a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация «Экологическое развитие детей раннего возраста»

Автор: Журова Ольга Ивановна Опубликовано: 2021-03-28 09:45:04

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» с. Доброе Консультация «Экологическое развитие детей раннего возраста» Подготовила: воспитатель Журова О. И. 2021 год Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. В этой борьбе за будущее человечества важное место занимаем мы, педагоги. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Вспоминаются слова В. Г. Белинского: " Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей; но человек, родившись человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком, и ослом, и чем угодно" . Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать все возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка знаниями, впечатлениями. Передо мной как воспитателя детей раннего возраста ставятся следующие задачи. Приучать ребенка не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы. В работе с детьми раннего возраста( от 2 до 3 лет) на первый план ставились познавательные и нравственные цели, а затем уже обучающие. Научить ухаживать за животными несложно. Но большого труда стоит привить истинную любовь к животному, заботливое к нему отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка. Начиная со второго года жизни детей, через игру и эмоциональное воздействие стараюсь вызвать у малышей интерес к познанию окружающего мира, в том числе и природы. Знакомила детей с первыми игрушками, изображающими животных. Использовались различные дидактические игры: " Кто в домике живет? " , " А у нас во дворе" , " К нам приехал гость" ; игры- сюрпризы: " Ты кто? " ; игры- забавы: " Солнечный зайчик" , " Водичка- водичка" . Кругозор детей расширяли постоянные наблюдения за животными, явлениями природы, за растениями. Давала задание: дома с помощью родителей покормить кошку. Потом дети рассказывали, как кошку поили молоком и слушали, как она, довольная, мурлычет. " Кошка грациозная, движения у нее плавные, шерстка бархатная" . Для характеристики природы и животных не боялись употреблять сложные эпитеты. Со временем дети поймут их, научатся восторгаться красотой, будут глубже чувствовать и понимать мир. Все, что связано с живыми объектами, дает быстрый положительный результат, как в познавательном, так и в нравственном и эмоциональном смысле. Но есть и сложности. Каждую весну мы сажаем цветы на клумбы, поливаем их. Когда выросли- нюхали, любовались, в то же время кто- нибудь из детей да сорвет цветок, кто- нибудь да забежит на клумбу. Показывали, как гибнет сорванный цветок, а его" сестрички и братишки" поникли и плачут. Реакция детей на такие эпизоды была различной. Одни переживали и надолго запоминали случившееся, другие наблюдали, им это еще не понятно. Поэтому самая главная задача- научить ребенка быть защитником, помощником всего живого в природе, воспитывать в нем чувство ответственности: " Я большой, а бабочка маленькая" , " Я сильный, а одуванчик слабый" , " Я буду добрым! " Считаю, что с детьми 3- го года жизни эту задачу можно успешно решить на занятиях изобразительной деятельностью. В игровой, эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира. Малышу, как и любому человеку, кажется, что все, что он делает, непосредственно нужно кому- то. Но кому? В каком мире смогут найти свое применение яблоки, нарисованные на бумажных тарелках, короткие мазки, изображающие траву. К счастью, такой мир существует! Это прекрасный мир, который называется игрой; там дружат зайцы и волки, которые ходят друг к другу в гости, обращаются к ребенку за помощью, если болеют. Соединяя мир игры с обучением, необходимо соблюдать определенные правила. Во- первых, ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому- нибудь игровому персонажу. Следовательно, у детей должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира. Во- вторых, для того чтобы привлечь внимание детей к нуждам и заботам игрового персонажа, вначале следует показать тех персонажей, которые станут героями данного занятия. Например, если на занятии дети будут учиться лепить орешки для бельчат, то показываются маленькие игрушки или плоскостные фигурки бельчат. Затем нужно рассказать о том, что эти игровые персонажи оказались в опасном или затруднительном положении: наступила зима, а маленькие зайчата не запаслись орешками. Важно не только обозначить трудности, но и добиться отклика у детей, подчеркнуть, что у этих зверюшек есть защитники, тем самым ставя детей в позицию помощников, защитников. Однако дети готовы помогать не вообще, а кому- то конкретно: белочке, зайчику и всем тем, кто лично обратился за помощью. Ведь характерная особенность этого возраста- конкретность мышления. Поэтому на занятиях каждый ребенок получает личную игрушку. В- третьих, чтобы дети активно включились в работу, необходимо объяснить им, что для спасения игрового персонажа нужен именно тот предмет, который предстоит нарисовать или слепить. Так, чтобы спасти петушка, надо слепить заборчик из бревнышек. Получается: с одной стороны, помогая петушку, ребенок играет, а с другой, - действует не в воображаемом плане, а реально, создает какой- то реальный продукт( рисунок, лепку) . Очень важно по ходу занятия и по его окончании совершить игровое действие: нарисовали дети траву для животного- воспитатель берет в руки макет животного и проходится им по рисунку, т. е. корова пощипывает вкусную траву, благодарит того, кто ее нарисовал. Дети сразу подхватывают это игровое действие. Оно необходимо, чтобы ребенок получил как удовольствие от проделанной работы, так и дополнительное побуждение к ее продолжению. Наблюдение показывает, что оценивать работу детей младшего возраста нужно не в конце занятия, а по ходу. При этом критика и обоснованные исправления должны исходить как бы от игрового персонажа. Это он, котенок, просит хорошо обработать края миски, так как из этой ему трудно кушать. Для решения поставленной задачи полезно предложить детям по окончании задания продолжить игру с рисунком, предметом лепки в игровом уголке. Ведь на занятии ребенок рисовал будку для Дружка, твердо уверенный в том, что после стольких усилий Дружок обязательно поселится в ней. В противном случае, затраченные усилия и проделанная на занятии работа становятся для детей бессмысленными, и они в дальнейшем не будут интересоваться изобразительной деятельностью, зная заранее, что ее оборвут на самом важном для них месте. Надеюсь, что когда наши дети повзрослеют, больше узнают, у нас на участке вырастет много чудесных цветов. И жучков, паучков больше не будут они хватать и зажимать в ладошках. Так мы должны добиваться у детей с оздания экологического сознания. Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы, при помощи: дидактических игр и игрушками изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребёнок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь. Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребёнка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. Комнатные растения очень разнообразны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине. В каждом своя красота и неповторимость. Яркие, привлекательные растения способны вызвать и удержать ещё не устойчивое внимание ребёнка. При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними: «Растение красивое, потому что мы его поливаем». Надо помочь ребёнку увидеть, понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света. Приобщаясь к зелёному миру на окне, ребёнок постепенно учится отличать здоровое, красивое растение от слабого, бледного которое нуждается в «лечении». Когда ребёнок научиться понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать проявлять заботу. Важно вместе с ребёнком чаще подходить к растениям и каждый раз удивляться, восхищаться их красотой. Знакомим детей с животными, которые привлекают внимание ребёнка своей подвижностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями. Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений. Встреча с животными вызывают у ребёнка, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно. Необходимо предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения к животным, чёрствости, жестокости. Наблюдение за птицами – это ещё один способ полюбить природу. Увидеть, насколько она изобретательна и мудра. В течение нескольких месяцев мы с детьми подкармливаем птиц во время прогулок и птицы нас уже не бояться: они сидят на ветках деревьев, кормушек, смотрят на нас. Синицы, воробьи, снегири, и дятлы прилетают к кормушке подолгу сидят там и клюют зёрнышки, крупу и сало. Но многие дети встречаются с пернатыми впервые. И у них появляются вопросы: а что ест воробей, а куда улетают птицы на зиму, почему у синички такое имя, а у снегиря – такая яркая грудка? И о них обязательно нужно рассказать ребёнку. Разные птицы по- разному приспосабливаются к жизни в зимнее время. Одни, которые кормятся насекомыми, улетают в тёплые края, где нет снега и морозов, это перелётные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это зимующие птицы. Так же с детьми для более лёгкого запоминания названия птиц, используется художественное слово, различные дидактические и подвижные игры. В саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за жизнью Сома в воде, за его поведением лучше многократно, каждый раз подмечая что- то новое. Нужно пояснить ребенку, что рыбка живёт только в воде, без воды она не может жить. Основы заботливого отношения у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ними. Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок учится замечать особенности живых объектов, у него появится интерес и желание чаще общаться с животными, растениями. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответственности за всё живое. У двух- трёх летнего ребенка есть целый мир- «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку, педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: