a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Родительское собрание "Роль семьи в развитии речи детей 4 - 5 лет"

Автор: Разманова Татьяна Фёдоровна Опубликовано: 2015-01-26 10:38:24

Документы для скачивания

Муниципальное автономное учреждение Дошкольного образования «Детский сад №1» г. Ялуторовска. Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4- 5 лет» ав тор: Разманова Т. Ф Воспитатель.   2013- 2014 учебный год Родительское собрание. « Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4- 5 лет » Цель: С оздание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей. П овестка дня 1. Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4- 5 лет. а) Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего возраста. б) Практикум. в) Знакомство родителей с приемам и работы по развитию речи детей. г) Игра- тренинг. 2. Б ережём здоровье с детства. 3. Разное. Предварительна работа: - Оформить зал русскими народными пословицами о языке. - Оформить выставку пособий и дидактических игр по развитию речи детей. - Подготовить памятку для родителей «Как читать детям». - Приготовить буклеты для родителей с играми и упра жнениями по развитию речи детей среднего возраста. Тема: «Роль семьи в р ечевом развитии ребёнка 4- 5 лет ». Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Прежде чем начать наше собрание, мне хотелось, чтобы вы отвлеклись от тяжелого рабочего дня, от житейских проблем и забот. Повестка дня: 1. Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4- 5 лет. 2. Бережём здоровье с детства. 3. Автокресло. 4. Разное. «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4- 5 лет»( 1 слайд) И так, семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Как развивать речь? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти и другие вопросы часто волнуют родителей дошкольников. Но, как известно, особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 года до 4 лет.   Многие заботливые родители понимают, что своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Д авайте попробуем вместе разобраться. Что необходимо для успешного развития речи ребёнка: Предлагаю Вам   выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор 1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения. 2. Общение ребенка с другими детьми. 3. Речь взрослого – образец для подражания. 4. Pa звитие мелкой моторики рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. 5. Чтение детской художественной литературы. 6. Игры с ребенком взрослых и друзей. Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка. ( 2 слайд) - Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых( и прежде всего от родителей) , т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Для того чтобы понять все ли в порядке с развитием речи вашего малыша вы должны знать признаки благополучного и неблагополучного развития речи ребенка. Признаки благополучного развития- Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми. - Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит. - Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. - Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам. Признаки неблагополучного развития речи у ребенка- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит. - Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал. - Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью. - Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми. - Ребенку безразлично, понимает ли его кто- то. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует. - Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников. Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь. ( 3 с лайд) Развитие речи ребёнка в дет ском саду ведётся по следующим направлениям: • воспитание звуковой культуры речи; • обогащение активного и пассивного словаря; • формирование грамматического строя речи; • развитие связной речи. И эти задачи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Напоминаю вам, что дети 4- 5 лет должны: ( 4 слайд) Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание. Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи. В этом возрасте у детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи. Дети должны о сваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями. Называть части предмета, части тела. Произносить шипящие( Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные( Р, РЬ, Л, ЛЬ) В этом возрасте очень важно разрабатывать артикуляционный аппарат с помощью: 1. Пальчиковой гимнастики. 2. Упражнений для губ. 3. У пражнение для языка. 4. Дыхательные упражнения. 5. Голосовые упражнения. Практикум А теперь попробуем совместно р аз обрать несколько проблемных ситуаций: Ситуация 1 Дошкольник со всем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко. Вопрос: Какими, на ваш взгляд, могут быть причины? Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему ли бо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие. Ситуация 2 Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 5 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по- взрослому рассуждает! Вопрос: Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагая усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к овладению письмом. Ситуация 3 В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха удетей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Гриша: «рыба»- « лыба », Саша: «шишка»- « сиска », Петя: « садись»- « дись », Вова: «сахар»- « хасир ». Вопрос: Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, ч тобы исправить эти недостатки в речи дошкольника? Примерный ответ: У Гриши и Саши замена труднопроизносимых звуков на ле гкопроизносимые; у Пети- пропуск первого слога; у Вовы- перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи скорее всего объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков. Умение сосредоточиться на звуке- очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий –р ечевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один –ф онематический. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений. ( 5 слайд) В детском саду в процессе обучения детей правильному произношению, обогащения словаря, выработки грамотной и связной речи участвуют не только воспитатели группы, но и узкие специалисты детского сада- музыкальный руководитель. Процесс закрепления речевых навыков происходит на специальных занятиях по развитию речи, а также во время праздников, развлечений, в течение дня во всех режимных моментах. Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития. Как проводить домашние занятия по развитию речи? ( 6 слайд) Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что- то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога- малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная( умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное) . Итак, вы посмотрели пер ед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко»( Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. ) . Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. ( 7 слайд) А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате. А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой- игра с союзом «А»- «Сравни два яблока»( первое яблоко жёлтое, А второе- красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго- белые и т. д. ) Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке. В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица? », «Помолчи и расскажи, что услышал», «Вни мательные ушки», «Кто позвал? ». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, помо жет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов. Сюжетно- ролевые игры с другими детьми или членами семьи «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сю жет, показать игровые действия. На кухне: У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства( цвет, форму, размер, вкус) продуктов( горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д. ) . Задавайте ребёнку соответствующие вопросы( «Попробуй, какой получился салат? », «Что мы ещё забыли положить в суп? », «Какую морковку выберем? » и др. ) . ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия( «нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т. д. ) , показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. П усть ребёнок занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка. Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало? », «Что поменялось местами? », «Что изменилось? », «Подбери пару», «Кому что подходит? », «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т. д. Игра- тренинг: На обогащение словаря. Например: Что бывает горячим? Что бывает кислым? Что бывает опасным? Ув ажаемые р одители! На столах для Вас приготовлены памятки и буклеты. Там в ы найдёте полезную информацию а также различные игры по развитию речи детей. Можно взять домой. Вывод: Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве- одно из условий нормального развития ребенка и успешного обучения в школе. И только тесное взаимодействие детского сада и семьи- это наилучший результат полноценного речевого развития детей дошкольного возраста. ( Приложение 1, 2, 3, 4, 5) « Бережём здоровье с детства » Для поддержания здоровья нужны простые, известные всем условия, знакомые с детства: «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Но для того, чтобы эти простые условия работали на наше здоровье, нужен волшебный ключик. Его волшебные свойства тоже выглядят простыми и очень обычными – это постоянство и систематичность. Но можно назвать их ещё проще – образ жизни. Получается, что здоровье – это состояние организма при определённом образе жизни. И для того, чтобы наш малыш был здоров, нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни. А сделать это можете только вы, дорогие родители. А мы, педагоги лишь немного поможем вам. Сегодня мы выделим 10 заповедей здоровой жизни. На доске вывешивается круг с надписью « здоровый ребёнок». К нему постепенно прикрепляются 10 лепестков с заповедями здоровья. Заповедь 1. «Соблюдение режима дня» Очень важно приучать ребёнка просыпаться, засыпать, кушать, играть, гулять, трудиться в одно и тоже время. Следует уделять особое внимание полноценному сну, засыпание 21 – 22 часов, минимальная длительность сна 8 – 10 часов. Просмотр телепередач не более 40 минут в день. Заповедь 2. «Регламентируемые нагрузки» Очень важно дозировать как физические так и эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. Нужно следить за поведением ребёнка. Потеря внимания, капризы, истерики, расторможенность, являются сигналом перегрузок. Заповедь 3. «Творчество» В творчестве ребёнок может выразить себя, мысли, чувства, эмоции, он может проявлять негативные чувства и переживать и освобождаться от них. Для этого необходимы разные виды деятельности: - рисование; - лепка; - поделки из бумаги; - занятие музыкой и пением; - занятие танцами. Заповедь 4. «Двигательная активность» Движение – это естественное состояние ребёнка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности. Заповедь 5. «Физическая культура» Занятия физкультурой укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребёнка, позитивно влияют на его характер, способствует развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить. Заповедь 6. «Водные процедуры» Водные процедуры полезны для здоровья, хорошего самочувствия, прекрасного настроения. Вы можете выбрать любой подходящий для ребёнка вид процедур или чередовать- обливание утром и вечером из ведра; - контрастный душ, ванны для рук и ног- обтирание мокрым полотенцем Заповедь 7. «Приёмы массажа» Массаж биологически активных точек является прекрасным средством улучшения регуляции деятельности всех систем организма. Таким образом, он нормализует работу всех органов и систем, в том числе и психики. Заповедь 8. «Тёплый, доброжелательный климат в семье» В комфортной ситуации развитие ребёнка идёт быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя всё позитивное, что его окружает и это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком Заповедь 9. «Свежий воздух» Для нормального функционирования детский мозг нуждается в большом количестве кислорода. Потребности растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает потребность у взрослых. Заповедь 10 «Питание Детям для полноценного роста необходимо полноценное питание. В органичном питании следует придерживаться простых правил: - питание по режиму; - использование натуральных продуктов; - витамины; - сбалансированное питание; - ежедневно фрукты и овощи; Дорогие родители, обратите внимание, на цветочек, который у нас получился. Если Вы будете соблюдать эти простые заповеди, то Ваши дети всегда будут здоровы! Прислушайтесь к потребностям ребёнка! Будьте здоровы! ( Приложение 6) Приложение 1 Язык наперёд ума рыщет. Язык до Киева доведёт. Язык впереди ног бежит. Без языка и колокол нем. Говорит, как по писаному. Каков ум, такова и речь Коротка речь и ясна, оттого и прекрасна. Говорить, не думая, - ч то стрелять не целясь Живое слово дороже мёртвой буквы. Приложение 2 Игры для детей на развитие фонематического слуха. ( Б уклеты) На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней: 1. Узнавание неречевых звуков 2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру 3. Различение слов, близких по звуковому составу; 4. Дифференциация слогов 5. Дифференциация фонем 6. развитию навыков звукового анализа. Я предлагаю вашему вниманию   игры на развитие первых трех ступеней   в формировании фонематического восприятия. Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков. «Где позвонили? » Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами. Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом? » Определить на слух направление звука, источник которого расположен справ а- слева – сзади – спереди. " Поставь по порядку" Цель: запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, раз личать, называть звучащие музыкальные игрушки. Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: " Дудочка гудит. Барабан гремит.   Колокольчик звенит" . " Коробочка гремит" Цель   – дифференцировать неречевые звуки. Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: " Коробочки гремят" . Поставьте все коробочки на стол в один ряд. Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Попросите найти две одинаково звучащие коробочки. Игры на развития речевого слуха: Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса. Игра «Кто как кричит » «В лесу»  - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко; «Три медведя»  - определить, кому принадлежат реплики из сказки. Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле? — Кто ел из моей чашки? — Кто спал в моей постели? — Кто же был в нашем доме? И т. П" Знайки" Цель: развивать слуховое внимание, слушая речь, произносимую шепотом. Ход игры.   Покажите ребенку машину и спросите: " Что это? " –" Это грузовик" . –" Почему он так называется? " –" Потому что он возит грузы" . –" А как называется человек, который водит грузовик? " –" Шофер" . –" Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " –" Да" . –" Зачем? " –" Чтобы починить ее, если она сломается" . –" Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике" . Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу. Поэт Цель.   Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово. Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных: Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные. ( перина, подушка, рубашка) Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту. ( тумбочку, дверь, книгу) От грязнули даже стол Поздним вечером. ( сбежал, ушел, ускакал) Две сестрички, две лисички Отыскали где- то. ( спички, щетку, ложку) Тебе кукла, а мне- мячик. Ты девочка, а я. ( игрушка, медведь, мальчик) Приложение 3 Игры д ля развития речи дошкольников( для буклетов) Игры для развития речи дошкольников вы можете включать в свою повседневную жизнь. Они выручат вас во время долгого ожидания или длинного пути. Игры для развития речи дошкольников – Развиваем артикуляцию 1) Выучим с ребенком одну скороговорку по дороге в детский сад. На обратном пути – повторим. Перед сном потренируемся говорить быстро, нараспев, тихо, громко. На следующий день выучим другую скороговорку. А в конце недели устроим соревнование, кто быстрее и правильнее расскажет все скороговорки. Игры для развития речи дошкольников – Обогащаем словарный запас 2) «Найди букву». Взрослый загадывает букву, а ребенок вертит головой во все стороны и называет все названия предметов, в которых «спряталась» буква. Обязательное условие – показать, куда буква «спряталась»( лампочка, дорога, небо и т. д. ) 3) Что бывает зеленым( мокрым, холодным, веселым и т. д. ? Кто больше придумает ответов на вопрос. 4) «Кто – что делает? » Взрослый называет существительное, ребенок подбирает глагол. гусь – шипит, идет, машет крыльями вода – бежит, течет дерево – растет, качается листья – шелестят, шумят, опадают Соединяем речь и мышление. 5) Пусть загадки станут вашим верным помощником в развитии детей. В них удивительным образом сочетаются логика и выразительность речи. Загадка называет существенные признаки предмета или явления. 6) Попробуйте с ребенком сочинить свои загадки. Такие, как эти, придуманные пятилетним мальчиком: - Шляпа наверху, а человека нет( душ) - Дед с бородой( петух) - Два волоса лезут в небеса( антенна на крыше дома) 7) «Да и нет». По очереди загадываем предмет, находящийся в комнате. Тот, кто отгадывает, может задавать вопросы. Загадавший отвечает только «да» или «нет» Диалог может выглядеть следующим образом: - Это живое? – Нет. - Это стоит на полу? – Нет. - Это висит? – Да. - Это люстра? – Нет? - Это синее? – Да. - Это шторы? – Да. Развиваем связную речь. Устные сочинения по картинкам. Можно использовать раскраски, иллюстрации к детским книжкам, фотографии. Сочинять будем на любую тему: «Что здесь произошло? », «Как этот предмет( человек, сказочный герой) здесь оказался? », «Ожившие деревья( цветы, домики) и т. д. Главное, чтобы нам было интересно. 9) Театральные миниатюрные постановки. В основе сценария – сказки, стихи, мультфильмы. Ребенок учится запоминать роли; говорить, передавая чувства своего героя. 10) Заучивание стихов – непременное условие развития речи. Превратите это занятие в игру. Вы рассказываете первую строчку, ребенок – вторую, потом снов а вы. 11) Сюжетно- ролевые игры «В магазине», «В автобусе», «В аптеке», « Идем в гости( принимаем гостей) » и подобные им, помогут дошкольнику овладеть практическими навыками культуры речи в общественных местах. Приложение 4 Анкета для родителей Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Развитие речи ребёнка дошкольного возраста». Пожалуйста, отметьте варианты ответа, совпадающие с вашей точкой зрения. 1. Интересует ли Вас тема опроса? А) считаю важной Б) считаю второстепенной В) не интересует совсем 2. Какую проблему развития речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка? А) восприятие звуковой культуры речи Б) словарная работа В) выразительное и правильное интонирование речи Г) формирование грамматического строя речи Д) правильное произношение звуков родного языка Е) обучение рассказыванию- связной речи Ж) развитие речи не является проблемой для моего ребёнка 3. Есть ли у Вашего ребёнка нарушения в речевом развитии? А) да Б) нет В) не обраща л( а) внимание 4. Есть ли у ребёнка нарушения в разви тии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать? А) обратиться за советом к воспитателю? Б) заниматься с ребёнком самостоятельно В) проконсультироваться у логопеда Д) не обращать внимание Е) другое_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребёнка в настоящем и будущем? А) нет Б) затруднит общение со сверстниками в д/ саду В) помешает полноценному общению с людьми в будущем Г) послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе 6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе по развитию речи? А) достаточно занятий с воспитателем и логопедом Б) родители должны иногда заниматься с детьми В) родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов 7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребёнком Вы хотели бы получить от специалистов д/ сада? Благодарим Вас за искренность и мужество, за готовность открыть нам внутренний мир своих родительских переживаний. Пожалуйста, не сомневайтесь в корректности нашего общения с тем, чем Вы поделились с нами. Спасибо. Приложение 5 Памятка для родителей «Как читать детям» 1. Перед прослушиванием сказки, худ. п роизведений необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, все, что может помешать, ребёнку слушать сказку или рассказ. 2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка. 3. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут воспринимать текст. 4. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. 5. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней. Приложение 6 Здоровый ребёнок! Соблюдение режима дня Регламентируемые нагрузки Творчество Водные процедуры Физическая культура Двигательная деятельность Водные процедуры Приёмы массажа Тёплый, доброжелательный климат в семье Свежий воздух Питание

Оставить комментарий: