"Повышение интереса детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы работы"

Опубликовано: 08:04:14 24-03-2021

Автор: курменёва наталья степановна

 

 

    

Ещё с древних времён человечество понимало, что счастливая и полноценная жизнь не может быть без здоровья. «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто» писал Сократ, немецкий философ Артур Шопенгауэр ещё в прошлом веке говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения».

Актуальность.

В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация и негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья всех групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Существующая тенденция динамики демографических показателей обуславливает актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, которая является приоритетной государственной задачей. Постановление В.В.Путина «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» отражает беспокойство государства за будущее страны, ведь существующее поколение определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. Сухомлинский.

Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важной общественной ценностью, от здоровья конкретно существующего поколения зависит здоровье и счастье потомков.

Основной замысел.

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью - это фундамент, на котором выстроено здание потребности в ЗОЖ. Необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и своё здоровье, и свою жизнь надо уметь беречь и защищать с самого раннего возраста. Важно отметить, что полноценная готовность ребёнка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ, что тоже обуславливает актуальность проблемы. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде.

Главные задачи, необходимые для формирования у детей потребности в ЗОЖ:

- создать у детей устойчивую положительную мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья;

- создать условия для физического развития и снижения заболеваемости;

- создать систему взаимодействия детского сада, семьи, различных ведомств социума по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления детского здоровья.

Данные задачи решаются при помощи различных форм, методов и приёмов работы.

Основными формами работы являются: непосредственная образовательная деятельность по физической культуре, утренняя гимнастика, спортивные соревнования, развлечения, досуги, праздники, Дни здоровья, походы, самостоятельная деятельность детей, работа с семьёй.

Работая над проблемой формирования у детей потребности в ЗОЖ, необходимо формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой, которая способствует формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм. Поэтому, в своей деятельности нужно выступать в роли помощника, а не педагога, стараться установить контакт с каждым ребёнком, обращать внимание на свой внешний облик, использовать организационные игровые моменты. Именно такой приём активизирует активность ребёнка, способствует самостоятельности и самовыражению через движение. Во время деятельности у детей улучшается настроение, появляется чувство радости и удовольствия. И ещё каждый малыш должен знать, что он важен и нужен. «Мой успех – это успех моих воспитанников».

Так же для повышения интереса дошкольников к физкультуре необходимо разнообразить непосредственную образовательную деятельность по физической культуре:

  1. Широко использовать разнообразные атрибуты, позволяющие эффективнее осваивать движения, и современное музыкальное сопровождение, помогающее понять характер движения, выполнить его выразительно и пластично. Я считаю, что оборудование, особенно нестандартное и современное, помогает развить и поддержать интерес к физической культуре. Нестандартное оборудование – это оборудование, не требующее почти никаких материальных затрат, которое можно изготовить  самим или с помощью детей и их родителей. К такому оборудованию, имеющемуся в нашем детском саду относятся:

-ленты для ОРУ (сшитые, из материала разного цвета);

- мешочки для метания (сшитые из балони, наполненные песком);

-различные коврики для профилактики плоскостопия.

К современному оборудованию, которое так же используется для повышения интереса у детей к физической культуре и привитию потребности в ЗОЖ, относятся тренажёры. Использование данного оборудования проводятся в форме круговой тренировки

  1. Использование подвижных игр, которые так же направлены на развитие физических качеств, на организацию деятельности разных систем и функций организма, на развитие творческих способностей, формирование двигательного воображения, внимание, памяти, координацию движения, ориентировку в пространстве.
  2. Использование соревнований, игр-эстафет, игр-аттракционов и т. д. («Кто дальше», «Кто сильнее», «Кто лучше прыгнет», «Попади в мишень» и др.), где дети в ходе различных эстафет выявляют победителей из 2-х команд. Такой приём тоже помогает поддерживать интерес детей, высокую двигательную активность и высокий эмоциональный тонус.
  3. Большое внимание уделяем упражнениям на снятие мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия. Для этого используем различные игры малой подвижности («Угадай, кто позвал», «Найди, где спрятано») дыхательные гимнастики («Насос», «Кошка»), пальчиковые гимнастики («Замок», «Цветок»), самомассажи (интеллектуальный, антистрессовый, точечный), психогимнастики («Ласка», «Вкусные конфеты»), релаксации («Волшебная страна»), аромотерапию, аутотренинги.

Особую ценность приобретают физические упражнения и занятия физкультурой на свежем воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода, во все времена года способствуют закаливанию организма ребёнка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребёнок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Очень важно, чтобы дети имели стойкую мотивацию к выполнению утренней гимнастики, главная задача которой – дать детям мощный эмоциональный заряд на предстоящий день, сбросить возможные негативные эмоции, связать с плохим пробуждением и так далее. При проведении утренней гимнастики  стараться  быть «старшим ребёнком» в этой дружной, весёлой семейке: делать все вместе с детьми, быть источником шуток и безобидных шалостей. В конце зарядки хором произносим выученные заранее фразы: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Здоровье на фигуре, спасибо физкультуре», «Зарядка – подвиг, для здоровья – допинг» и другие.

Использовать музыкальное сопровождение и различные атрибуты (яркие мячи, гантели, цветные обручи, ленты), которые как нельзя лучше помогают заинтересовать детей в выполнении упражнений;  использовать на утренней гимнастике мультимедиа: дети выполняют утреннюю гимнастику по показу мультяшных героев (кошки Симы, котов Яши и Кеси) и под ритмичное музыкальное сопровождение (пианиста пса Були).

Не менее ценными в приобщении детей к ЗОЖ являются такие формы работы, которые направлены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на развитие положительных эмоций и высокой двигательной активности. К таким формам работы относятся: досуги и развлечения, праздники, походы, спортивные развлечения, Дни здоровья. Данные мероприятия не проходят без участия родителей. Это физкультурные досуги с родителями к празднику 23 Февраля, 9 мая, День матери.

Используем следующие методы:

1-метод упражнений с чётко заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и интервалами отдыха;

2-игровой метод (использование игрового сюжета);

3-соревновательный метод (используется для сопоставления сил участников, борющихся за более высокие показатели);

4-словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, оценка);

5-наглядный (имитация, использование ориентиров).

Конечно, семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Используем такие формы работы с родителями как:

1- совместная непосредственная образовательная деятельность, досуги и праздники с детьми и родителями, дни открытых дверей;

2-родительские собрания;

3-выставка информации в родительские уголки;

4-проведение занятий в «Клубе здоровья».

В совместной образовательной деятельности по физической культуре с родителями и детьми реализуются задачи пропаганды здорового образа жизни, расширения кругозора родителей в области физического воспитания ребёнка, обогащения детско-родительских взаимоотношений. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру взрослых, к укладу жизни семьи. Следовательно, если меры по укреплению здоровья ребёнка, предпринимаемые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учётом индивидуальности ребёнка, у него развиваются определённые положительные склонности и интересы.

Необходимо включать в непосредственную образовательную деятельность по физической культуре беседы о здоровье человека, о роли ЗОЖ в жизни, о негативном воздействии на организм человека вредных привычек. Для повышения уровня физического развития детей целесообразно включать в образовательный процесс дополнительное образование.

Чтобы получить объективную информацию об уровне развития представлений ребёнка о здоровье и об отношении к нему, о степени овладения средствами и способами оздоровительной деятельности, можно использовать такие формы работы как: интервьюирование, беседы с детьми и родителями, педагогические наблюдения, тестовые задания, а так же анкетирование родителей.

Используемая литература.

1., , . От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-синтез,2010.

2.. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных учреждений «Здоровье с детства», Киров 1997.

3., , . Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс»,2007.

4.. Навстречу друг другу: Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. – СПб.: ЛОИРО,2001.

5.. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986.

6.. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». – Волгоград: Учитель, 2007.

7.. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы. – Воронеж: ЧП , 2007.

8.. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.

9.. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивной зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

10.. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М.:Просвещение,1992.

11.. Занятия на тренажёрах в детском саду. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

12.. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2004.

13., . Домашние тренажёры. М.: Знание, 1985.

14.В. Зеленин. Методические рекомендации по использованию нестандартного оборудования на физкультурных занятих// Дошкольное воспитание. 1987.

15.Журналы «Инструктор по физкультуре», 2010. СФЕРА», 2010

16.Журналы «Здоровье дошкольника». дом «Воспитание дошкольника». 2008.

 

Оставить комментарий: