a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

индивидуальная работа с детьми

Автор: Данилюк Елена Михайловна Опубликовано: 2015-01-11 17:08:20

- 310515- 546735 70485- 1137285 146685- 603885 146685- 822960

Развитие моторики. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников — одна из сложнейших в психолого педагогической практике. Главное для ее решения — рациональная организация все го учебного процесса( создание п роблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д. ) , но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг. Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного нед о по нимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих: • высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций( анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др. ) ; • высокий уровень активности, рискованности и плюралистичности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой; • высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем ана л иза, в осознании собственных спосо б ов мышления и в контроле за ними. Предлагаемый нами комплекс интеллектуальных игр направлен прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность. Занятия проводятся с группой из 5— 10 старших дошкольников. Длительность одного занятия —о т 15 до 30 мин. Периодичность проведения занятий — 1—2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий. На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая. Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга. Общие рекомендации к предлагаемым играм • Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления. • Педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой — прежде всего поощрять оригинальные, творческие решения. • Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных Игра 1. Составление предложений Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов. Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу( например, озеро, карандаш, медведь) . Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова. Ответы могут быть стандартными( «Медведь утопил в озере карандаш») ; сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов( «Мальчик взял rарандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») ; и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи( «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь») . Игра 2. Поиск общего Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков. Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом( например, тарелка и лодка) . Ответы могут быть стандартными( «Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между пред Игра 3. Исключение лишнего слова Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов. Игровое задание. Берутся три слова( например, собака, помидор, солнце) . Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем- то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками. Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений( исключить слово «собака», так как и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными. Игра 4. Поиск аналогов Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам. Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным педагогом( например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет( например, вертолет, птица, бабочка — все они летают; вертолет, автобус, поезд — это транспортные средства) . Игра 5. Поиск «противоположных» предметов Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше. . . . другом, выделяя в них общее и различное. Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному педагогом( например, дому) , ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам( например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого — в другом и т. д. ) . Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой. Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два—три названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь( она закрывает и открывает помещение) и выключатель( зажигает и гасит свет) ». Игра 7. Поиск соединительных звеньев Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами. Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор( копает землю, как лопата, и является Допускается использование двух трех соединительных звеньев( лопата — тачка — прицеп — автомобиль) . В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки. Игра 8. Способы использования предмета Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности. Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета( игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения) . Игра 9. Формулирование определений Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета. Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления( например, дырки) , которое обязательно включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него подпадали все разновидности этого предмета( явления) , а никакие другие предметы под это определение не подходили. Игра 10. Перечислить возможные причины Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение. Игровое задание. Педагог описывает какую- либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь. . . » Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, , возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять( начиная от самых банальных — «забыл закрыть дверь» — и кончая нетривиальными — «марсиане прилетели») . Игра 11. Сократить рассказ Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное. Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально кратко — в двух—трех предложениях, сохранив основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

Оставить комментарий: