a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление "Развитие познавательных процессов у дошкольников с нарушенным слухом через дидактические игры и упражнения" на II Всероссийской научно-практической конференции "Современное дошкольное образование: теория и практика", г. Чебоксары, 2021 год

Автор: Чупрова Наталия Александровна Опубликовано: 2021-04-13 07:52:57

Чупрова Наталия Александровна, учитель- дефектолог, КГБОУ «Минусинская школа- интернат», г. Минусинск, Красноярский край Р азвитие познавательных процессов у дошкольников с нарушенным слухом через дидактические игры и упражнения В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника. Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей. При правильном и последовательном руководстве педагога дидактическая игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из- за снижения слуха. Игры на развитие мелкой моторики. Эти игры особенно важны для детей с нарушениями слуха, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются на формировании двигательной основы речи. У детей самая любимая игра в этой категории – это пальчиковое рисование. В процессе этой увлекательной игры неслышащий ребенок развивает еще и сенсорику: учится чувствовать и понимать свое тело, проживает новые тактильные ощущения, реализует творческий потенциал, дает выход эмоциям. Хороши в комплексе с такими играми артикуляционная и пальчиковая гимнастики и дыхательные упражнения. Прекрасно развивают мелкую моторику мозаики, шнуровки, игры с прищепками, сортеры. При работе с мозаиками можно отрабатыва ть количественный счет, называние цвета, пространственные понятия( слева, справа, вверху, внизу) . Играя со шнуровкой и бусина ми в начале педагог может показ ать ребенку, как надо продевать шнурок в отверсти е бусины, чтобы получить тот или иной рисунок, а затем ребенок выполняет задания педагог а: вдень две красные бусины, пять синих бусин и т. п. Игры на развитие восприятия. Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования дет и учат ся выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ся ориентировке в окружающем пространстве, в плане- схеме, в частях собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно- двигательное восприятие: дет и с нарушениями слуха учат ся различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурн ой и температурной поверхности. Использу ются в играх с ребенк ом р амки- вкладыши. С ними можно придумать массу увлекательных развивающих игр: ощупывать детали с закрытыми глазами, обводить их на бумаге, пытаться понять, что изменилось( когда ребенок отворачивается, убирайте пару деталей или меняйте местами фигуры, лежащие на столе) . Игры на развитие внимания и памяти. Игры направлен н ые на развитие внимания, формируют у глухого дошкольника умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении. Игры на развитие мышления и воображения. При использовании игр на развитие мышления и воображения важно учить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно- следственные связи между ними. В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно- действенным, наглядно- образным и элементами логического. Использование пазл «Что за чем? » развива ет умение выявлять причинно- следственные связи и выстраивать последовательность событий. Дидактическая игра «Логика» помо гает ребенк у научиться выделять общие признаки предметов, устанавливать ассоциативные связи, соединяя картинки с между собой как пазлы. На таком же принципе построена игра «Обобщения ». Для эффективного формирования познавательных процессов важно, чтобы тематика игр и упражнений, и х содержание были связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим миром, изобразительной деятельностью и конструированием, трудом, развитием речи. Благодаря тому, что игры и игровые упражнения являются активной и осмысленной для ребенка деятельностью, новый опыт, приобретенный в н их, становится личным достоянием ребенка. Если в образовательной деятельности с неслышащими дошкольниками систематически применять дидактические игры и игровые упражнения, то их познавательная деятельность активизируется и качество знаний заметно повышается, появляется мотивация к обучению, развиваю тся когнитивные процессы. Список литературы Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сбор ник игр для педагогов и родителей/ под ред. Л. А. Головчиц. М. : ГРАФ- ПРЕСС, 2003. Катаева А. А. , Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольн иков с отклонениями в развитии. М. : Педагогика, 2001. Е. Г. Речицкая. Развитие детей с нарушениями с луха во внеурочной деятельности. М. : ВЛАДОС, 2005. https: / / rused. ru/ irkmdou162/ wp content/ uploads/ sites/ 90/ 2019/ 12/ Дидактические- игры- для- детей- с- нарушением- слуха- для- детей. pdf

Оставить комментарий: