a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа "Сказки добрые друзья"

Опубликовано: 2015-01-13 07:40:55

Документы для скачивания

Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки -  добрые друзья» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак.   «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело». В. Г. Белинский. Введение. Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление. Во- первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь? Во- вторых, засилье в СМИ( телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека! В- третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей. Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем- то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали». Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность. Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральный государственны й образовательный стандарт выделяе т чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира. В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой- вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. С истема работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников. Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно- правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ: Концепция модернизации российского образования на период до 2010года; Закон «Об образовании Российской Федерации»; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.        Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой». Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, Л. Б. Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит- научить детей оригинально, непривычно, по- своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка( впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. Подробные методические рекомендации даны в Приложении № 1. Основными принципами построения программы являются: Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно; Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением; Основными задачами программы являются: 1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации. 2. Поддержание и развитие детской эмоциональности. 3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей. 4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников. Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников Срок реализации данной рабочей учебной программы – 3 года. Содержание рассчитано на детей от 4- х до 7- ми лет. К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы. Данная работа организуется в средней, старшей и подготовительной группах с октября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы». Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц. Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 13 произведений в каждой возрастной группе. В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух- трёх занятиях. Виды деятельности и «разделы» методики Л. Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов. К содержанию каждой конкретной сказки педагог и воспитанники обращаются и в совместной деятельности. Условия реализации рабочей программы «Сказки – добрые друзья» 1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка- дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения. 2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т. д. ( Особенности восприятия детьми литературного произведения изложены в Приложении № 2) . 3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно- развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т. д. Средняя группа Месяц Тема Кол- во занятий в неделю Кол. - во занятий в месяц Другие формы работы( совместная деятельность) 10 1. «Репка».   2. «Колобок». 1( 3- я неделя)   1( 4- ая неделя) 1   1 Итого: 2 Аппликация в технике обрывания бумаги. Настольный театр для детей 1- ой младшей группы 11 1. «Петушок и бобовое зёрнышко».   2. «Маша и медведь». 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2     2 Итого: 4 Выставка коллекции семян бобовых в уголке экологии.   Выставка книг – данная сказка в разных изданиях. 12 1. «Теремок».     2. «Гуси- лебеди». 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2     2 Итого: 4 Игра- конструирование «Современный теремок».   Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке. 01 1. «Кот, петух и лиса 1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2 Итого: 2 Кукольный театр для детей 2- ой младшей группы. 02 1. «Пых».     2. «Два жадных медвежонка». 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2   2 Итого: 4 Эксперимент: замешивание теста, наблюдение за брожением дрожжевого теста. Сочинение нового варианта сказки «Два дружных медвежонка». Изготовление книжки- самоделки. 03 1. «Лиса и заяц»( « Заюшкина избушка»)   2. «У страха глаза велики». 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2     2 Итого: 4 Игра- конструирование «Избушка для зайчика».   Выставка книг: произведения о трусости и храбрости. Беседы по содержанию выставки. 04 1. «Курочка Ряба».     2. «Кто сказал мяу? » В. Сутеев. 1( 1- ая неделя)     1( 2- ая неделя) 1( 3- ая неделя) 1( 4- я неделя) . 1     3 Итого: 4 Инсценировка сказки для детей младшей группы.   Выставка книг: данная сказка в разных изданиях. Фотовыставка кошек «Кто сказал мяу? » Старшая группа Месяц Тема Кол- во занятий в неделю Кол- во занятий в месяц Другие формы работы( совместная деятельность) 10 1. Ненецкая сказка «Кукушка»     2. «Сказочка про козявочку ». 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2     2 итого: 4 Активизирующее общение: составление кодекса « Кто примерный сын, кто примерная дочь».   Выставка иллюстраций «Насекомые». 11 1. « Хаврошечка ».     2. «Лиса и кувшин». 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2     2 Итого: 4 Лепка панно из солёного теста «Сад для Хаврошечки ».   Выставка книг «Сказки, где участвует лисичка- сестричка». Драматизация сказки для детей 2- ой младшей группы. 12 1. « Дюймовочка ». Г. Х. Андерсен.       2. «Свинопас». Г. Х. Андерсен. 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)     1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2       2 Итого: 4 Выставка работ из природного и бросового материала «Комнатка для Дюймовочки ». Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками. Лепка из солёного теста «Весёлые свинки», «Чудесный горшочек». Выставка книг «Сказки Андерсена». 01 1. «Бобик в гостях у Барбоса». Н. Носов. 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя) 2 Итого: 2 Выставка книг «Собака – друг человека». Беседы по содержанию книг. 02 1. «Как собака друга искала? »     2. «Лисичка- сестричка и волк». 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2     2 Итого: 4 Выставка книг о дружбе. Беседы по содержанию книг.   Драматизация сказки для родителей. 03 1. «Царевна- лягушка».           2. Ненецкая сказка « Айога » 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)         1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2           2 Итого: 4 Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками. Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.   Выставка книг о труде, взаимопомощи. 04 1. « Крылатый, мохнатый, масляный»( в обработке А. Толстого) .   2. « Заяц- хваста ».     1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- я неделя) . 2     2   Итого: 4 Изготовление книжки- самоделки по сказке.   Выставка книг о нравственных качествах( скромность, смелость, храбрость и пр. ) Мастерская « Книжкина больница» 4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется « Книжкина мастерская»( совместный труд по ремонту и обновлению книг) . Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть- прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно. 5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр- драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ. Подготовительная группа Месяц Тема Кол- во занятий в неделю Кол- во занятий в месяц Другие формы работы( совместная деятельность) 10 1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А. С. Пушкин.     2. «Двенадцать месяцев». В обработке С. Маршака. 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2     2 итого: 4 Выставка сказок А. С. Пушкина. Викторина по сказкам А. С. Пушкина.   Коллективное панно «12 месяцев». 11 1. «Серебряное копытце». П. Бажов.     2. «Сивка- бурка». 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2     2 Итого: 4 Создание коллекции камней и минералов, рассматривание, беседы.   Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности. 12 1. «Гадкий утёнок». Г. Х. Андерсен.       2. «Мальчик- с- пальчик». Ш. Перро. 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)     1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2       2 Итого: 4 Выставка сказок Андерсена. Беседы по содержанию выставки. Мастерская « Книжкина больница».   Выставка сказок Ш. Перро. Викторина по сказкам Ш. Перро. 01 1. «Лягушка путешественница». В. Гаршин. 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)       2 Итого: 2   Составление плана путешествия лягушки. Сочинение и записывание продолжения сказки. Изготовление книжки- самоделки и иллюстраций к ней. 02 1. «Илья- Муромец и Соловей- разбойник».     2. « Крупеничка ». Н. телешов. 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)   1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2     2 Итого: 4 Выставка рисунков к сказке.   Создание коллекции круп. Изучение их свойств и сфер применения. 03 1. «Аленький цветочек». В. Аксаков.       2. « Финист- Ясный сокол» 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)     1( 3- ая неделя) 1( 4- ая неделя) 2       2 Итого: 4 Продуктивная деятельность: выставка «волшебных» аленьких цветочков, изготовленных из природных и бросовых материалов.   Выставка книг: сказки с волшебными превращениями. 04 1. «Мороз Иванович». В. Одоевский.       2. «Конёк – горбунок». П. Ершов. 1( 1- ая неделя) 1( 2- ая неделя)     1( 3- ая неделя) 1( 4- я неделя) . 2     2 Итого: 4 Изготовление иллюстраций к сказке с использованием разнообразных средств и нетрадиционных изобразительных техник.   Коллективное панно «Конёк- Горбунок». Тематический план Список литературы: Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011. – 528 с. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка- Пресс, 2001. – 224с. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. / / Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. / / Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28 Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с. Ярыгина А. Увлечь книгой. / / Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41- 50.

Оставить комментарий: