Консультация "Развивающая предметная среда для дошкольного возраста"

Опубликовано: 17:18:03 19-03-2021

Автор: Солобуева Маргарита Ивановна

 

« Развивающая предметная среда дома для детей  дошкольного возраста »

   Как же создавать в семье развивающую среду, т.е. такую обстановку, в которой бы ребенок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно. Что ребенок должен осваивать все пространство квартиры. Но у него должно быть и свое пространство, оборудование с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей.

    «Детское зеркальце, скажи…». Очень важно организовать «детское зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно.  И необходимо предоставить им такую возможность. Кроме того, на полочке необходимо расположить  расчески и набор детской косметики. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится прививать себя в порядок и, вернувшись, осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что – либо в своей внешности. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоятельность.

«Картинная мини – галерея».

     Важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщать к этому дошкольника. Например:

   - произведения одного или несколько авторов;

   - портретная живопись;

   -орнаментная живопись и т.д.

    Причем подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.

 «Мешочек добрых дел».

     Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом – ваша коробочка с наличием мелких предметов: камешков, ракушек За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги любовно подводится в субботу или воскресенье, т.е. ежедневно  Главное в данном случае – умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство  поведения ребенка на показ.

 «Детская лаборатория – это серьезно».

     Ребенок  сам  по  себе  исследователь.  Очень  часто  он   ломает   игрушку,

раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки.

   Полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке или на полочке такие предметы, как магниты, уже неработающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны. Термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способ действия, т.е. для чего нужно, где и как использовать.

 «Столярничаем или вышиваем»                 

    В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.

 «Шкаф находок».

     В этот шкаф ребенок приносит все необходимое, что находится в окружающем мире и природе. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно для поддержания интереса дать детям план – задачу, к примеру: Чем тебе нравится этот камешек? На что похож? Давай вместе придумаем волшебную историю этого камешка.

 «Уголок ребусов, шарад, головоломок».

     Хотим ли мы умного ребенка? – на этот вопрос все ответят положительно. Если речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции – значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовывать уголок шарад, ребусов, головоломок. Любая наглядность  в этом плане должна заставлять думать, но по принципу «Учите играя». Это могут быть сюжетные лабиринты типа «Как собачке добраться до будки?; это могут быть ребусы типа «Отгадай название цветка»; это могут быть загадочные контуры, завуалированные цифры, буквы.

 «Книжки в вашем доме».

     Можно было бы опустить разговоры о них, если бы мы с вами в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге, вначале к рассматриванию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с этим необходимо внимательно и разборчиво относится к организации и подбору книг дома. Каждый ребенок выбирает полюбившуюся только ему книжку. Удовлетворяйте его желания, но и постоянно расширяйте поле его книжного зрения.

«Нужна ли дома волшебная палочка».

     Известно, что дошкольник не различает реальный и воображаемый мир. Но где – то к 5-6 годам могут и должны понимать, что так не бывает. Создавать дома каждодневный интерес для детей – это одна из наших маленьких задач. И помочь может сделанная нами волшебная палочка. Она может служить средством переключения внимания ребенка, поможет поощрить малыша, уложить его спать.

 «Моя родословная, или ленточка моей жизни».

     Очень хорошо, когда на виду, в детской, имеется семейная фотография. Но еще лучше, когда рядом фотографии из нашей родословной.

 «Важность детских плечиков».

     Обычно одежда детей хранится в шкафу, а то, что носить сегодня, - на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает туда свою одежду. Но лучший вариант – приобрести детские плечики.

 «Альбомы по интересам».

     Приобретите несколько альбомчиков, куда можно собирать и наклеивать: фантики от конфет, открытки с изображением цветов, картинки с изображением машин, иллюстрации с изображением животных.

 «Звучит музыка».

     Доктор мед. наук Ю.Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует усыплению ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему.  

 «Уголок потерянных вещей».

     Он важен для воспитания собранности. Если кто увидит, что вещь, лежит не на своем месте – сразу же несет ее в этот уголок.

 Где же найти место для этих уголков? – Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире!

 

Оставить комментарий: