a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Прием ТРИЗ "Системный оператор" в детском саду

Автор: Шаталова Наталья Николаевна Опубликовано: 2021-03-10 12:59:46

Документы для скачивания

Использование приёма ТРИЗ- системный оператор в детском саду. “ ТРИЗ  – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль  работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. В центре внимания  ТРИЗ  – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое  системное воображение и владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач. Цель  ТРИЗ   – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить  системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родит елям, инструмент по конкретному практическому  воспитанию   у детей каче ств тв орческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира. В решении изобретательских задач  ТРИЗ используются различные методы и приёмы. Сегодня мы рассмотрим один из таких  приёмов известный как  « системный анализ », или  « системный оператор ». Цель метода: формирование у детей такого качества мышления, как системность – способность ребенка воспринимать любой предмет, который он познает всесторонне, во всем многообразии связей. Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего- то большого и в тоже время из чего- то состоит сам. Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗе он называется «Системный оператор». Системный оператор: 1. П озволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой  системы и подсистемы  в целом. 2. П озволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне  системы,   надсистемы и подсистемы; В  детском саду  этот прием получил название  «Волшебный экран»  ( у некоторых авторов –  «Волшебный телевизор») . Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». А поскольку в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный э кран», который состоит окошек. Работу с  детьми   младшего возраста лучше начинать с трёхэкранки или как ещё её называют  « Системный лифт ». Он может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в  системе,   подсистеме и надсистеме. А горизонтальный помогает рассмотреть объект во временном аспекте( прошлое, настоящее и будущее) . В младшем дошкольном возрасте «системный оператор» помогает развивать умение анализировать и обобщать; развивать в оображение, знакомить и обучать. Для анализа можно брать объекты неживой природы из ближайшего окружения детей( предметы мебели, транспорта, одежду, игрушки) и объекты живой природы( домашние и дикие животны е, птицы) . Сначала рассматриваем подсистемные признаки, сразу после названия системы( объекта) , а потом уже определяем, в какую надсистему она входит. Возможно, формирование у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, постепенно увеличивая длину цепочки. В среднем дошкол ьном возра сте   используем компонентный и генетический подходы для закре пления представлений и получения более развернутых знаний о над системах и под системах  объектов живой и неживой природы. И знакомим детей с моделью анализа объектов  « пятиэкранки ». С помощью пяти экранов «волшебного телевизора, мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект. Дети узнают функциональные особенности отдельных частей самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Проводится анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы. Для более успешного запоминания порядка рассматривания  систем можно использовать стихотворение. " Что- то" Если мы рассмотрим что- то. Это что- то для чего- то. Это что- то из чего- то. Это что- то часть чего- то. Чем- то было это что- то. Что- то будет с этим что- то. Что- то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! В старшем дошкольном возрасте   работаем с полной верси ей   « системного оператора »  -   « девятиэкранкой », с помощью которой развиваем у детей системное мышление и учим познавать окружающий мир и мир природы. В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна: В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить   на вопрос: «Кто( что) это? Что делает? В окошке № 2 – это  что- то  нужно внимательно рассмотреть, чтобы   рассказать: какое оно, из чего состоит? В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект? В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта. В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял. В окошке № 6 – где он жил в прошлом. В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем. В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем. В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем. Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. Но выполняя игровые действия, мы обязательно соблюдаем  алгоритм деятельности  – «мыслительные шаги»: - выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки. - определяется  подсистема  природного объекта( дети определяют, из каких частей он состоит) ; - определяется  надсистема  объекта( его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится) ; - рассматривается процесс развития объекта  в прошлом  ( выясняем историю возникновения данного объекта) ; - рассматривается развитие объекта  в будущем  ( детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. ) Используя в работе с детьми «системный оператор», можно не всегда рассматривать все экраны на одном занятии или в одной игре. Рассматриваются только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой- либо цели. Таким образом, использование метода «системного оператора», позволяет развивать воображение и фантазию, мышление и творческие способности детей, а знания, полученные в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивают их прочное усвоение и систематизацию.

Оставить комментарий: