Консультация для родителей "Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова

Опубликовано: 17:05:23 17-03-2021

Автор: Иванова Татьяна Васильевна

Консультация для родителей подготовительной группы.  Было проведено шесть индивидуальных консультаций в течение марта месяца 2021г.  

 Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.

      Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

    Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

- Нарушение количества слогов (пропуск слогов: моток-молоток;  увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава).

     - Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов   в слове: деворе-дерево).

    - Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон).

    - Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан).

    - Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама).

    - Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

     Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

      В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.

 ИГРЫ:

Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».

Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает  ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

Упражнения на развитие координации рук:

пальчиковые гимнастики

«Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками -ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

Артикуляционная гимнастика

       «Весёлый язычок»

Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно - временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».

Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово» ( подбираем слова на заданный звук, слог.)

Игры направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Желаю успехов!

        

                                                                                                                 Учитель – логопед

                                                                                                                            Иванова Т.В.      

Оставить комментарий: