a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Интегрированное занятие в старшей группе

Автор: Николаева Наталья Петровна Опубликовано: 2015-01-20 15:02:11

Конспект интегрированного за нятия по пожарной безопасности «Юные пожарники» Воспитатель: МБДОУ « Итатский детский сад №3 «Теремок» Николаева Н. П. Цель занятия: использование педагогических технологий для закрепления знаний у детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре. Задачи: * развивать аналитическое мышлени е( поисковая деятельность в ходе решения проблемы) ; * развивать исполнительские умения детей, учить через движения и жесты передавать состояние художественных образов; * продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач: свободно пользоваться иллюстративно- п ечатным и дидактическим материалом; расширять словарный запас по тематическому циклу «Пожарная безопасность»; закреплять практические навыки выразительного исполнения песни, умение петь коллективно с музыкальным сопровождением; * познакомить детей с огнём и его свойствами через практическое экспериментирование; * воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности. Материал: видеописьмо, руль для воображаемой ситуации, названия залов в музее, наушники, аудиозапись «Сказки о непослушной спичке», ленты для танцевальной композиции, «огнетушители», эмблемы пожарных, иллюстрации пожарных ситуаций, сюжетные карточки для игры «Горит — не горит», материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, снегом, стеклянная колба. , видеокамера, аудиозапись мелодии песни «Мы едем, едем, едем. . . ». Проблема: «Правила безопасного поведения в пожароопасных ситуациях» Игровая мотивация: Оказать помощь мультипликационным героям, оказавшимся в беде. Последовательность совместной деятельности педагогов и детей: Дети входят в зал. Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Проходите на стульчики. I. Погружение в проблемную ситуацию. Сегодня мы получили видеописьмо от Кота Матроскина. Давайте посмотрим его. Кот Матроскин: Дорогие ребята! У нас большая беда — до сих пор шерсть дыбом, вся в подпалинах, а пушистые красивые хвосты обгорели. Наш сосед совсем безответственный — разжигает костры в своем огороде, а мы от этого страдаем: искры летят во все стороны. Сколько мы ему не говорили, всё нипочём. Не слушает никого, может вас послушает. Ждём вашей помощи! - Да, серьёзная беда в Простоквашино: наверное, в деревне нет пожарной охраны, которая смогла бы объяснить правила поведения разжигания костра и умение пользоваться огнём. А вы, ребята, знаете правила поведения при пожаре? ( конечно) - Вы согласны помочь Коту Матроскину и Шарику? ( да) . А как мы можем помочь? ( варианты ответов детей) . - Мы вам предлагаем заснять видеоролик, а поможет в этом нам видеокамера. ( согласны) Тогда, не будем терять время даром и отправимся в Музей юных пожарных для того, чтобы пройти специальную подготовку и обучение. Я приглашаю вас занять места в пожарной машине, на которой мы доберемся до Музея. Для этого постройтесь в колонну по трое, музыкального руководителя мы возьмём с собою. Дети под музыку М. Старокадомского «Мы едем, едем, едем. . . » ритмичн о- топающим шагом передвигаются к табличке «Музей юных пожарных». II. Поэтапное решение проблемы — экскурсия в Музей юных пожарных. - Вот мы и приехали. Проходите, садитесь поудобнее, мы находимся в зале под названием «Пункт связи». Оденьте наушники. Сегодня на одной из детских передач рассказывают «Сказку о непослушной спичке», мы ее послушаем. Воспитатель включает адиозапись сказки: «Сказка о непослушной спичке» В одном городке жила- была спичка. Она была весёлой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так порой танцевала, что забывала обо всём на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу — за деревья, дома, кусты, и траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали её бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть — это спичечный коробок. Положил ее не одну, а с сестричками. С тех пор непослушная спичка живёт в спичечном коробке и приносит людям пользу! - Понравилась ли вам сказка? О чем здесь рассказывается? Почему спичку называли непослушной? Воспитатель: Давайте перейдем в следующий зал музея «Театральная студия » и посмотрим, как можно быстро справиться с огнём. Девочки будут играть роли искорок, берите ленты. А мальчики возьмут огнетушители. Музыкально- театральная композиция «Огонь и пожарные». Девочки исполняют танец огня( искры с лентами красного и желтого цветов) , а мальчики в роли пожарных «тушат огонь». Воспитатель: Молодцы, ребята. Наша экскурсия продолжается. Пройдем дальше. Обратите внимание — мы находимся в «Картинной галерее». Она необычная, догадались почему? ( потому что на каждой изображены правила безопасного поведения при пожаре) . Правильно, ребята, мы сейчас их рассмотрим. ( д ети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. ) Правило первое: касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь, в спичках огонь! Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником. Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз. Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь. Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей. - Если мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды. Следующий зал Музея представляет собою «Комната движений». - Мы поиграем и узнаем «Горит- не горит». Встаньте в круг. Вам буду показывать карточки с изображением, если предмет горит- вы встаете на носочки, руки тяните вверх, шевеля пальчиками, если предмет не горит — присаживаетесь на корточки, наклоняя голову вниз. Молодцы! Наша экскурсия продолжается, переходим в следующий зал «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы будем проводить опыты, нужно сесть спокойно, не вставать с места, внимательно слушать. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаются с огнём. При неосторожном обращении люди получают ожоги и отравления. Вот и сейчас мы проведём с вами несколько экспериментов с огнём. Эксперимент 1. На металлическом подносе зажигает свечи. Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? ( огонёк) . Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? ( нет) Объясните почему? ( можно обжечься. Если нечаянно уронить на ковер и на пол, может произойти пожар) Да, действительно, огонь — стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и опасная. Эксперимент 2. Если огонь становится опасный, как человек может с ним справиться( его можно потушить) Чего же боится огонь? ( воды, песка, земли, снега) А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? ( Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему? ( Огонь погас, потому что он боится воды) Эксперимент 3. Аналогичный опыт с песком. Эксперимент 4. А теперь посмотрим следующее: горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? ( он гаснет) Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. Сюрпризный момент. ( Раздается стук в дверь. Заходит инспектор МЧС. ) - Здравствуйте, ребята! Я инспектор МЧС. Я вижу вы готовы стать юными пожарными, оказать помощь при тушении пожара. Но прежде я хочу проверить ваши знания. По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? ( 01) Можно ли пользоваться детям спичками? ( конечно, нет, из- за неосторожного обращения может возникнуть пожар) Можно включать самостоятельно электроприборы? ( без помощи взрослого нельзя) Чем можно потушить пожар? ( водой, песком, землей, огнетушителем, снегом зимой) . Молодцы, ребята! Вы достойны стать юными пожарными. ( р аздает значки – эмблемы) Воспитатель: Мы вас попросим передать видео кассету в Простоквашино Коту Матроскину и Шарику о том, как нужно вести себя во время пожара. Пусть они передадут ее своему соседу, который не слушает, надеемся, что ему будет полезно это увидеть. Инспектор МЧС: А на прощанье хочу дать вам один совет: Кто с огнем неосторожен, У того пожар возможен! Ребята, помните о том, что нельзя шутить с огнем! Воспитатель: Ну, вот и наша экскурсия подошла к концу. Понравилось ли вам в Музее юных пожарных? Что вам особенно запомнилось? Вы такие молодцы, никогда не пройдете мимо того, кому нужна помощь, мы вами гордим ся. А теперь садитесь в машину, поедем домой, в детский сад и споем нашу любимую песню юных пожарных. Дети имитируют в парах, что едут на машине, исполняя «Песенку юных пожарных». Пояснительная записка. В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий – наводнений, пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей. Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно- оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь… Пожары часто возникают и из- за детских шалостей: природная любознательность детей порой приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре. Наиболее эффективной формой профилактической работы по пожарной безопасности с дошкольниками является проектный метод, в ходе реализации которого у детей происходит формирование навыков личной безопасности, развитие познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения. Данное занятие « Музей юных пожарных »п редставлено из тематического цикла «Пожарная безопасность и дети», расчитано на десять дней. Занятие- п роект является завершающим этапом данной темы, где детям дается возможность применить раннее полученные знания и умения по тематическому циклу. В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно- речевым. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как коммуникации — происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме, познания — развитие познавательно- исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний — экспериментирование, чтения художественной литературы — при прослушивании в аудиозаписи «Сказки о непослушной спичке» и приобщении к словесному искусству, физической культуры — на этапе театрального искусства — исполнение танца Огня и его тушения, развитие исполнительского умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов, безопасности- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, музыки — развитие музыкально- художественной деятельности, коллективного исполнения знакомой песни. В занятии применена инновационная методика Н. Е. Веракса — пр оектная деятельность( получение продукта — видеоролика посещения музея юных пожарных) , используемая в работе воспитателя. Также метод исследования предметов( проведение экспериментов для знакомства со свойствами огня) , которые являются основными формами активности на данном занятии, использование педагогической технологии ИКТ позволило ввести в проблему детей, приобщить к словесному исскуству, заинтересовать детей. Основная часть занятия построена в виде экскурсии и расчитана на самостоятельную деятельность детей при непосредственном участии педагогов: умение анализировать, предполагать данные решения, выдвигать гипотезы, тем самым плавно переходить от одного к другому, что является незатейливым сюжетом для снятия видеоролика. Оптимальные условия для этого создаются при выполнении дидактических задач при посещении «Картинной галереи», игры на снятие усталости«Горит — не горит». Прием неожиданности появления инспектора позволил удержать интерес у детей и перейти к рефлексии занятия в виде проверки готовности стать юными пожарниками, что явилось эмоциональным фоном занятия. Презентация проекта в конце занятия — яркий завершающий этап, где дети проявляют свою эмоциональную сферу, подводя итог всего занятия: называют и поясняют правила пожарной безопасности. А продукт — видеосюжет самого занятия. Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению ими разнообразных знаний в области «Пожарная безопасность и дети», и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей: правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических, танцевальных минуток, создание гигиенических условий во время занятия.

Оставить комментарий: