a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Материал к проекту "Подвиги богатырские"

Опубликовано: 2015-01-19 18:55:43

Документы для скачивания

Русский героический эпос. Былины Былины о русских богатырях. Новгородские былины Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И. П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени». Время сложения былин определяется по- разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси( X–XI века) , другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение. Былины, по замечанию В. П. Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно- славянскую эпоху и развившиеся в условиях Древней Руси…». 1 Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно- эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно- патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории. 2 РУССКИЕ БОГАТЫРИ( БЫЛИНЫ) НА ЗАСТАВЕ БОГАТЫРСКОЙ            Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка — боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши.       Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнёт, и птица не пролетит. Раз пробегал мимо заставы горностайка, да и тот шубу свою оставил. Пролетал сокол, перо выронил.       Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри- караульщики: Алёша в Киев ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своём белом шатре. . .       Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле, позади заставы, ближе к Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня след рассматривать:       — Это след коня богатырского. Богатырского коня, да не русского: проехал мимо нашей заставы могучий богатырь из казарской земли — по- ихнему копыта подкованы.       Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей:       — Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за ним, чтобы он чего не натворил на Руси. Стали богатыри судить- рядить, кому ехать за чужим богатырём. Думали послать Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать:       — У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька заплетается, в бою заплетётся и погибнет зря.       Думали послать Гришку боярского. Говорит атаман Илья Муромец:       — Неладно, ребятушки, надумали. Гришка рода боярского, боярского рода хвастливого. Начнёт в бою хвастаться и погибнет понапрасну. left0       Ну, хотят послать Алёшу Поповича. И его не пускает Илья Муромец:       — Не в обиду будь ему сказано, Алёша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чуженине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря. А пошлём мы, братцы, лучше Добрыню Никитича.       Так и решили — ехать Добрынюшке, побить чуженина, срубить ему голову и привезти на заставу молодецкую.       Добрыня от работы не отлынивал, заседлал коня, брал палицу, опоясался саблей острой, взял плеть шелковую, въехал на гору Сорочинскую. Посмотрел Добрыня в трубочку серебряную — видит: в поле что- то чернеется. Поскакал Добрыня прямо на богатыря, закричал ему громким голосом:       — Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьёшь, есаулу Алёше пошлины в казну не кладёшь? !       Услышал богатырь Добрыню, повернул коня, поскакал к нему. От его скоку земля заколебалась, из рек, озёр вода выплеснулась, конь Добрынин на колени упал. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает он ни жив, ни мёртв, рассказывает всё товарищам.       — Видно мне, старому, самому в чистое поле ехать придётся, раз даже Добрыня не справился, — говорит Илья Муромец.       Снарядился он, оседлал Бурушку и поехал на гору Сорочинскую.       Посмотрел Илья из кулака молодецкого и видит: разъезжает богатырь, тешится. Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком.       Удивился Илья, призадумался. Обнял он Бурушку- Косматушку:       — Ох ты, Бурушка мой косматенький, послужи ты мне верой- правдой, чтоб не срубил мне чуженин голову. Заржал Бурушка, поскакал на нахвальщика. Подъехал Илья и закричал:       — Эй ты, вор, нахвальщик! Зачем хвастаешь? ! Зачем ты заставу миновал, есаулу нашему пошлины не клал, мне, атаману, челом не бил? !       Услыхал его нахвальщик, повернул коня, поскакал на Илью Му- ромца. Земля под ним содрогнулась, реки, озёра выплеснулись.       Не испугался Илья Муромец. Бурушка стоит как вкопанный, Илья в седле не шелохнется.       Съехались богатыри, ударились палицами, — у палиц рукоятки отвалились, а друг друга богатыри не ранили. Саблями ударились, — переломились сабли булатные, а оба целы. Острыми копьями кололись, — переломили копья по маковки!       — Знать, уж надо биться нам врукопашную!       Сошли они с коней, схватились грудь с грудью. Бьются весь день до вечера, бьются с вечера до полночи, бьются с полночи до ясной зари, — ни один верх не берёт.       Вдруг взмахнул Илья правой рукой, поскользнулся левой ногой и упал на сырую землю. Наскочил нахвальщик, сел ему на грудь, вынул острый нож, насмехается:       — Старый ты старик, зачем воевать пошёл? Разве нет у вас богатырей на Руси? Тебе на покой пора. Ты бы выстроил себе избушку сосновую, собирал бы милостыню, тем бы жил- поживал до скорой смерти.       Так нахвальщик насмехается, а Илья от русской земли сил набирается. Прибыло Илье силы вдвое, - он как вскочит, как подбросит нахвальщика! Полетел тот выше леса стоячего, выше облака ходячего, упал и ушёл в землю по пояс.       Говорит ему Илья:       — Ну и славный ты богатырь! Отпущу я тебя на все четыре стороны, только ты с Руси прочь уезжай да другой раз заставу не минуй, бей челом атаману, плати пошлины. Не броди по Руси нахвальщиком.       И не стал Илья ему рубить голову.       Воротился Илья на заставу к богатырям.       - Ну, - говорит, - братцы мои милые, тридцать лет я езжу по полю, с богатырями бьюсь, силу пробую, а такого богатыря не видывал! И. В. Карнаухова" Русские Богатыри( былины) " Русские богатыри: Былины и героические сказки 17 октября 2005 Русские богатыри: Былины и героические сказки/ В пересказе для детей И. В. Карнауховой; Рис. Н. Кочергина; Сост. и предисл. Г. И. Карнауховой. — Л. : Дет. лит. , 1988. — 207 с. : ил. Лет сто назад и даже позднее московская и петербургская публика могла слушать подлинное исполнение былин( как их ещё называли — старин, старинок) . В концертных залах перед студентами, учёными, художниками и прочими образованными людьми выступали знаменитые народные сказители Иван Трофимович Рябинин, Пётр Иванович Рябинин- Андреев, Ирина Андреевна Федосова, Марья Дмитриевна Кривополенова. Большой ценитель этого искусства Борис Шергин вспоминал о выступлении Кривополеновой в Политехническом музее: «…Зазвучала странная, непривычная мелодия, несхожая с русской песней. Это был голос древней былины, и слушатели восприняли его сначала как некий аккомпанемент. Но тут же сразу вникли в слова, прониклись содержанием … И два, и три часа пела Кривополенова, а бесчисленная аудитория воочию видела то, что внушала вещая старуха». Сегодня былинные стихи русским детям следует, если уж не услышать, то хотя бы прочесть:          Как у солнышка у Владимира Весела была беседа, почестный пир. Собирались ко солнышку богатыри, Сильные могучие витязи, Со всех мест, с четырёх сторон… Однако долгое чтение целых былин и былинных циклов младшим читателям, скорее всего, покажется делом непосильным. Тогда, по желанию, можно обратиться к переложениям. Традиция литературной обработки былин для детей восходит к тому времени, когда пишущие и читающие взрослые сами только что заинтересовались устной народной поэзией, то есть к середине XIX века. С таким пересказом можно познакомиться по сравнительно недавно переизданной книге Н. И. Надеждина «Богатыри и витязи Русской земли». Правда, в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, по свидетельству учителей, дети с жадностью читали былины непосредственно из книги «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым»( Павел Николаевич Рыбников — открыватель былинного творчества на Русском Севере) . Сам Толстой в конце каждой из своих четырёх «Русских книг для чтения» поместил обработки былин, назвав их «стихи- сказки»: « Святогор- богатырь », « Сухман », « Вольга- богатырь », « Микулушка Селянинович ». Сегодня в детских и школьных библиотеках можно найти несколько старых и несколько новых прозаических пересказов. Показательна история книги «Русские богатыри: Былины и героические сказки в пересказе для детей И. В. Карнауховой». Впервые книга вышла в 1949 году и с тех пор неоднократно — заслуженно — переиздавалась. Детская писательница Ирина Валерьяновна Карнаухова — ровесница ХХ века. Родилась в Киеве, в восемнадцать лет заведовала библиотекой, в двадцать пять поехала в фольклорную экспедицию, собирала сказки в Заонежье, на Пинеге, Печоре, в Поморье, в тридцать пять стала Бабушкой Ариной — сказочницей на Ленинградском радио. Бабушку Арину полюбили, приглашали на детские праздники. Она приходила в архангельском сарафане до пят, шитом серебряной тесьмой, и в платочке, повязанном «венчиком», говорила: «Сказки мои старинные, не короткие, не длинные. Про дуб высокий, про Верлиоку, про Гусей- Лебедей, про диковинных зверей…» У Ирины Валерьяновны открылся талант. Она написала книги «Сказки и предания Северного края», «Сказки бабушки Арины», написала пьесу «Старинка стародавняя про могучего русского богатыря Илью Муромца». В книге «Русские богатыри» И. В. Карнаухова пересказала былины про Вольгу Всеславьевича, Микулу Селяниновича, Святогора, Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алёшу Поповича, Василису Микулишну, Соловья Будимировича, Садка Новгородского, Михайла Казарянина, Данилу Игнатьевича, князя Романа. В «Краткой литературной энциклопедии» справедливо сказано, что произведения И. В. Карнауховой «отмечены художественным вкусом». Краткая библиография Пересказы былин: Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням/ С ост. Н. И. Надеждина; Образцовые сказки русских писателей/ Сост. , обраб. В. П. Авенариуса. — М. : Моск. рабочий, 1990. — 336 с. : ил. —( Книги нашего детства) . Былины/ П ересказала для детей Н. П. Колпакова; Рис. В. Конашевича. — Л. : Художник РСФСР, 1973. — 46 с. : ил. Былины: Рус. п есни- сказания киевского периода/ [ Пересказ А. Н. Нечаева] ; Худож. Г. Юдин. — М. : Гознак, 1993. — 119 c. : ил. Былины: Рус. э пич. песни- сказания/ Пересказ, предисл. и словарь А. Нечаева; Худож. В. Перцов. — Саратов: Дет. к нига, 1994. — 104 с. : ил. Русская старина: Былины/ В пересказе для детей Вл. С околовского. — Пермь: Урал- пресс, Б. г. [ 1991] . — 139 с. : ил. Русские богатыри: Былины и героич. сказки/ В пересказе для детей И. В. Карнауховой; Худож. Н. Кочергин. — М. : Оникс 21 век, 2005. — 288 с. : ил. —( Золотая б- ка) . Русские богатыри: Былины и героич. сказки/ Рис. В. Бритвина; В пересказе для детей И. В. Карнауховой( К 100- летию со дня рождения) . — М. : Дет. лит. , 2003. — 238 с. : ил. —( Школьная б- ка) . Русские богатыри: Былины и героич. сказки/ В пересказе для детей И. В. Карнауховой; Рис. Н. Кочергина; Сост. и предисл. Г. И. Карнауховой. — Л. : Дет. лит. , 1988. — 207 с. : ил. Толстой Л. Н. Былины/ Предисл. В. П. Аникина; Рис. Н. Кочергина. — М. : Дет. лит. , 1984. — 32 с. : ил. —( Книга за книгой) . Шергин Б. В. Авдотья Рязаночка: Былины/ Грав. В. Фаворского. — М. : Дет. лит. , 1982. — 32 с. : ил. —( Книга за книгой) . Шергин Б. В. Гости с Двины. — М. : Дет. лит. , 1970. — 64 с. : ил. —( Книга за книгой) . Шергин Б. В. Илья Муромец: По мотивам былин/ Рис. П. Павлинова. — М. : Дет. лит. , 1968. — 65 с. : ил. —( Шк. б- ка) . Серия «Богатыри Земли Русской», или «Сказки о богатырях»: Богатырская застава/ П ересказала и составила Е. Григорьева; Худож. А. Миннекаев. — М. : Белый город, 1996. — 43 с. : ил. —( Богатыри Земли Русской: Вып. 1) . Святогор/ П ересказала и составила Е. Григорьева; Худож. К. Чёлушкин. — М. : Белый город, 1996. — 48 с. : ил. —( Богатыри Земли Русской: Вып. 2) . Василий Буслаев/ П ересказала и составила Е. Григорьева; Худож. А. Капнинский. — М. : Белый город, 1997. — 27 с. : ил. —( Сказки о богатырях: Вып. 3) . Добрыня Никитич; Алёша Попович/ П ересказала и составила Е. Григорьева; Худож. А. Чаузов. — М. : Белый город, 1997 — 46 с. : ил. —( Сказки о богатырях: Вып. 4) . Илья Муромец/ П ересказала и составила Е. Григорьева; Худож. В. Чапля. — М. : Белый город, 1997. — 46 с. : ил. —( Сказки о богатырях: Вып. 5) . Князь Роман/ П ересказала и составила Е. Григорьева; Худож. С. Подивилов. — М. : Белый город, 1997. — 47 с. : ил. —( Сказки о богатырях: Вып. 6) . Действительно, более правильное название серии второе — «Сказки о богатырях». Новые пересказы былин, выполненные московской поэтессой Еленой Григорьевой, достойны искренней похвалы. Жаль, что так и не увидели свет задуманные книги «Святые горы», « Аника- воин », «Таракан- богатырь»… Книги для детей о былинах, их исполнителях и собирателях: Бахтин В. С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре/ Рис. С. Острова. — Л. : Дет. лит. , 1988. — 191 с. : ил. Путилов Б. Н. Застава богатырская: Беседы о былинах Русского Севера. — Л. : Дет. лит. , 1990. — 174 с. : ил. Старостин В. А. Дива Былинные: Сказы и рассказы про русские народные былевые творения/ Предисл. Е. Осетрова; Рис. М. Шемарова из Палеха. — М. : Просвещение, 1973. — 109 с. : ил. Книга спорная, но интересная. По словам Осетрова, она представляет собой сплав народных преданий и легенд, созданных автором, притом «будит самостоятельность мысли». Популярные и иллюстрированные издания былинных текстов: Былины/ В ступ. ст. и примеч. Н. В. Водовозова; Ил. П. П. Соколова- Скаля. — М. : Худож. лит. , 1955. — 387 с. : ил. Былины/ С ост. Ю. Г. Круглов. — М. : Просвещение, 1993. — 205 с. : ил. Былины/ С ост. Б. Н. Путилов. — СПб. : ИНАПРЕСС, 1999. — 562 с. : ил. Былины/ С ост. , вступ. ст. , подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова; Оформл. Б. А. Диодорова. — М. : Сов. Россия, 1988. — 572 с. : ил. —( Б- ка рус. ф ольклора) . Героические былины/ С ост. В. И. Чичерова; Рис. Е. Кибрика. — М. : Детгиз, 1963. — 167 с. : ил. Добрыня и Змей: Былины/ С ост. , подгот. текстов, вступ. ст. и пояснения В. П. Аникина; Худож. И. Архипов. — М. : Дет. лит. , 1987. — 109 с. : ил. Русские былины/ С ост. Е. Ю. Нецименко. — М. : РИПОЛ- классик, 2002. — 398 с. —( Народная мудрость) .

Оставить комментарий: