a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа деятельности детского общественного объединения "Планета Детства"

Автор: Литвинцева Оксана Яношовна Опубликовано: 2015-01-24 14:04:11

Документы для скачивания

Муниципальное образовательное учреждение Пограничнинская СОШ

 

                                                                                                       Утверждаю:

                                                                                                   Директор СОШ

                                                                               Кашенецкая Н.М.                     

                                                                                   «        »                2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

           Программа деятельности

детского общественного объединения

                "Планета Детства"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Мы имеем дело с детьми, только

                                                                 вступающими в наш взрослый мир,

                                                                поэтому подходить к ним нужно

                                                                 с особо тонкой инструментовкой,

                                                                 чтобы не ранить душу ребёнка

                                                         обидным словом, взглядом или жестом,

                                                 а суметь поддержать его, помочь ему освоить

                                                                    этот новый и большой мир.

 

                                                                                                       А.С.Макаренко

 

                                             Пояснительная записка

 

Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях.   Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

 

Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания в условиях новых ФГОС на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения высокого качества учебного и воспитательного процессов, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в образовательный процесс.

 

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.

 

Основанием для разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МОУ Пограничнинской СОШ.

 

 

Анализ воспитательной работы показывает, что растет количество детей с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. Становится все меньше детей, которые хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью.

 

Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Уровень самоуправления в школе можно определить как средний.

Таким образом, обозначились следующие проблемы, актуальные для нашей школы и детского объединения:

- неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;

- формирование единого дружного коллектива, его сплочение;

- недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий  потенциал;

-необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;

Для решения этой проблемы разработана данная программа.

Программа «Планета Детства» ориентирована на детей в возрасте 10–14 лет и проходит под девизом «За Родину, добро и справедливость!». В это время у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.

 

                                         Цель программы

создание условий для общественной самореализации учащихся и раскрытия их духовного и творческого потенциала.

 

                                                 Задачи

 

  • содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
  • способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;
  • выявить и развить лидерско-организаторские качества и индивидуальные способности ребят через обучение основам школьного самоуправления;
  • обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе;
  • повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного объединения через организацию различных видов деятельности.

 

                   Программа строится на основе следующих принципов:

 

  • равенство всех участников;
  • добровольное привлечение к процессу деятельности;
  • чередование коллективной и индивидуальной работы;
  • свободный выбор вида деятельности;
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
  • развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К 10–11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны, 11 – 13 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.

 

                                     Реализация программы

Проект «Перемены без проблемы»:

üподвижные игры для младшего звена школьников

üделовые игры

üспортивные перемены для среднего и старшего звена школьников

 

Деловые игры для детей создают проблемную ситуацию, дети ищут пути решения этой проблемы, предлагают свои варианты, что актуально в условиях новых ФГОС. При условии решения проблемы определяется лидер, развиваются коммуникативные навыки. Деловые игры– это подготовка к жизни и сама жизнь, приносящая радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. Она стимулирует трудовую активность, волю и стремление к победе, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между взрослыми и детьми, вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, любую форму, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений.

Подвижные игры , как здоровьесберегающая технология. На переменах младшие школьники просто бегают, создавая тем самым опасные ситуации, грозящие травматизмом, поэтому ребята среднего звена школы решили проводить подвижные игры.

Старшие школьники играют на переменах в теннис.

Проект «Дорогами войны наших земляков»

Программа «Крепкое здоровье – это здорово!»

Основные формы работы в рамках программы «Планета Детства» – акции, торжественное посвящение в детское объединение, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

 

Программа «Планета Детства» является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по направлениям:

 

спортивно-оздоровительному,

гражданско-патриотическому,

социальному,

«Общение и досуг»,

образовательному (школа актива ).

В реализации программы принимают участие дети и подростки от 7 до 14 лет. Срок реализации программы – 3 года. В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.

Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.

 

Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.

 

Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива «Планета Детства», что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.

 

Формы подведения итогов:

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

В ходе реализации данной программы ожидается:

 

  • Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
  • Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
  • Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
  • Овладение методикой КТД.

Для оценки результативности процесса обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения.

 

Условия реализации программы:

Наличие материально-технической базы: пионерская комната, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.

Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.

Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, библиотекарь, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «Планета Детство».

                                   Содержание программы.

 

Содержание программы «Планета Детства» предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям:

-образовательному

-спортивно-оздоровительному

- гражданско-патриотическому

- социальному

- «Общение и досуг».

 

Занятия по образовательному направлению проводятся 2 раза в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.

Задачи направления:

  1. Образовательное
  • формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
  • учить общаться, самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
  • способствовать развитию коллектива.
  1. Спортивно-оздоровительное направление «Крепкое здоровье – это здорово!»

 

Задачи направления:

  • укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
  • способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
  • развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.

 

Задачи направления:

 

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
  • создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребёнка;
  • развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.

.

Задачи направления:

 

  • способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
  • привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
  • помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
  • способствовать становлению и развитию коллектива.

Особенность программы «Планета детства» заключается в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство личностного роста.

Структура саморазвития членов объединения включает овладение лидерскими и организаторскими навыками, способность выполнять поручения, и построена как движение от «высоты к высоте». Главная ценность в «высотах» – мастерство, которым дети овладевают, мудрость, которую они приобретают, и опыт, который получают.

Детское общественное объединение «Планета Детство» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие объединения с администрацией школы строятся на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Детское объединение взаимодействует со всеми учащимися, с администрацией школы, сельской библиотекой, Домом культуры, советом старшеклассников, педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий и КТД. 

Оставить комментарий: