a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека по релаксации.

Опубликовано: 2015-01-19 12:05:42

Документы для скачивания

Методическая картотека упражнений по релаксации для детей дошкольного  возраста. Старший воспитатель МБДОУ № 6 «Берёзка» О. Ю. Кудрявцева Упражнения на расслабление мышц лица. " Озорные щечки" . Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. Упражнение на расслабление мышц рук. " Вибрация" . Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры. Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании. " Ленивая кошечка" . Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук" а" . Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании. " Задуй свечу" . Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук" у" . Упражнения на расслабление мышц  лица. " Рот на замочке" . Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на" замочек" , сильно- сильно сжав губы. Затем расслабить их: У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет( поджать губы) . Ох как сложно удержаться, Ничего не рассказав( 4—5 с) . Губы все же я расслаблю, А секрет себе оставлю. Упражнение на расслабление мышц лица. " Злюка успокоилась" . Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю( рычать) . Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть( широко открыв рот, зевнуть) . Упражнение на расслабление мышц ног. " Палуба" . Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу — перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу( правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола) . Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону — прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох- выдох! Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем. Упражнение на расслабление мышц ног. " Слон" . Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с" грохотом" опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе" Ух! " . Упражнение на расслабление мышц ног. " Лошадки" . Замелькали наши ножки, Мы поскачем по дорожке. Но внимательнее будьте, Что вам делать, не забудьте! Упражнение на расслабление всего организма. " Бубенчик" . Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной" Пушистые облачка" . " Пробуждение" происходит под звучание бубенчика. Упражнение на расслабление всего организма. " Птички" . Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. Упражнение на расслабление всего организма. " Снежная баба" . Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. Упражнение на расслабление мышц рук. " Пара" ( попеременное движение с напряжением и расслаблением рук) . Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется. Упражнение на расслабление всего организма. " Тишина" . Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя! Мы устали — надо спать — Ляжем тихо на кровать И тихонько будем спать. Упражнение на расслабление всего организма. " Летний денек" . Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: Я на солнышке лежу, Но на солнце не гляжу. Глазки закрываем, глазки отдыхают. Солнце гладит наши лица, Пусть нам сон хороший снится. Вдруг мы слышим: бом- бом- бом! Прогуляться вышел гром. Гремит гром, как барабан. Упражнение на расслабление мышц рук. " Лимон" . Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить" лимон" и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю — Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой. Упражнения для релаксации Упражнение на расслабление всего организма. " Замедленное движение" . Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно — расслабление приятно! Упражнения на расслабление мышц шеи. " Любопытная Варвара" . Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох- выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед — Тут немного отдохнет. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А Варвара смотрит вверх Дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно — Расслабление приятно! Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно — Расслабление приятно! Релаксация для взрослых Мысленные сценарии      Если вам предстоит выступить перед публикой, к примеру принять участие в презентации, или прочесть лекцию, или дать интервью, набросайте для себя ряд мысленных сценариев. Начните с самого безупречного варианта. Вообразите, что вы находитесь в отличной форме  и все идет так как надо. Затем представьте непосредственный сценарий, когда события развиваются близко к желаемому, но не совсем. Затем вообразите худший из возможных вариантов – вы потерпели полный провал. Обыгрывая все эти сценарии, вы подготавливаете себя к возможной неудаче, к возникновению определенных проблем. После того, как вы рассмотрите все варианты, сконцентрируйте внимание на идеальном. Предоставьте себе возможность исполнить роль ну просто идеально.              Внутренний массаж      Вообразите себе черную доску. Затем представьте, как в левом верхнем углу доски медленно, по одной, появляются буквы вашего имени. Затем постарайтесь увидеть буквы слова «Расслабься», также появляющиеся по одной, но уже в правом верхнем углу. Сделайте незначительную паузу и вновь посмотрите на эти слова. Затем пронаблюдайте, как они проявляются уже строчкой ниже.                       Магический массаж      Отчетливо представьте свой мозг внутри головы. Представьте, где он находится – позади глаз, начинаясь от основания черепа. Теперь вообразите, что в природе существует некий палец, обладающий способностью, массируя, снимать любое напряжение. Начните с массажа наружного слоя вашего мозга. Сконцентрируйте внимание на восприятии расслабляющего воздействия пальца. Пусть спадает напряжение. Позвольте энергии, высвободившейся под воздействием массажа, проникнуть прямо в центр вашего мозга. Пусть в вас вольется ощущение тепла и звона в ушах. Массируйте свой мозг слой за слоем начиная с наружного и постепенно проникая вглубь. Если возникают посторонние мысли, воспринимайте их просто как процессы, протекающие в мозге. Вообразите, что вы способны массировать любую часть вашего мозга и таким образом избавляться от ненужных мыслей. После выполнения массажа сразу же наступает чувство полного внутреннего расслабления. А теперь просто спокойно сидите и наслаждайтесь своими ощущениями. Мобилизация  Цель: Восстановление сил, общая готовность к продолжению ранее выполняемой работы. Необходимое время: 5 мин. Процедура: Сделайте глубокий вдох – выдох. Повторите 5 раз. Мысленно повторите следующие словесные формулы: 1.      Я хорошо отдохнул. . . 2.      Мои силы восстановились. . . 3.      Во всем теле ощущаю прилив энергии. . . 4.      Мысли четкие, ясные. . . 5.      Мышцы наполняются жизненной силой. . . 6.      Я готов действовать… Я словно принял освежительный душ. . . 7.       По всему телу пробегает приятный озноб и прохлада. . . 8.      Делаю глубокий вдох… Резкий выдох. . . Прохлада. . . 9.      Поднимаю голову( или встаю) . . . Открываю глаза. . . Концентрация на медитативном дыхании           ( дыхательная техника) Цель: полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций. Необходимое время: 3- 5 мин. Процедура: Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следить за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох …чувствую свой выдох. . » После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются. Примечание: несмотря на элементарность, это упражнение является одной из самых эффективных дыхательных техник. «Высокая энергия». Цель: Заряд краткосрочной энерг ии  и ее оптимальное использование. Необходимое время: 3 мин. Процедура: Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь… проглотите ее. . . Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает  во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что- то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте! «Целительные воспоминания»                    (    зрительная техника)   Цель: Актуализация положительных эмоций, восстановление внутренних ресурсов, выведение из депрессивного состояния на уровень позитивного мышления. Необходимое время: 5 мин. Процедура: Сядьте удобно или лягте. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 10 сек. , затем выдохните. Повторите упражнение 3 раза. Возобновите естественный темп дыхания. С каждым вдохом чувствуйте, как расслабляются ваше тело и сознание …У плывают шум, звуки, лица, проблемы… Все дальше и дальше… В прошлом с вами произошло много приятных событий. Вы давно о них не вспоминали. Одни были значительные, другие – не очень. Но все они радовали, приносили счастье. Вспомните сейчас свой радостный день, верните к жизни ушедшие часы, минуты, когда вы были счастливы, любимы, необходимы кому- то, довольны, веселы …К огда были окрылены успехом, достигнутой целью, были на вершине удачи. Переживите заново это счастливое прошлое, увидьте, услышьте и почувствуйте. Не повторяйтесь; не торопитесь, дайте каждому образу возможность появиться вновь. По окончании сеанса сосчитайте до пяти и медленно возвращайтесь к окружающей реальности. «Избавление от тревог»       ( зрительная техника)   Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации. Необходимое время: 5- 10 мин. Процедура:   Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам…Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!                   «Хрустальное путешествие»                    ( зрительная техника)   Цель: Эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их преодоление, получение положительных эмоций. Необходимое время: индивидуально. Процедура: Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе следующее. Вы входите в весенний яблоневый сад, медленно идете по аллее, вдыхая запах нежных бело- розовых цветов а наслаждаясь им. По узкой тропинке вы подходите к калитке, открываете ее и попадаете на душистый зеленый луг. Мягкая трава качается, приятно жужжат насекомые, ветерок ласкает ваше лицо, волосы …П еред вами озеро… Вода прозрачна и серебриста, гоняются друг за другом солнечные зайчики. Вы медленно идете к острову, идете по берегу вдоль озорного ручейка и подходите к водопаду… Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняют силой и энергией … З а водопадом – грот, тихий, уютный, в нем вы остаетесь один на один с собой. А теперь пора возвращаться. Мысленно проделайте весь свой путь в обратном направлении, выйдете из яблоневого сада и только тогда откройте глаза.   Да – да – да ( голосовая техника) .   Цель: Трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие предстоящего события. Необходимое время: 3- 5 мин. Процедура: В течение 5- 10 мин. постарайтесь ни на что не  отвлекаться и проговаривать «да – да – да» с различными интервалами, интонацией и громкостью. «Разговор на незнакомом языке»                                                                                  ( голосовая техника) .   Цель: Очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата. Необходимое время: 3- 5мин. Процедура: Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь. Примечание: во время упражнения «выбалтывается»  много беспокоящего, скрытого в подсознании. «Медитативное пение»( голосовая техника) . Цель: освобождение сознания, выход негативных переживаний. Необходимое время: 3- 5 мин. Процедура: Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка приоткройте рот и пойте «А- У- М» с разной интонацией. «Гудение»  ( голосовая техника)    Цель: освобождение сознания, выход негативных накоплений. Необходимое время: 3- 6 мин. Процедура: Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук. Примечание: при групповом выполнении рекомендуем ведущему отследить общий интонационный фон гудения: он может быть тревожным, напряженным, либо приподнятым, эмоционально положительным.   « Антистрессин »    Цель: расслабленное состояние. Необходимое время: 15 мин. Процедура: Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите дыхание. Выдохните. Снова глубоко вдохните и задержите дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком « хаааааа ». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз. В течение дня вы расходуете огромное количество энергии. Дайте возможность каждой мышце, каждой клеточке отдохнуть. Лягте, почувствуйте, как замедляется сознание, нет спешки, нет суеты. Вам никуда не надо идти, ничего не надо делать…Напряжение и огорчения постепенно покидают вас. При каждом вдохе воображайте, что вбираете с себя прелесть расслабления, а каждый выдох представьте себе как избавление от напряжения, усталости, тревоги… Вас омывает ощущение умиротворения и покоя …В се так тихо, так спокойно. Тишина рождает чувство тепла, уверенности … Вы раскованы, вы в полном согласии с самим собой и всем окружающим миром… Примечание: технику лучше использовать в групповой форме работы под контролем ведущего. Частота пульса до и после упражнения должна отличаться на 10 ударов.                                                                     «Гора с плеч»   Цель; Сброс мышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Необходимое время: 3 сек. Процедура: Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.                    «Земляничная поляна»             ( зрительная техника)   «Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну. Представьте эту земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там … А теперь мысленно проделайте путь обратно. Возвращайтесь сюда, в эту комнату. Откройте глаза».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста 1. Игры на основе нервно- мышечной релаксации. «Муравей» Цель: снять эмоциональное напряжение. Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре. Веду щий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим- вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушай тесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». ( Повторить несколько раз. ) «Мороженое» Цель: снять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения. Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы- мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела. . . » «Поймай бабочку» Цель: н ервно- мышечная релаксация через чередование силь ного напряжения и быстрого расслабления. Процедура проведения. В едущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать- выполняет хватательные движения над голо вой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжима ют кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее. «Улыбка» Цель: с нять напряжение мышц лица. Процедура проведения. Д етям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Рас тягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка». «Холодно- жарко» Цепь: с нять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения. Ведущий: «Вы играете на солнечной по лянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерз ли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам- греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер. . . »( Дети повторяют действия. ) «Сорока- ворона» Цепь: снять эмоциональное напряжение. Процедура проведения. Д ети сидят в парах на стульях, прогова ривают слова- потешки и по очереди массируют друг другу пальчи ки правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизин цем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки. Сорока- ворона кашу варила, Сорока- ворона деток кормила, Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому- Из большой миски Д а большой ложкой. Всех накормила! «Самолет летит, самолет отдыхает» Цель: с нять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц. Процедура проведения. В едущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети подни мают руки, как крылья, напрягают их( потому что нужны сильные кры лья, чтобы самолетик летел) . Стоя на месте, дети изображают самолети ки( смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки) , жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслаб ленными- самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть. «Игра с шарфиком» Цель: с нять напряжение мышц лица. Процедура проведения. Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот при шла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу». «Шишки» Цепь: с нять напряжение. Процедура проведения. Ведущий говорит: «Вы- медвежата, а я мама- медведица. Я буду бросать вам шишки( ведущий имитирует соответствующее движение) . Вы будете их ловить( ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети игра ют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела- лапки отдыхают. А мама- медведица снова кидает шишки медвежатам. . . ». «Лягушонок»( Перед выполнением упражнения нужно помыть руки! ) Цель: с нятие напряжения мышц лица. Процедура проведения. В едущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему. Вот понравилось лягушкам: Взрослый и дети осторожно пальцами Тянут губы прямо к ушкам! растягивают улыбку к ушкам П отяну- перестану и нисколько не устану!   «Отпускают» улыбку Губы не напряжены и                                     Пальчиком руки проводят по рас- слаб- ле- ны. . .                                             расслабленным губам сверху вниз. «Хоботок»( Перед выполнением упражнения нужно помыть руки! ) Цель: снять напряжение Процедура проведения. В едущийрассказывает стихотворение и показывает движения к нему. Подражаю я слону: В зрослый и дети тянут губы «хоботком» Губы «хоботком тяну. А теперь их отпускаю Возвращаются в исходное положение И на место возвращаю. Губы не напряжены и                              Пальчиком руки проводят рас- слаб- ле- ны. . .                   по расслабленным губам сверху вниз «Лимон» Цель: с нять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения. В едущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Де ти как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок. « Потягушечки » Цель: с нять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения. В едущий предлагает всем поспать, от дохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий( через несколько секунд) : «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытя гивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз. 2. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой. «Согреем бабочку» Цель: д остичь релаксации через дыхательные техники. Процедура проведения. Д ети сидят в кругу на стульях. Ведущийпоказывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, под ставляют под холодные струйки воздуха ладошки. «Воздушный шарик» Цель: развить у детей способности расслабления мышц живота. Процедура проведения. Дети стоят в кругу. Ведущий: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать( на дувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его) . А сей час мы представим, что воздушный шарик находится у нас в жи воте и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик  сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живо тик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Да вайте повторим еще раз. Вдох- выдох, еще один вдох- выдох. Молодцы! » «Часики» Цель: с нять психоэмоциональноенапряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Процедура проведения. В едущий: «Ребята, а вы видели часики? У кого они есть? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать ча сики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик- так! ».   Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики, о становились, отдыхают. . . Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахи вают руками, говорят: «Тик- так». Хочу обратить Ваше внимание на то, что монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции! «Каша кипит» Цель: с нять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники. Процедура    проведения. В едущий: «Поставила мама кашу варить и ушла. А каша сварилась и закипела. Вы знаете, к ак каша кипит? Давайте покажем. Однуручку положим на животик, другую- на грудь. Втянули животик- набрали воздух. Говорим громко: " ф- ф- ф" , - выпятили животик. Вот как каша кипит! » Хочу обратить Ваше внимание на то, что сжимание мышц кистей рук также затормаживает отрицательные эмоции! 3. Игры с прищепками «Игры с прищепками» Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. Ведущий показывает детям прищепки и рассказывает о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как тремя пальчиками можно прицепить при щепку к краю коробки, сопровождая действия словами: Наша мамочка устала, Всю одежду постирала, Милой маме помогу, Все прищепки соберу. ( Дети повторяют текст и движения за ведущим. ) Затем ведущий показывает, как прищепка может открывать и закрывать «ротик». Далее прищепка «превращается» в волка: Серый волк – зубами щелк. Не боимся тебя, волк! ( Дети повторяют текст и движения за ведущим. ) «Зайчик и собака» Цель: с нять напряжение, развить коммуникативную функциюречи, развитьвоображение. Процедура проведения. Ведущий рассказывает известное стихо творение и выполняет действия с прищепкой. Раз, два, три, четыре, пять –      Пальцы левой руки показывают «зайчика» Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает  Правая рука открывает и закрывает И собаку выпускает.          п рищепку, изображая, каклает собака Собака злая лает, Зайчик убегает.       Левая рука убирается за спину «Интересный разговор» Цель: с нять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение. Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста: Лягушонок: « Квак- квак! » А утенок: «Кряк- кряк! » Все сказали, все спросили, Хорошо поговорили! «Лиса» Цель: с нять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. В едущий ритмично открывает и закры вает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста. Хитрая плутовка, рыжая головка, Ротик открывает, зайчиков пугает. ( Дети повторяют текст и движения за ведущим. ) «Крокодил» Цель: с нять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. В едущий ритмично открывает и закры вает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста: В зоопарке воробей пообедал у зверей, А зубастый крокодил чуть его не проглотил. ( Дети повторяют текст и движения за ведущим. ) «Гусь» Цель: с нять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. В едущий ритмично открывает и закры вает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста: Га- га- га, - гогочет гусь, - Я семьей своей горжусь. ( Дети повторяют текст и движения за ведущим. ) Птичка» Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. Д ети и ведущий сидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим. Птичка клювом повела, Рука с прищепкой поворачивается из стороны в сторону Птичка зернышки нашла, Другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками Птичка зернышки поела, Пощипывание прищепкой ладошки Птичка песенку запела. П рищепка ритмично открывает и закрывает ротик» – поет. Взрослый и дети напевают: «Ля- ля- ля! » «Глупая ворона» Цель: с нять напряжение, развить мелкую моторику рук, закрепить сенсорные навыки, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. Д ети и ведущийсидят за столами. У каждо го в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим. Глупая ворона        Прищепка ритмично открывает У видела бумагу-    и закрывает «ротик». Как ее ухватит.        Производится наклон кисти с прищепкой Д умала конфета,    к столу, захват фантика. Оказалось. . . фантик. «Грачата» Цель: с нять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение. Процедура проведения. В едущий ритмично открывает и закры вает прищепку обеими руками по ходу проговаривания текста. Двое маленьких грачат Целый день в гнезде кричат. Открывают рты грачата: Очень есть они хотят. ( Дети повторяют текст и движения за ведущим. ) 4. Игры- « усыплялки », колыбельные. Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, и даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие» болезни и горести. Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов. Необходимо сопровождать « усыплялку » или колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если взрослый делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются и быстро отходят ко сну. И сам  сон у малыша будет спокойный и продолжительный. Колыбельные не обязательно петь, можно заду шевно и ласково проговаривать слова, нашептывать. В ажный момент: уложив всех детей, взрослый садится в кресло и расслабляется. Это состояние передается детям, и они быстрее за сыпают. «Малышам всем спать пора» Цель: п одготовить ко сну, снять напряжение с основных мы шечных групп тела малыша. Процедура проведения. В се ребята лежат в кроватях, педагог нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживания ми слова колыбельной. Повторяет несколько раз, пока все дети не получат нежное поглаживание от него: Нашим пальчикам спать пора, Нашим ручкам спать пора, Нашим глазкам спать пора, И волосикам спать пора. Нашим ножкам спать пора, И животику спать пора, Спинке тоже спать пора, Лобику тоже спать пора. Малышам всем спать пора! «Ложимся спать»( игра с куклой) Цель: п омочь ребенку быстрее уснуть, упорядочить ритуал от хождения ко сну, сделать его привычным. Процедура проведения. П едагог собирает всех детей вокруг иг рушечной кроватки, берет куклу и говорит: «Всем ребяткам пора спать. И кукла Катя сейчас будет ложиться спать. Надо раздеться. Вот платьице, колготки. Ложимся в кроватку. Приятных снов, Катю ша». Педагог обращается к детям: «А теперь и наши ребята будут ложиться спать. Только сначала нужно раздеться». «Зайки серые» Цель: п одготовить ко сну, снять психоэмоциональное напряже ние. Процедура проведения. П едагог укладывает детей в кровати и начинает напевать или произносить текст для засыпания: «Зайки серые устали и в постельку улеглись. И зайчонок Миша прилег, и зайчик пушистый Алеша прилег. . . Постельки у заек теплые, мягкие. И у беленькой зайки Марины теплая, и у. . . Лап ки зайки вытянули, теплые лапки у зайчишек. И у зайчика Леноч ки теплые, и у. . . Закрываются глазки у зайчиков, спят зайки. И зайчик Машенька спит, и зайчик Сашенька спит. Хорошо, тепло моим заинькам! ». Взрослый подходит к каждому ребенку, шепчет ему эти слова   ласково,    поглаживает   ручки, ножки, спинку. Уложив всех детей, взрослый садится в кресло и расслабляется. « Усыплялка для ладошек» Цель: п одготовить ко сну, снять отрицательные эмоции, снять напряжение с рук. Процедура проведения. Д ети лежат в кроватях, взрослый обращает внимание на их ладошки и начинает спокойным напевным голосом проговаривать текст, сопровождая его движениями. Дети повторяют за ним. Устали наши ладошки,     По казать ладони, несколько раз расслабленно Хотят отдохнуть немножко.         в стряхнуть ими Они собирали игрушки.   Показать, как собирали невидимые игрушки С мамой лепили плюшки.           Полепить из невидимого теста С бабулей варили кашку.            Перемешать невидимую кашу Р вали в саду ромашки.    Сорвать несколько невидимых цветков Кидали хлебные крошки Собрать пальцы горсточкой, перебирая ими, Воробушкам на дорожке.             к идая невидимые крошки Устали наши ладошки,     Сложить ладони одну на другую, Пускай отдохнут немножко.        расслабить руки. «Все спят» Цель: п одготовить детей ко сну, снять отрицательные эмоции, напряжение. Процедура проведения. Р ебята лежат в кроватях. Взрослый подхо дит к окну и начинает приговаривать: Бай- бай, бай- бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не шуми. Петушок, не кричи, Моих ребяток не буди! Ребята выспятся, Большие вырастут И в школу пойдут! Взрослый ходит спокойно между кроватей, поправляет одея ла, поглаживает всех ребят по очереди. Затем заводит колы бельную: Все ласточки спят, И лисицы спят. И нашим ребяткам С пать велят. Ласточки спят В се по гнездышкам, Лисички спят Все под кустиками, Мышки спят Все по норочкам, Маленькие детки В кроватках спят. Спи и ты, Ванюша! Спи и ты, Катюша! ( Называет ласково тех детей, к которым подходит. ) Другой вариант: Вот и люди спят, Вот и звери спят, Птички спят на веточках, Мишки спят на горочках, Зайки спят на травушке, Утки- на муравушке, Дети все- по люлечкам. . . Спят- поспят, Всему миру спать велят! «Прилетели гули» Цель: п одготовить ко сну, снять напряжение. Процедура приведения. П едагог начинает напевно рассказывать « усыплялку », постепенно переходя на шепот. Ходит между кроватя ми, нежно нашептывает слова « усыплялки » и поглаживает каждого ребенка, таким образом снимая напряжение, успокаивая малышей: Ой, люли- люли- люли, Прилетели к нам гули, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать: «Чем нам детушек кормить? » Одна гуля говорит: «Будем кашку варить». Другая гуля говорит: «Молочком будем поить». Третья гуля говорит: «В колыбелечке качать, Спать укладывать». Уж вы, детушки, спите, Глазки ангельски зажмите, Спите! Спите! Спите! » «Игрушки» Цель: п одготовить ко сну, снять напряжение. Процедура проведения. Д ети в кроватях. Взрослый начинает рас сказывать знакомое стихотворение, постепенно настраивая детей на сон, призывая уснуть и увидеть во сне сказку: Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать. Слоник тоже хочет спать, Хобот опускает слон, Видит сладкий, дивный сон. Наши детки тоже спят, Тихо носики сопят. Мягкие подушки С огревают ушки. Глазки закрываются, Сказки начинаются!

Оставить комментарий: