватает спортсмену" и др. ) , альбомы с фотографиями известных спортсменов Красноярского края( по летним и зимним видам спорта) . Всё это позволяет ребёнку реализовать свои потребности в двигательной активности, приобщиться к ЗОЖ. Д о После ОО" Социально- коммуникативное развитие" Центр" Поиграйка" Целью этого направления является социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к нормам, традициям семьи, общества и государства. Именно в игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В центре сюжетно- ролевых играх оборудование и игрушки размещены таким образом, чтобы дети могли легко подобрать игрушки для обыгрывания своих творческих замыслов и созданных ролевых сюжетов. Разнообразный игровой материал( куклы, детская посуда, утюги, муляжи продуктов питания, коробки из- под конфет, чая, лекарств, косметики и др. ) способствует лучшей передаче общественного и культурного опыта, вызывают радостные чувства, активизируют интерес детей к сюжетной игре. До После Центр" Островок безопасности" В данном центре формируются навыкибезопасного поведения детей дома, на улице( ПДД) , а также навыки противопожарной безопасности. В нем размещены необходимые атрибуты, дидактические игры, игрушки для обыгрывания различных ситуаций, картотека игр, иллюстрации ситуаций по правилам дорожного движения и пожарной безопасности. Имеется дидактическое пособие в виде специально оборудованного стола, где изображены улицы, дома, дороги. Для обыгрывания данного пособия есть мелкие машинки, разного вида и разных служб, знаки дорожного движения, макеты домов, зданий, игрушки- пешеходы. Игровые пособия носят мобильный характер, хранятся в оформленных коробках, которые можно переносить и в другие части группы. До П осле Развивающая предметно- пространственная среда группы обеспечивает разнообразие детской деятельности по интересам, предоставляет возможностьсамовыражения, комфортное пребывание ребёнка в детском саду, обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие дошкольников, способствует их всестороннему развитию.

Оставить комментарий: