a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа "Надежда"

Автор: Литвинцева Оксана Яношовна Опубликовано: 2015-01-17 09:02:57

Документы для скачивания

Муниципальное образовательное учреждение Пограничнинская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Программа воспитательной работы

                                                     «Надежда»

 

                   На 2014 – 2019 г.

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     п. Пограничный 2014 г.

                                      Введение

  1. Пояснительная записка.

 

  1. Актуальность Программы.

 

  1. Концепция воспитательной Программы.

 

  1. Место и роль классного руководителя в реализации Программы.

 

  1. Этапы реализации Программы.

 

  1. Реализация воспитательной Программы.

 

Введение

         Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.

         В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот российской школы к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образований деятельности.

         Анализ научных исследований и учет специфики функционирования школы говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

         Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Этими же тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.

 

 

        педагог

 

         здоровье   нравственностьспособности

        

         Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Бытие – это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Схематически основные сферы деятельности педагога и её результаты могут быть представлены в следующем виде:

                                             педагог

 

         деятельность     бытие        общение

        

                                  

                                                    личность

                                                

            здоровье     нравственность         способности

 

         Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и другими учителями, работающими в данном классе.

 

Пояснительная записка

         Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель.

         Цель деятельности школы – воспитание всесторонне развитой личности.

         Цель разбивается на ряд конкретных задач:

  • воспитания к любви к родной школе, отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
  • формирования гуманистического отношения к окружающему миру, понимания своего органичного единства окружающей средой, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;
  • развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
  • формирование целостной и научной обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;
  • стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;
  • участие педагогов и обучающихся в творческих конкурсах, соревнованиях, в конкурсных отборах при реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире. для того чтобы задачи были обоснованными и вошли в целевое пространство, необходимо смоделировать личность выпускника школы, как конечный продукт воспитательной деятельности школы. Выпускник школы должен обладать такими качествами или направлениями развития, как:

                   - патриотизм, гражданственность,                    - экологическая культура;                    - нравственность, духовность,                    - креативность, творческость;                    - здоровый образ жизни;                    - эстетическое и культурное развитие;                    - саморазвитие. Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка.

         Формы организации воспитательной деятельности:                    - воспитание в процессе обучения;                    - внеучебная деятельность:                             а) внутриклассная,                             б) межклассная;                             в) внеклассная;                             г) участие в работе творческих объединений;                             д) внешкольная;                             е) массовая, общешкольная;                             ж) работа с семьей и общественностью.

         Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады, викторины, КВНы. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД.  

 

Управление воспитательным процессом

                   Цель и задачи деятельности педколлектива определены в Уставе школы, в программе развития школы. Цели воспитательной деятельности со своими детьми классный руководитель ставит исходя из характеристики класса, специфики межличностных отношений, структуры классного коллектива. Воспитателю следует помнить, что непосредственным результатом воспитательного мероприятия является не мифическое «повышение уровня воспитанности» класса, а реальное изменение отношений в коллективе.

                   Целью управленческой системы школы является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления школой (родители – ученики – педагоги).

         Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:

  1. Совместная работа с методическим советом и РОНО
  2. Административная работа:
  • знакомство с опытом воспитательной работы школ Приаргунского района
  • обмен опытом;
  • школьное методическое объединение классных руководителей;
  • повышение квалификации классных руководителей – учёба, семинары.
  1. Сбор информации:
  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование, диагностика, мониторинг;
  • анализ собранной информации.
  1. Планирование:
  • разработка планов и программ, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;
  • подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.
  1. Контроль и коррекция: анализ и оценка планов и программ воспитательной (педагогические советы, МО классных руководителей, совещание при директоре, завуче).

         Методическая работа в рамках воспитательной работы школы строится в нескольких направлениях:

  • методическая работа классных руководителей;
  • методическая работа педагогов дополнительного образования и педагога-организатора;
  • методическая работа социально-психологической службы «Взаимодействие».

         Воспитательная деятельность включает следующее:

  • дополнительное образование;
  • совершенствование работы классных руководителей;
  • экскурсионная работа;
  • развитие ученического самоуправления;
  • общешкольные праздники, конкурсы, вечера;
  • создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;
  • работу с родителями;
  • работу социально-психологической службы «Взаимодействие».

         Планирование воспитательной деятельности в школе осуществляется в виде ключевых комплексных дел, школьных праздников. В общешкольных мероприятиях обязаны участвовать все классные коллективы. Каждый класс выбирает себе роль в общем деле, за какое мероприятие он ответственен. Кроме общешкольных, в классе планируются собственные классные дела.

         Систему самоуправления воспитательной деятельностью в школе образуют следующие подсистемы:

  • ШМО классных руководителей;
  • Творческие группы учителей по направлениям;
  • Ученический актив Школьной Единой Республики;
  • Детское объединение «Планета Детство»
  • Школьная библиотека;
  • Совет школы.

         Высшим коллективным органом детского самоуправления является общее собрание школьников.

         Важнейшие управленческие решения по проблемам воспитания принимаются на заседаниях школьных педсоветов, совещаниях при директоре, педконсилиумах, заседаниях совета школы, родительских собраниях школы, классов, МО классных руководителей. Полный анализ состояния воспитательной работы проводится на итоговом педсовете.

 

Актуальность Программы.

                                                                  Трагедия нашего воспитания состоит                                                             в том, что оно в первую очередь                                                                    обращает внимание на недостатки

                                                                                              В. А. Сухомлинский

         Целесообразность принятия программы воспитательной работы муниципального общеобразовательного учреждения Пограничнинской СОШ обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в ряде нормативных документов:

  • Концепция модернизации российского образования
  • Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.

         Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлено также реализацией программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни.

         Тревожными тенденциями, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной работы, стали:

  • противоречие между естественным желанием каждого ребенка к личному успеху и недостаточными условиями, обеспечивающими в школе решение данной задачи;
  • противоречие между необходимостью обеспечить личный успех каждому учащемуся школы с одной стороны и несовершенством имеющихся средств, с другой.

         Идеология программы воспитательной работы опирается на следующие концептуальные положения:

  • успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
  • успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность;
  • успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
  • успешность воспитанника как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости (Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко);
  • успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;
  • успешность школьника – результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;
  • успешность – контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха;
  • успешность – это атрибут ученика, и учителя как отдельной личности, так и группы, всего школьного сообщества;
  • успех это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

 

Концепция воспитательной Программы «НАДЕЖДА»

«Надежда - «активный центр» воспитательной системы»

 

 

Психологическая и педагогическая деятельность:

 

 

Аналитическая и методическая деятельность:

 

 

 

          

Воспитательная деятельность:

 

 

Обучающая и учебная деятельность:

 

 

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – АКТИВНЫЙ ЦЕНТР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

 

                                                                   «Счастье личности вне общества                                                                                                                                   невозможно, как невозможна жизнь                                                                        растения, выдернутого из земли и                                                                                    брошенного на бесплодный песок».

                                                                                                       А.Н. Толстой

 Теоретико-методологические основы активного центра.

Методологическую основу деятельности по моделированию и построению активного центра «Школа толерантности» составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (К.Д. Ушинский, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Шемшурина); научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванов, Е.Н. Степанов и др.); научные труды и практические рекомендации по вопросам утверждения воспитания толерантности, становления и развития правовой культуры в обществе (Бетти Э. Рирдон, С. Кадяева, С. Сироткин, Л. Семина, В. Максакова, Е.А. Генике, Е.А. Трифонова, Т.В. Светенко и др.). Проект «Толерантность – школа жизни» разработан в соответствии с федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.08.2001 года № 629.

         Ключевыми понятиями данной моделируемой подсистемы являются: мир, культура мира (культура свободы и всеобщего уважения, утверждающая права человека); права и свободы человека; толерантность как умение жить в мире непохожих идей и людей; равенство; справедливость; гражданственность; Отечество; общество; демократия; личностный рост (развитие гуманистических ценностей, отношений личности к миру, к людям, к самому себе); самоопределение личности (осознание человеком своего места в жизни, обществе); самореализация (наиболее полное использование способностей, талантов и возможностей человека); духовность (общечеловеческая исходная потребность в ориентации на высшие ценности); креативность (творческое преобразование мира и себя).

         Ценностно-ориентированное ядро активного центра.

         воспитание личности в духе культуры мира и ненасилия, толерантности, взаимопонимания и сотрудничества, в духе уважения демократии, прав и свобод человека;

s     обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов, преодоления противоречий и достижения компромисса.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

s     познакомить учащихся, родителей, жителей села Пограничный с понятием «толерантность» и его сущностью – «умение жить в мире непохожих идей и людей» (А.Г. Асмолов)

s     сформировать систему представлений о человеке как высшей ценности, обладающей высоким чувством собственного достоинства и способной уважать это чувство в другом;

s     формировать убеждения, что обладание правами и свободами связано с ответственностью человека за свой выбор, поступки, отношения.

         Каждый из нас (учащиеся, педагоги, родители) должен прийти к тому, что толерантность – не цель, а средство нормального функционирования гражданского общества, что права и свободы каждого человека ограничиваются правами и свободами другого на то же самое.

         Школа толерантности – это учебное заведение, в котором наиболее значимыми ценностями являются такие, как индивидуальность, терпимость, сотрудничество, доверие, гражданственность, демократичность, свободомыслие, правовая культура.

         Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:

s     Принцип индивидуальности. Создать условия для реализации личностного роста, самореализации и самоопределения личности. Каждый участник учебно-воспитательного процесса должен быть самим собой, обрести свой гражданско-нравственный образ.

s     Принцип свободы выбора. Развить умение и навыки свободы выбора цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности человека и гражданина.

s     Принцип творчества и успеха. Определить и развивать индивидуальные творческие способности личности, стимулировать процесс самосовершенствования.

s     Принцип доверия, поддержки и сотрудничества. Принципиально отказаться от авторитарных методов формирования личности. Установить атмосферу доверия и доброжелательности, которая поможет самореализации и самоутверждению и педагога, и ребенка.

         Механизм функционирования воспитательной подсистемы.

         Воспитательная подсистема «Школы толерантности» выполняет следующие функции:

s     формирует правовую культуру молодого поколения и готовит учащихся к жизни в демократическом обществе;

s     способствует развитию личности, способной к сотрудничеству с людьми разных мировоззрений, наций, религий, умеющей реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений;

s     развивает навыки самообразования, самовоспитания, творческое и ответственное отношение к любой деятельности, практичность мышления, гуманистическое отношение к людям и природе;

s     формирует у учащихся стремление изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело и доводить его до конца.

         Реализация целей, задач и перечисленных функций воспитательной подсистемы возможна при осуществлении таких педагогических условий, как:

s     формирование позитивной Я-концепции личности ребенка и взрослого;

s     актуализация потребности в самореализации и самоутверждении;

s     обеспечение формирования умений у педагогов и учащихся в самопознании, самостроительстве и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе;

s     внесение корректив в формы и методы педагогической работы, направленной на противодействие влияниям, вызывающим чувство страха, отчуждения, агрессии, ксенофобии, национального превосходства, желания насилия, превосходства по отношению к окружающим.

s     создание доброжелательного, нравственного и эмоционального комфортного климата школы; содействие развитию у учащихся и педагогов чувства защищенности;

s     обеспечение условий для свободы выбора в различных видах жизнедеятельности детей и взрослых, для реализации своих творческих и интеллектуальных способностей;

s     развитие информационной системы по проблемам толерантности, вскрывающей культурные, социальные, экономические, политические, религиозные источники нетерпимости, насилия и отчуждения;

s     анализ форм и методов (создание новых) формирования независимого мышления детей и взрослых и выработка критического осмысления суждений, основанных на моральных общечеловеческих ценностях (христианских);

s     разработка квалификационного стандарта специалиста (пропагандист идей толерантности, конфликтолог, миротворец), проведение курсов обучения, повышения педагогического мастерства, разработка и использование новых технологий по обучению толерантности;

s     моделирование и построение воспитательных систем учебных классов по формированию толерантных установок и развитию гражданской активности;

s     создание системы мониторинга за изменениями в личностном росте детей и взрослых.

        

Структура концепции воспитательной системы школы

 

 

Характеристика социума

 

 

 

 

разрушение основ гражданско-нравственного воспитания детей, семейных воспитательных традиций, конфликтный тип общения детей и взрослых, влияние социальных «болезней» на образовательную среду.

Механизм развития личности

 

Воспитание гражданина России (образованность, толерантность, компетентность, нравственное и физическое здоровье, ответственность, предприимчивость, миролюбие).

 

Концептуальное теоретическое обоснование

 

Педагогика ненасилия. Общечеловеческие ценности. Гражданственность. Гуманизация. Демократизация. Права и свободы. Стандартизация – выработка единого содержания и критериев оценки. Стратификация – осознание себя с точки зрения своих способностей, возможностей, потребностей.

 

Цели и задачи

 

Цель: воспитание гражданско-нравственной личности.

Задачи: разработать и внедрить в педагогическую практику образ воспитательной системы «Дети и взрослые – сограждане в меняющемся мире».

Ведущие методы работы

 

Метод проектов, психолого-педагогические тренинги, образовательные спецкурсы, факультативы, семинары, Советы, традиции.

 

Образ школы

 

Проекты:

-         «Толерантность – школа жизни»,

-         « Мы за здоровый образ жизни»

-         «Я – гражданин России»,

-         «Молодежь против наркотиков».

Микроклимат – проект – сотрудничество

 

Этапы построения воспитательной системы школы

 

Подготовка (рождение идеи), планирование.

Реализация

Анализ и коррекция.

Рождение новой идеи.

Механизм личностного роста

 

Мотив – цель – деятельность

Делай как я – делай со мной – давай подумаем вместе, как сделать.

 

Планируемый результат

 

Личностный рост, компетентность взрослых и детей.

         Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность и уважать и восхищаться неповторимостью личности другой.

         Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности любого образовательного учреждения, и муниципальное общеобразовательное учреждение Пограничнинская СОШ – не исключение, является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающих постоянное воздействие макросоциума.

         Цель системы воспитания – создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации толерантной личности ученика –личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

         Для оптимальной реализации данной цели воспитания необходимо определиться с базовым тезисом. Мы считаем, что основой правильного воспитания является опора на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение и принятие.

         Исходя из этого, несложно было определить основные принципы построения воспитательной системы:

  • систематичность;
  • оптимальность, эффективность;
  • точное целеполагание, конкретность;
  • информационность, открытость;
  • принципы здравого смысла и обратной связи;
  • демократизм, гуманизм;
  • дисциплина и порядок;
  • стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.

         В центр нашей системы воспитания мы поставили ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность:

  • познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
  • найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;
  • реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.

         Основной механизм воспитания в нашей школе – образовательное воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в школе. И здесь воспитывает сама среда воспитательного процесса:

  • система отношений между преподавателями и школьниками;
  • система отношений внутри ученического и педагогического коллективов;
  • отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью).

         Значимость того или иного микросоциума определяется тем, насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок ученика, его мнений, убеждений.

         Следующим структурным элементом воспитательного пространства школы, на наш взгляд, является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.

         Внутренние условия:

  • ученическое самоуправление;
  • система работы классных руководителей, эффективность деятельности школьного методического объединения классных руководителей;
  • социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса;
  • построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего;
  • система традиций школы.

         К внешним условиям мы относим сотрудничество с социокультурными, учреждениями нашего села, в рамках которого учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.

         Считаем, что необходимо стремиться к тому, чтобы все структурные элементы вос

Оставить комментарий: