Современный урок.

Опубликовано: 09:00:09 28-01-2015

Автор: Абакумова Ирина Александровна

Тема моего  доклада «Современный урок в условиях реализации ФГОС».  И хотелось бы начать выступление  с китайской пословицы:  Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта или знания.  Представлены четыре вида УУД:  Личностные, познавательные, регулятивные,  коммуникативные. Не буду на них останавливаться, т.к. все, наверное, с ними уже знакомы.С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

 Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше был  распространен объяснительно - иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Использование технологий позволяет проводить интересные уроки, проектировать  учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат.  Учащиеся при этом учатся  высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства  сопереживания, умение  жить и трудиться в коллективе, умение  уважать себя, слушать и слышать друг друга.

 Например, на уроках литературы дети особо проявляют себя. Все уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника. На уроке каждый ученик должен развивать личность, в процессе обучения и воспитания.

И хотелось бы показать несколько приемов, которые использую на своих уроках, чтобы добиваться необходимого  результата.

При работе с художественным текстом учителя часто используют наглядный материал. На своих уроках литературы я даю детям следующее задание: подобрать картины русских или башкирских художников, иллюстрирующие отдельные эпизоды произведения, с небольшим сообщением о художнике и картине. Сдают задания в разных вариантах: кто-то распечатывает, кто-то сдает в электронном. Подобную работу провожу с музыкальными произведениями. А когда навыки отработаны задания эти объединяю. Получается интересно,т.к. видение одного и того же произведения у каждого ученика свое. Например,7 класс,задание:подобрать иллюстрации и музыку к стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Этот метод использую при изучении биографии писателей. В начале урока показываю детям несколько портретов писателя и высказывания о нем разных людей. На основе увиденного, дети составляют вопросы на которые они хотели бы получить ответ об этом человеке. Далее класс делится на группы и работает с раздаточным материалом (выбирают самое важное и интересное).После этого каждая группа выступает, а класс составляет план.

Этот прием использую на этапе рефлЕксии. Проекты являются неотъемлемой частью ФГОС. В качестве вывода прошу детей нарисовать(схематично изобразить) ответ на заданный вопрос. Например, при изучении произведения Тургенева «Бирюк» давала детям следующее задание: «В качестве вывода урока постройте модель   русского национального характера по И.С.Тургеневу». На слайде представлены 2 работы, дети их защищали.

  1. в тесте. Ученики выбирают ответ и обосновывают его. И дальше уже начинается решение проблемной ситуации вместе с учителем. Данный прием, на мой взгляд, выгоден тем, что, во-первых,  ученики могут работать с  разными источниками информации: словари, учебники, во-вторых, работа может быть как индивидуальная, так и групповая.

Буду рада, если продемонстрированные приемы кому-то пригодятся в своей работе.

Выступление свое хочется закончить слова академика А.П. Семенова: «Научить  человека жить в информационном мире-важнейшая  задача современной школы».

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: