a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Умелые пальчики

Автор: Титова Юлия Александровна Опубликовано: 2023-01-16 20:31:05

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 244 Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые пальчики»( Направленность: познавательное развитие) Для детей 2- 3 лет, срок реализации- 5 месяцев                                                                                                                                                                                                 г. Ульяновск, Содержание 1 Целевой раздел …………………………………………………………… 1. 1. Пояснительная записка…………………………………………………. 1. 2. Цель, задачи программы ……………………………………. ………… 1. 3. Принципы и подходы по формированию программы………………. . . 1. 4. Возрастные характеристики детей второй группы раннего возраста и срок реализации программы…………………………………………………… 1. 5. Планируемые результаты освоение программы……………………… 1. 6. Система оценки и результата по освоения программы. ……………… 2. Содержательный раздел …………. …………………………………… 2. 1. Образовательная деятельность в соответствии развития детей второй группы раннего возраста………………………………………………. . . ……. . . 2. 2. Форма организации деятельности детей………………………………. 2. 3. Взаимодействие с родителями воспитанника( законными представителями) ……………………………………………………………. . 3. Организационный раздел ………………………………………………. . 3. 1. Психолого- педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка………………………………………………………………………… 3. 2. Материально- техническое обеспечение………………………………… 3. 3. Учебный план по образовательной деятельности в рамках программы……………………………………………………………………. . 3. 5. Литература………………………………………………………………. . . 3. 6. Приложение………………………………………………………………. 1. 1. Пояснительная записка Сенсорное  развитие ребенка  — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст- наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других  видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие( от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития  познавательной деятельности  р ебенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Данная рабочая  программа разработана в соответствии с:       Законом РФ « Об образовании» от 29. 12. 2012, приказ №273- ФЗ; Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования( приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2. 4. 1. 3049- 13 от 29. 05. 13г. « Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» Постановление м Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30. 06. 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3. 1. 3597- 20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции( COVID- 19) » Устав ом учреждения. Основной образовательной программой МБДОУ № 244. Срок реализации Программы  – 5 месяцев( 2022 учебный год) 2. Содержательный раздел. Цель программы: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие. Задачи программы: Образовательная: -   развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам; -   формировать у детей зрительные способы обследования предметов; -   учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел( шар, куб) ; - развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет; - обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный». Развивающая: -   развивать познавательные процессы; -   развивать мелкую моторику. Воспитательная: -   воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу; -   формировать умение слушать и понимать инструкции педагога. 1. 3. Принципы и подходы по формированию программы- Принцип учета возрастно- психологических и индивидуальных особенностей ребенка; - Принцип системности коррекционных и развивающих задач; - Принцип единства диагностики и коррекции; - Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком; - Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации. 1. 4. Возрастные особенности детей 2- х – 3- х лет На третьем году жизни у детей ведущим видом деятельности является предметно- манипулятивная деятельность. Продолжает развиваться ситуативно- деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие окружающего мира. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам ребенок осваивает основные грамматические структуры родного языка, использует в речи простые предложения. К концу третьего года жизни речь становиться средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами- заместителями. На третьем году совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Основной формой мышления становиться наглядно- действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Однако кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. 1. 5. Планируемые результаты освоение программы- обогащение активного и пассивного словаря детей; - познавательный интерес к НОД кружка; - подготовка атрибутов для игр, НОД. - ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу- ориентироваться в трех и более контрастных величинах- собирать пирамидку из 5- 8 колец разной величины- сравнивать, соотносить,  группировать однородные предметы по цвету, форме, величине- составлять целое из 4- х частей разрезных картинок, складных кубиков- различать предметы по форме ( кубик, кирпичик, шар, призма) - ориентироваться в соотношении плоскостных фигур ( круг, овал, квадрат, прямоугольник) 2. Содержательный раздел 2. 1. Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития детей второй группы раннего возраста. «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений. Может образовать группу из однородных предметов. Различает один и много предметов. Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Узнает шар и куб. Различает и называет предметы ближайшего окружения. Называет имена членов своей семьи и воспитателей. Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различает некоторые овощи, фрукты( 1- 2 вида) . Различает некоторые деревья ближайшего окружения( 1- 2 вида) . Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях. 2. 2. Формы организации деятельности детей. Организация образовательной деятельности с детьми проводиться в виде коллективных занятий. 2. 4. Взаимодействие с родителями воспитанника( законного представителя) .   Цель:   Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров. Консультации; Индивидуальные беседы; Беседы; 3. Организационный раздел. 3. 1. Психолого- педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. Пространство развития ДОУ Условия функционирования пространств развития ДОУ: Кадровое и информационное обеспечение; Материально- техническая база, ресурсы; Управляющая система Пространство развития ребенка Предметно- развивающая среда; Образовательное пространство; Дополнительное образовательное пространство; Социальная ситуация развития; Детское сообщество Пространство развития педагогов Система стимулирования и мотивации; Мастерство и профессионализм; Сотрудничество и сотворчество; Педагогическое сообщество( социально- психологический климат в коллективе, сплочённость) . Пространство развития родителей Пространство развития родителей Включённость семьи в ДОУ( степень интегрированности) ; Преемственность и единство требований ДОУ и семьи; Взаимоотношения родителей в семье; Стиль воспитания в семье; Родительское сообщество 3. 2. Материально- техническое обеспечение. Развивающая предметно- пространственная среда предоставлена групповым помещением и оборудована на 3 зоны Фун к циональ н ы й мо д уль «П ознавательное развитие» Назнач е н и е ф унк ци о н альногомодуля Для педагогов: Органи з а ц ия п ростран с тва для разл и чны х, в о с нов н ом свободны х, в идов д е ятель н ости дете й; Включен и е в систе м у о бще с тв е н н ых от н оше н и й, у с вое н и е детьми н орм че л о в еч е ского общежит и я; формирован и е и корре к ц и я ин д иви д у а ль н ого р азв и т и я детей; создан и е у с ловий для гармон ичн ого разв и т ия д е тей. Для родителей: органи з а ц ия п ер с онал ь ного п ространства для разл и ч н ы х в осн о в н ом свободны х в идов деятель н ос т и ребенка; создан и е у с ловий для гармон и чного развития д е тей в у с л о виях с е м ьи Ис т очник тр е бован и й по о р ганиза ц ии мод у ля См. « Н орм а т и вные требован и я п о орган из а ц ии разв и в а ющей п редм е т н о- пространственной ср е д ы » Р е а л и зу е мые виды де я т ельности Игров а я Коммун ик ат и в ная Поз н ав а тельн о- ис с л е дов а тельск а я Изобраз и тельная Му з ыкаль н ая Двигательная а кт и вно с ть Воспр и я т ие худож ес тве нн ой л и т ературы и фол ькл ора Ко н стру и ров а н и е из р а з л и чных м а териалов Трудов а я х х х х х х х х х Цел е войвозраст д е т е й Вторая группа раннего возраста Пер ече нько мп о н е н т о вфункцио н ал ь ного м о ду л я № Наи м енован и е Количе с т вона м оду л ь Обучающие карточки 1 Овощи фрукты 1 2 Домашние животные и птицы 1 3 Времена года 1 4 Транспорт 1 5 Фрукты 1 6 Одежда 1 7 Мамы и детки 1 8 Цифры и фигуры 1 9 Домашние животные 2 10 Деревья 1 11 Дикие животные 1 12 Посуда 1 Настольно- печатные игры 13 Один- много 1 14 Кто там? Что там? 1 15 Чья мама? Чей малыш? 1 16 Наведи порядок 1 17 Формы 1 18 Мой дом 1 19 Целый год 1 20 Пирамидки деревянные 8 21 Пирамидки пластмасовые 7 М е т од и ч ес коеоб ес п еч ение № Наи м енован и е Количе с т во на м оду л ь 1 Пособие по формированию у детей раннего дошкольного социального сенсорного опыта «Дидактическая юбка» 1 2 Т. А. Кислинская Игры- заводилки 1 3 М. Ю. Картушина Забавы для малышей 1 4 Картотека пальчиковые игры 1 5 «Дидактическое панно» 1 6 Интернет ресурсы сайта «Продленка» 7 Интернет ресурсы сайта МААМ 8 Интернет ресурсы сайта «Дошкольник» 3. 4. Учебный план по образовательной деятельности в рамках программы. № п\ п Образовательная область Учебный период Количество часов Познавательное развитие Январь- май 1 раз в неделю 4 часа в месяц 19 часов в год 3. 5. Литература. Помораева И. А. , Позина в. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. – М. : МОЗАКА- СИНТЕЗ, 20 20. Хрестоматия для детского сада: группа раннего возраста: песенки, потешки, приговорки, заклички, колыбельные песенки, загадки, сказки, стихи, рассказы/ сост. А. Н. Печерская. - М. : ООО «Русское слово – учебник», 2016 г. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2- е изд. , испр. и доп. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, Куцако в а Л. В. Конструиро в ание и художест в енный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 240 с. Приложение ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ Месяц Занятие Цель Оборудование Январь Бусы Учить детей чередовать предметы по цвету. Шнурки, набор бусин Пирамидка Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предметов, умение называть цвет, величину предметов. Пирамидки по количеству детей( 7- 8 колец) «Золушка» Учить детей сортировать предметы( фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль белая, фасоль темная, тарелочки Февраль «Построй башню» Обучение соотнесению по величине четырех предметов. Кубики «Помоги ежику» Развивать у детей мелкую моторику рук. Прищепки. Силуэты: ежик «Найди предмет такой же формы». Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Геометрическое лото Панно Развивать у детей мелкую моторику рук, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Дидактическое панно. Март Пирамидка Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предметов, умение называть цвет, величину предметов. Пирамидки из стаканчиков «Цветные крышки» Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предметов, умение называть цвет, величину предметов. Крышки, разноцветные ведерки с прорезями «Сделай по образцу» Учить детей с помощью различных фигур выкладывать картинки по образцу. Блоки Дьенеша Бизикубы Развивать у детей мелкую моторику рук, узнавать и правильно называть цвет, плоскостные геометрические фигуры. Бизикубы Апрель Сделай по образцу Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать фигурки по образцу. Счетные палочки Накорми зайчиков Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Зайцы малый и большой; морковки маленькие и большие «Хвост для петушка» Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. Развивать у детей мелкую моторику рук. Прищепки, силуэт петушка «Соберем фрукты» Различать и называть величину предметов( фруктов) . Развивать слуховое восприятие. Объемные муляжи фруктов 2- х величин( крупные и мелкие) , две корзинки( большая и маленькая) . Май «Солнышко» Развивать у детей мелкую моторику рук. Прищепки. Силуэты солнышко «Пересыпание ложкой». Учить пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Гречневая крупа, ложки, глубокие емкости. «Наведи порядок» Закрепить знания детей о форме, цвете, величине Дидактическое панно «Формы» «Чудесный мешочек» Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закрепление знания цветовых оттенков Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета.

Оставить комментарий: