a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Развитие и укрепление моторной сферы у дошкольников с ТНР, посредством различных игр и логоритмических упражнений"

Опубликовано: 2015-01-26 11:37:18

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №106 Тема: Развитие и укрепление моторной сферы у дошкольников с ТНР, посредством различных игр и логоритмических упражнений. Выполнила: учитель – логопед Киселёва М. А. Ульяновск Октябрь 2014 Понятие моторная сфера. Особенности развития моторной сферы у детей с ТНР. Варианты игр и пособий на развитие моторной сферы у дошкольников с ТНР. Понятие логоритмика. Цели и задачи введения элементов логоритмики в коррекционный процесс. Принципы логоритмики. Понятие моторная сфера. В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 2. Особенности развития моторной сферы у детей с ТНР. Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает по- разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса. При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка. У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально- волевой сфере: снижение мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм, агрессивность, обидчивость, раздражительность. Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях: 1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр. 2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков. 3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики. К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом( шишками, каштанами, желудями, орешками и пр. ) , самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам. К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда. К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок. 4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции. 3. Варианты игр и пособий на развитие моторной сферы у дошкольников с ТНР. 4. Понятие логоритмика. Логопедическая ритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воз- действия в комплексе методик и как учебная дисциплина. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обу чения людей с различными аномалиями развития, особенно в отно шении лиц с речевой патологией. Объектом логопедической ритмики является человек( ребенок) с речевой патологией. Предметом — многообразные нарушения психомоторных функций людей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом. 5. Целью — преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логопедической ритмики оздоровительные, образова тельные( познавательные) , воспитательные, коррекционные. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у людей с речевыми нарушениями костно- мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений; осуществление образовательных задач спо собствует формированию двигательных навыков и умений, про странственных представлений и способности произвольно переденгаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей. С помощью занятий логопедической ритмикой люди с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкаль ного восприятия и впечатлительности. Все это содействует умствен ному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощу щать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с дан ным образом, т. е. воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно- творческие способности; 3) воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и т. д. Коррекционная направленность логоритмических занятий обу словлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи. Педагог должен учитывать возрастные и личностные особен ности детей, состояние их двигательной сферы, особенности нару шений речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного внимания, памяти и т. д. , а также тип специального учреждения: речевой детский сад; речевая группа при массовом детском саде, при детском доме — дошкольном, школьном; логопедический пункт при массовой обще образовательной школе; логопедический кабинет в детской, взрос лой поликлиниках, при психоневрологическом диспансере; ста ционар, полустационар, санаторий. 6. Специфические принципы. Принцип развития предполагает раз витие: личности человека с речевой патологией; самого патоло гического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональ ных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания. Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической тера пии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма. Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Занятия по логопедической ритмике будут разными при различных нарушениях. Так, при заи кании цель логоритмических занятий — коррекция моторных нару шений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т. д. с соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося; а при ринолалии — воспитание слухового внимания, дифференциация ротового и носового дыхания, снятие назализации и т. д. Принцип учета симптоматики определяет физические возмож ности людей с речевой патологией, ослабленность детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, наличие параличей и парезов( или иной неврологической симптоматики) при алалии, афазии, дизартрии; частичную или средней степени выраженности ограниченность движений больных с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико- психолого- педагогическими воздействия ми и основными видами музыкальной деятельности( слушание музыки, пение, музыкально- ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных ин струментах, в том числе детских инструментах) . Например, на логоритмических занятиях с заикающимися следует опираться на те установки, которые они получили во время сеанса психотерапии и на логопедических занятиях, или использовать приближающееся к норме состояние мышечного тонуса детей с дизартрией после лекар ственной или физиотерапии и т. д. Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.

Оставить комментарий: