a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ

Опубликовано: 2015-01-14 17:53:22

Документы для скачивания

| Консультация для воспитателей Природа родного края, как средство нравственно- патриотического воспитания Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГТ: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно. Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души. Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно- образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГТ. Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка». Кроме того, природоведческие знания интегрируются: - в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов( прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников) ; - в самостоятельную деятельность детей( дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий) ; - в процесс взаимодействия с семьями( участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др. ) При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент( ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе) , ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач: - воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине; - обогатить знания детей о природе; - формировать эмоционально- положительное отношение к людям разных национальностей; - формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях; - воспитывать бережное отношение к окружающей природе. В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся: - познавательные беседы «Мой край родной – Тульский », - прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, - изготовление альбома «Природа моего края», - знакомство с флагом, гербом и гимном родного города и России, рассматривание географи ческой карты Тульской области области, рассказы о достопри мечательностях п. О доев, о красоте природы родного края, - посещение краеведческого музея, целевые прогулки. Повседневное общение с природой, постоянные наблюдения за птицами и животными дают возможность изучать их привычки и повадки. Затем создаются рассказы и сказки, которые обобщают эти наблюдения. Сюжеты сказок доступны и привлекательны, учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом. Кроме чтения природоведческой литературы с детьми проводятся «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы уроков доброты: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе? », «Кого можно считать заботливым? », «Любить – это что значит? » и т. д. Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно- правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В игровой компле кс вкл ючаются игры на развитие разных анализаторских систем( слух, зрение, осязание, обоняние и др. ) . В ходе развлечений используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях. Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, «Тайны природы» и др. , совместные посещения музея. Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств. Литература: Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М: . ТЦ Сфера, 1999г. - 122с. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М: . ЦГЛ, 2004г. - 156 с. Рыбалкова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» Дошкольное воспитание, 2003г. №6 с. 45- 55.  |

Оставить комментарий: