a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога как средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ. Учитель-дефектолог Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2021-04-01 11:49:12

Документы для скачивания

Использование информационно- коммуникационн ых технологий в работе учителя- дефектолога как сред ство оптимизации коррекционно- развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ Учитель- дефектолог Чикризова М. С. В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно- коммуникационные средства обучения. Актуальность выбора данного направления продиктован а необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его разв итие. Логично возникает вопрос о необходимости использовани я компьютера в работе учителя- дефектолога. Педагогическая система групп компенструющей направленности нашего ДОУ строится на обучени и и воспитани и детей с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с нарушением интеллекта, коррекцию их недостатков в психофизическом развитии, социальную адаптацию. К омпьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, мотивационной сферы. Эти выводы подтверждают в св о их исследованиях многие специалисты, среди них С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова и др. Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Использование ИКТ в ДОУ имеет ряд преимуществ: д оступ к разнообразным источникам информации – Интернет; возможность опосредованного консультирования и просвещения; точность и быстроту обработки диагностического материала; большой интерес детей к соврем енным информационным технологиям; наличие компьютерных развивающих тренажеров; высокое качество и наглядность стимулирующего материала. Направления коррекц ионной работы учителя- дефектолога с использованием ИКТ: Коррекционно- оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятия по формированию математических представлений. Работа над развитием и коррекцией познавательных процессов( восприятие, память, внимание, мышление, воображение) . Формирование зрительно- пространственных отношений. Сен сорно- перцептивное развитие. Мы постоянно пополняем медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на са йтах, содержащих коррекционно- развивающую информацию, а также нами созданн ых: - текстовая( консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т. п. ) ; - табличная( мониторинг, мнемотаблицы и т. п. ) ; - графическая( графики обследования, диагностический материал) ; - звуковая( мелодии без слов, песни, стихи, звуки и звукоподражания) ; подобраны следующие звуковые файлы: з вуки дома; з вуки деятельности человека; з вуки, которые издают животные, птицы; з вуки, которые издают музыкальные инструменты; - видеоинформация( фильмы и клипы) ; - анимация; - картинки; - фотографии; - слайд- шоу( презентации по лексическим темам и направлениям коррек ционно- развивающего обучения) . Презентация – это обучающий мини мультик, электронная звуковая книжка с красивыми картинками, отличное пособие рассказать ребенку об окружающем мире так, как его видит обучающий. Известно, что для усвоения новых знаний детям с ОВЗ необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы. С помощью презентации педагог может подготовить иллюстративный материал. Презентация совмещает в себе звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т. к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. И меются презентации, дидактические игры по всем лексическим темам «Времена года», «Цветы», «Косм ос», «Птицы», «Животные» и др. ; п о математике «Счет», «Количество», «Дни недели» и др. Презентации озвучены, включены клипы, сказки, стихи по теме. В использовании компьютерных презентаций учителем- дефектологом можно выделить такие преимущества, как: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, реалистичность, многофункциональность. По сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации обладают рядом преимуществ: - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вы зывает у детей огромный интерес; - компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не вла деют техникой чтения и письма. Д вижения, звук, мультипликация надо лго привлекают внимание ребенка; - это отличное средство для решения задач. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей. В качестве цифрового образовательного ресурса, включ ая  региональный компонент, нами создана подборка фотографий  «Животные и природа Шебекино », «Мой л юбимый Шебекино », « Достопримечательности Шебекино ». Презентации используем как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей детей. На каждую тему созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания( зашумленные изображения «Кто спрятался на картинке? », «Найди отличия», «Найди недостающую часть», « Узнай по тени ») ; памяти( « Чего не стало? », «Что изменилось? ») ; наглядно- действенного и словесно- логического мышления( аналогии, исключения, сериации) . Сюда же включаются упражнения на развитие слуховой памяти, к онструктивного праксиса, графо- моторных навыков по изучаемой теме. В различных игровых технологиях осуществляется использование компьютера. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Маленький гений( учимся считать) », «Скоро в школу». Применяя в своей работе данные пособия, отметила, что дети с большим интересом усваивают программный материал. А главный оценщик, критик нашей работы – это ребенок, если ему понравилось, и он просит показать ему эту презентацию еще и еще, то нас можно поздравить – работа удалась. Нами было апробированы компьютерные игры и программы: « Лунтик учит буквы », « Учим буквы», « Волшебный букварь», «Учимся считать», «Развиваем мышление», «Времена года», «Уроки тетушки Совы», « Баба- Яга учится считать », «Баба- Яга. Поди туда, не знаю куда», «Учимся говорить правильно» и другие. Мы постоянно предлагаем родителям, воспитателям познакомиться с интересными сайтами, которые окажут помощь в воспитании и коррекции детей. Применение ИКТ технологий в  работе учителя- дефектолога   невозможно без соблюд ения требовани й САНПИНа и з доровьесберегающи х технологи й. Наша задача сегодня научить   ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу, и далее ребята могли уже самостоятельно их применять. Здоровьесберегающее обучение включает: продолжительность  работы  с компьютером – не более 5- 10 минут; периодичность – 2 раза в неделю; включать игру лучше к концу занятия; обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз; дозирование нагрузки при зрительных нарушения х и невротических расстройствах, противопоказания – э пилепсия; проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений( для межполушарного взаимодействия) , пальчиковой гимнастики; проведение дыхательной гимнастики. Выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей  работе использую игры и упражнения,   разработанные  специали стами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий. Применение в нашей коррекционной  работе  с дошкольниками с нарушениями речи здоровьесберегающих  педагогических  технологий повысит результативность воспитательно- образовательного  процесса, поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохранит и укрепит здоровье воспитанников. Практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышает ся эффективность коррекционно- развивающей работы. По результатам мониторинга прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей с ОВЗ. Таким образом, использование ИКТ в работе учителя- дефектолога, мы рассматриваем как крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации. Л ИТЕРАТУРА: 1. Бухаркина М. Ю. , Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технол огии в системе образования. - М. : «Академия», 2010. 2. Харлампиева С. Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющи ми ОНР. - М. : 2009.

Оставить комментарий: