a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

" Что могут сами дети?"

Опубликовано: 2015-01-21 14:56:40

Документы для скачивания

Консультация для родителей: Что могут дети? Подготовила: Зуйкина Т. Н. Самостоятельность- ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых- развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его. Взрослые торопятся прийти па помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Но такие действия взрослых членов семьи причиняют только вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. п. Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему по- требуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета( носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям( надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д. , наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия, например: полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать- так оно лучше просыхает, не падает на пол; чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье или свитер, сначала нужно определить, где у них перед( на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застеж ка, метка, вышивка) . Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом; Обучая детей, учитывайте их опыт. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, вь п олнять работу качественно. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей( куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером дли подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер. Что дети младшего возраста должны научиться делать самостоятельно: мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное ме сто одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, - вы ворачивать, на лицевую сторону, пуговицы за стегивать, расстегивать. з амечать непорядок, в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому. пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом; правильно пользоваться ложкой, вытирать лицо салфеткой; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место. Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании В одевании: вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка; индивидуальная полка или место на полке для хранения одежды; удобная для одевания одежда; В умывании: устойчивая подставка под ноги( расстояние от нее до края раковины должно быть примерно 55см, а до крана- 65- 70см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка) ; постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее( при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма) ; отдельная мыльница с мылом; удобное место для полотенца( детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами дру гих членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или орнаменту по лотенца. . Удобный для ребенка размер полотенца- 40- 50см в ширину, 50- 70см в длину) . При приеме пищи: стул в соответствии со столом( расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18- 19 см, под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула- 25- 28см) ; небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка; на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками. Приучение детей одеваться, умываться, кушать, убирать за собой игрушки Воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата. Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в Медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в т руде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала вызвать интерес. Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, у порства, насто йчивости, то есть тех умений, которыми они овладеют в дошкольном возрасте.

Оставить комментарий: