a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор: Чупрова Наталия Александровна Опубликовано: 2021-04-07 07:33:55

ОГЛАВЛЕ НИЕ 1. ЦЕЛЕВ ОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка 1. 1. 1. Цели и задачи коррекционно- развивающей программы 1. 1. 2. Принципы реализации программы 1. 2. Форма работы 1. 3. Адресат программы 1. 4. Планируемые результаты 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Содержание коррекционно- развивающей программы 2. 2. Взаимодействие с родителями( законными представителями) ребенка 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1. Материально- техническое обеспечение программы 3. 2. Перечень литературных источников 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Личность формируется в детстве – это определяет последующее психическое ра звитие человека. Наличие каког о- либо дефекта( в особенности нарушение слуха) снижает самооценку ребенка, возникает неприспособленность к социальной жизни. Слух- это способность человека различать и воспринимать звуки, что возможно с помощью слухового анализатора. Но, к сожалению, не всем дана такая возможность, существуют люди, у которых нарушена работа слухового анализатора. Данная категория относится к глухим или слабослышащим. Чаще всего нарушение слуха происходит ещё в детстве, или же ребёнок уже рождается с этим дефектом. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком- нарушением слуха. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненн о- необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развити е познавательной деятельности в целом. Речь, как важнейшая психическая функция напрямую зависит от слуха. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов и отсутствие речи нарушает мыслительную деятельность. Доречевое мышление детей с нарушением слуха инертно, лишено подвижности. Мышление глухого ребенка, который овладевает словесной речью гораздо позже слышащих и на иной сенсорной основе, отличается наглядностью, образностью, конкретностью. Глухие и слабослышащие дети, особенно до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно- образного мышления. В этом проявляется одна из диспропорций их психического развития – превалирование наглядных форм мышления на д понятийным. Несформированность речевой функции к четырем- пяти годам создает тяжелые условия для дальнейшего речевого развития. Все это сказывается и на развитии восприятия. Элементы восприятия составляют основу подражательных действий детей. Отставание в сенсорном развитии детей раннего возраста с нарушениями слуха связано со вторичными дефектами: недоразвитие деятельности, отставание в развитии общения со взрослыми( как речевого, так и невербального общения) . Компенсация слухового анализатора у глухого ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно- вибрационной чувствительности. Кинестетический контроль очень важен при овладении детьми произношением. Опираясь на вибрационные ощущения, он познает местонахождения предметов, познаются свойства предметов. С помощью осязательных ощущений( прикосновение, температура, двигательные ощущения) познаются многие признаки предметов: их величина, форма, свойства материала. У детей с нарушениями слуха не формируется слуховое внимание. Устойчивость внимания может меняться в зависимости от видов деятел ьности. Многие дети с нарушениями слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию движений. По данным А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской и Э. И. Леонгард, 70% детей позже срока начинают держать головку, позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять, ходить. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамического равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняется у многих детей с недостатками слуха на протяжении вс его дошкольного возраста. Зачастую нарушение слуха сопровождают такие заболевания, как нарушения зрения, опорно- двигательного аппарата в разной степени; существенное ослабление психосоматического здоровья ребенка. Дети, имеющие нарушение слуха, нуждаются в помощи специалистов, специальном обучении и поддержке со стороны родителей. Только совместная деятельность сурдопедагога и родителей дадут положительные результаты в развитии ребенка. Для успешного обучения и адаптации в социуме ребенку с нарушением слуха, в том числе и с кохлеарным имплантом( КИ) , необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться, регулировать свои эмоции и поведение. 1. 1. 1. Цели и задачи коррекционно- развивающей программы Цель программы: Оказание практической помощи, создание условий для целостного процесса развития и коррекции познавательной сферы ребенка с нарушением слуха. Задачи программы: определить индивидуальные особенности психического развития каждого реб е нка; развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, ощущения; способствовать формированию речи, как средству общения; развитие и коррекция основных двигательных навыков и мелкой моторики рук; формировать положительный эмоциональный настрой на индивидуальных занятиях, способствующий освоению детьми с нарушениями слуха образовательного пространства. 1. 1. 2. Принципы реализации программы Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с нарушениями слуха. Педагог ориентируется на индивидуальные способности и особенности ребенка. Принцип единства коррекционных, развивающих и профилактических задач. Этап занятия корригируют нарушения в психическом развитии ребенка с нарушениями слуха и помогают в профилактике в сфере развития личности дошкольника с нарушением слуха. Принцип комплексности методов психологического воздействия. На занятии в комплексе используются методы психокоррекционного воздействия, влияя таким образом на все сферы личности( познавательную, личностную, социальную) ребенка с нарушениями слуха. 1. 2. Форма работы Коррекционно- развивающ ая работа, включает дидактические игры и упражнения, физические упражнения и подвижные игры на фронтальных занятиях по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений» и речевому развитию «Развитие речи», на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучени ю произношени я. 1. 3. Адресат программы П рограмма рассчитана для детей с нарушением слуха дошкольного возраста 3 – 7 лет. Программа рассчитана также на детей со сложной структурой дефекта: имеющих нарушения зрения, опорно- двигательного аппарата в разной степени; существенное ослабление психосоматического здоровья ребенка. 1. 4. Планиру емые результаты Предполагается, что после прохождения детьми с нарушением слуха данной программы произойдет: повышение уровня развития познавательных психических процессов, мышление, восприятие, увеличение объема внимания и памяти( разной модальности) ; умение ориентироваться в этапах и содержании выполнения познавательных задач; активизация познавательной деятельности; улучшение качества устн ой речи; качественное улучшение начальной социализации; повышение родительской компетенции в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением слуха. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Содержание коррекционно- развивающей программы Программа включает в себя несколько этапов: Диагностический этап – проведение работы по уточнению запроса( взаимодействие со всеми участниками дети, родители, педагоги) ; углубленное исследование познавательных процессов с использованием диагностических методов. Подготовительный этап – подготовка к проведению коррекционной работы. Коррекционный этап – работа, направле нная на коррекцию и развития высших психических функций. Аналитический этап – проведение диагностического обследования с целью проверки эффективности коррекционно- развивающей работы; анализ проведенной работы, подготовка рекомендаций, планирование дальнейшей работы по запросу. Диагностический этап Первичная диагностика проводит ся после завершения периода адаптации к условиям образовательного учреждения. Работа включает: первичное интервью с родителем, воспитателем; изучение личного и медицинского дела ребенка; наблюдение за ребенком в естественной ситуации( в разных видах деятельности) . Психодиагностический блок Цель: выявление уровня развития познавательных процессов. Используемые методики: «Запомни картинки»( исследование памяти) «Разрезные картинки»( исследование восприятия) «Последовательность событий»( исследование восприятия) «4 лишний»( исследование мышления) «Классификация»( исследование мышления) «Таблицы Шульте »( исследование внимания) 1. Методика « Запомни картинки» Методика направлена на исследование запоминания. Испытуемого просят запомнить перечень картинок и показать их среди множества других. Перечень картинок: гора, хлеб, лес, кот, вода, окно, стол, стул, брат, дом. 2. Методика «Разрезные картинки» Методика направлена на исследование восприятия. Испытуемому предъявляют картинку, разрезанную на нес колько частей и просят собрать. Параллельно можно предъявлять такую же целую картинку. 3. Методик а «Последовательность событий» Методика направлена на исследование восприятия и мышления. Испытуемому предъявляют ряд картинок и просят разложить их по порядку в соответствии с сюжетом. 4. Методика «4 лишний» Методика направлена на иссл едование мышления. Испытуемому предъявляют картинку, на которой изображены 4 предмета. Необходимо назвать( показать) лишний предмет и объяснить почему он является лишним. 5. Методика «Классификация» Методика направлена на исследование мышления. Перед испытуемым раскладывают картинки и просят разложить их по группам. Свои действия испытуемый должен озвучить, каждую группу необходимо назвать и объяснить, почему в неё вошли именно эти предметы. 6. Методика «таблицы Шульте » Методика направлена на исследование внимания. Испытуемому предъявляются 5 таблиц, на каждой из которых в хаотичном пор ядке расположены числа от 1 до 5( 10 или 20) . Необходимо как можно быстрее, в порядке возрастания, найти и указать числа. Фиксируется время работы с каждой та блицей. Подготовительный этап Подготовка материала. Различные игровые пособия, наглядный и раздаточный печатный материал, средства для рисования( ватные палочки, краска пальчиковая, акварель, кисточки, карандаш простой и цветные) . Коррекционный этап Проведение непосредственно коррекционной работы по программе с использованием рабочей тетради «Обучение с увлечением». Структура программы Предположительная частота проведения – 1 – 2 раза в неделю на фронтальных занятиях по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений» и речевому развитию «Развитие речи» и индивидуальных коррекционно- развивающих занятиях по развитию слухового восприятия и обучения произношения. Программа делиться на 4 основных направления. Каждое направление включает последовательные уровни сложности, каждое из которых представляет собой самостоятельную часть в коррекции и развитии высших психических процессов. Данные направления в программе выделены условно, потому что каждое упражнение или игра может иметь несколько целей. Так задания по развитию мелкой моторики корригируют и развивают мышление и внимание. Основные направления: к оррекция и развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук и пальцев; к оррекция и развитие мышление и воображение; к оррекция и развитие внимания и памяти; к оррекция и развитие восприятия и ощущения. В первое направление представлено упражнениями и играми, направленными на развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук, которые играют огромную роль при ориентировке в пространстве, в познании свойств и признаков предметов. Второе направление представлено играми и упражнениями по развитию мышления и воображения. Игры учитывают овладение тремя основными формами мышления: наглядно- действенной, наглядно- образной и элементами логического мышления. Целью у таких игр учить детей с нарушениями слуха, анализировать предметы и явления окружающего мира, называть обобщаю щим словом группы предметов. У чить находить сходство и различия, устанавливать причинно- следственные и пространственно- временные связи. Игры также направлены на развитие творческих способностей детей. Третье направление представлено играми и упражнениями по развитию внимания и памяти у д ошкольников с нарушениями слуха. Цель таких игр учить запоминать изображения, внешние признаки и названия предметов. Формировать умение видеть разницу в деталях при сопоставлении предметов. Формирование у д ошкольников умения сосредотачиваться на определенных явлениях предметов, способствуя зачаткам перехода к произвольному вниманию. Четвертое направление представлено играми и упражнениями, направленными на развитие восприятия. Развивается зрительное, тактильно- двигательное восприятие. Цель таких игр усвоение детьми с нарушениями слуха, представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. Дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся выделять свойства предметов. Учатся ориентировке в окружающем мире и частях собственного тела. Аналитический этап Этот этап необходим для определения эффективности коррекционной работы. Закончив фронтальные и индивидуальные занятия с ребенком, дефектолог проводит итоговую диагностическую работу. Полученные результаты помогают разработать рекомендации для участников образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 2. 2. Взаимодействие с родителями( законными представителями) ребенка В процессе коррекционно- развивающей работы с ребенком, родители( законные представители) ориентируются учителем- дефектологом на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков. По возможности полученные знания применяются на практике в повседневной жизни ребенка родителями. С родител ями( законными представителями) д ошкольников, имеющих нарушение слуха, ведется просветительская работа, индивидуальное консультирование по заявленной проблеме. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1. Материально- тех ническое обеспечение программы учебный кабинет; мебель( стол, стулья соответствующие возрасту детей) ; ноутбук; магнитн ая доска, мел; дидактические игры; картинки по лексическим группам; последовательные картинки; сюжетные картинки; таблички с надписями; наборы фигурок людей, животных, муляжи овощей и фруктов, предметов быта; кубики; игры разв ивающие конструктивный праксис; картон, цветная бумага, писчая бумага; краски, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры; мячи; игрушки. 3. 2. Перечень литературных источников Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Академия, 2002. – 224 с. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Головчиц Л. А. – М. : ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003 – 160 с. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье/ Корсунская Б. Д. – М. : Просвещение, 1969 Материалы для комплексного психолого- педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушение м слуха: Методическое пособие/ Николаева Т. В. – М. : Экзамен, 2006. – 112 с. ( Серия «Ранняя помощь ») Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Учебное издание/ Головчиц Л. А, Носкова Л. П. , Шматко Н. Д. и др. – М. : Просвещение, 1991 Психология глухих детей. Под ред. Соловьева И. С. , Шиф Ж. И. , Розоновой Т. В. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения/ П од. ред. Розанов ой Т. В. – М. : Педагогика, 1991 Речицкая Е. Г. , Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих дошколь ников к обучению в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с. : ил. –( Коррекционная педагогика) Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников/ Художники Долбишева А. Ю. , Душин М. В. , Соколов Г. В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240 с. : ил. –( Развивающее обучение. Практические задания) .

Оставить комментарий: