a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников с нарушением слуха на коррекционных занятиях" на XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия", г. Красноярск, 2020 год

Автор: Чупрова Наталия Александровна Опубликовано: 2021-04-07 07:40:20

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ Чупрова Н. А. КГБОУ «Минусинская школа- интернат», г. Минусинск В настоящее время одной из актуальных проблем остаётся проблема повышения эффективности учебно- воспитательного процесса, поиска методов обучения, которые бы учитывали реальные возможности до школьников. Одним из таких средств можно рассмотреть дидактическую игру. Игра в образовательном процессе создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические проце ссы протекают наиболее активно. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Педагогический опыт показывает, что одним из средств активизации мыслительной деятельности и развития интеллектуального потенциала неслышащих до школьников является дидактическая игра. Дидактические игры имеют свои функции: д идактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности у чащихся, вызывает у глухих и слабослышащих до школьников живой интерес и помогает им усвоить материал; и гровые технологии развивают познавательные процессы у неслышащих до школьников, закрепляют их знания, умения и навыки; р азвивающие игры являются формой организации коллективной образовательной деятельности группы, кото рая находится под руководством педагога; в дидактических играх дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным приз накам, производят доступные им анализ и синтез, делают обобщения; у глухих и слабослышащих до школьников формируется произвольность таких психических процессов, как внимание и память; и гровые технологии развивают у до школьников с нарушением слуха смекалку, находчивость, сообразительность; и гра стимулирует у детей волевые усилия – организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои и нтересы интересам коллектива. Активизация познавательной д еятельности до школьников без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес глухих дошкольников[ 1] . У дошкольников с нарушением слуха одного и того же возраста познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленны й различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Игра на коррекционно- развивающих занятиях мобилизует умственные возможности неслышащих детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Важное место в комплексе воспитательных задач обучения занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес – это одно из личностных качеств глухого и слабослышащего до школьника, черта его характера, которая проявляется в пытливости, любознательности, активности. Игра готовит ребёнка не только к учению, но и к труду, сама являясь одновременно и учением, и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение. Таким образом, дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие глухих до школьников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение[ 4] . И с пользование на коррекционны х занятиях развивающих, обучающих и дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуал ьных и творческих способностей глухих детей. Дош кольники становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Игра способствует созданию хорошего психологического климата на занятии, а также имеет больше значения при формировании познавательного интереса. Игра является эффективным с редством формирования личности до школьника, его морально- волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Возраст до школьника является наиболее сензитивн ым периодом детства, который определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Оптимальные способы использования игровой деятельности в системе коррекционно- развивающих занятий следующие: - все занятие строится как сюжетно- ролевая игра; - в о время занятия, как его структурный элемент; - в о время занятия несколько раз создаются игровые ситуации( с помощью сказочного персонажа, игрушки, необычного способа постановки задачи, эле ментов соревнования и т. д. ) [ 3] . Особое значение дидактические игры имеют для развития мышления и речи. Содержание и правила игры дают возможность упражнять воспитанников в точном и правильном названии и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи. К ним относятся такие игры как: «Чего не хватает? », «Что одинаковое и что разное? », «Найди лишнее». Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос или задание, призыв к действию, например, « Кто быстрее? », « Не зевать! », « Отвечай сразу », « Кто вернее? » и так далее. В работе с глухими дошкольниками использую игровые задания и упражнения, которые способствуют развитию и уточнению пространственно- временных представлений: «Чего не хватает на рисунках? », «Какие предметы спрятаны на рисунках? », «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Чья тень? », «Найти осколок», «Весёлый мим», «Из каких чисел состоит человечек». Упражнения, которые способствуют развитию памяти: «Заучивание 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось? ». Упражнения, направленные на развитие мыслительных процессов: «Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «Четвёртое лишнее», «Назови противоположные признаки», «Какая буква спряталась в рисунках», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений»( какой фигуры не хватает в ряду) . Упражнения, которые способствуют развитию внимания: «Найди 10 различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур», «Определить, чей силуэт», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам»[ 2] . Интерес у детей вызывают задания, требующие активной мыслительной деятельности и длительного сосредоточения внимания. Например, раскрасить рисунок с предварительным решением примеров, раскрасить рисунок в соответствии с цветовым обозначением, сложить картинку из фрагментов, выполнить рисунок из геометрических фигур с опорой на образец. Такие задания дошкольники выполняют с желанием и интересом. Таким образом, включение в коррекционно- развивающие занятия игры или игровой ситуации приводит к тому, что глухие дошкольники, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки. Практика показывает, что глухие дошкольники часто отчуждены от образовательного процесса, и поэтому важнейшей задачей являться заинтересованность неслышащих детей в эффективном, сам остоятельном процессе обучения[ 4] . Изучив психолого- педагогическую литературу, м ожно сделать вывод, что с одной стороны, познавательная активность зависит от умения педагога создавать у каждого дошкольника установку на процесс учения. С другой стороны, познавательная активность является показателем познавательных возможностей до школьника, уровней развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий, наличие ценных мотивов учения. Если систематически применять дидактические игры на коррекционно- развивающих занятиях, познавательная деятельность дошкольников с нарушением слуха активизируется и качество знаний заметно повышается по является мотивация к обучению, наблюдается положительная динамика обучаемости детей, улучшается память, речь, мышление. Библиографический список Выгодская Г. Л. Игровая деятельность глухих дет ей/ / Психология глухих детей. 19 9 1. с. 32- 34. Мин ский Е. М. От игры к занятиям. М. , 1982. с. 192. Михаленкова И. А. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития до школьников с нарушениями слуха. СПб. : Детство- Пресс, 2003. с. 103. Основы психологии детей с нарушениями слуха: Учебное пособие/ Сост. Суслова О. И. Саратов: Наука, 2013. с. 92. Развитее детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. ( коррекц. ) образоват. Учреждений I и II вида/ Под ред. Речицкой Е. Г. М. , 2005. с. 295.

Оставить комментарий: