a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательно - исследовательский проект " Птицы - наши друзья".

Опубликовано: 2015-02-08 16:14:58

Документы для скачивания

Познавательно- исследовательский проект «Птицы – наши друзья» Продолжительность проекта: ( ноябрь – февраль) . Актуальность проекта. В связи со сложившейся ситуацией в современном обществе, дети в настоящее время, к сожалению, мало интересуются и уделяют времени наблюдениям за окружающей природой. Поэтому в ходе образовательно- воспитательного процесса выявилось, что знания дет ей о птицах родного края недостаточно развиты; отсутствует чувство заботы, жалости, взаимопомощи по отношению к птицам. Данный проект призван не только углубить и систематизировать знания о птицах, он послужит формированию экологического сознания кажного ребенка. Объект проекта: дети Предмет проекта: птицы Цель: расширить, систематизировать, углубить знания детей о птицах родного края, их внешнем виде, повадках; сформировать у детей чувства ответственности и бережного отношения к пернатым друзьям; побуждать с помощью родителей к оказанию помощи птицам зимой; воспитывать любовь и чувства отзывчивости. Задачи проекта: Подобрать современную методическую литературу по данной теме; Систематизировать литературный и иллюстрированный материал; Подобрать дидактические игры о птицах; Познакомить детей с литературными, художественными, музыкальными произведениями о птицах; Провести наблюдения за птицами осенью и зимой; Научить детей насыпать корм в кормушки; Организовать выставку детских работ на тему « Птицы – наши друзья»; Организовать конкурс совместной работы родителей и детей «Кормушка для наших друзей». Участники проекта: дети, воспитатели, муз. р уководитель, физрук, родители. Предполагаемый результат Проведение итогового мероприятия « Птицы – наши друзья »; Создание методической копилки о птицах; Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Этапы реализации проекта Подготовительный эта п( октябрь) Изучение познавательной и художественной литературы о птицах; Подборка блока дидактических игр о птицах; Подборка н аглядного материала для занятий; Создание методической подборки, подготовка фото и видеоматериалов; Разработка цикла наблюдений за птицами. Основной этап Работа с родителям и( октя брь – ноябрь) Совместно с детьми подготовить сообщения о птицах; Изготовить кормушки для птиц. Работа с детьм и( ноябрь – февраль) Рассматривание иллюстраций, фото и видеоматериалов с изображением птиц; Защита мини –с ообщений детьми Вместе с родителями дети подготовили целую серию сообщений о разных птицах, откуда узнали, что большинство птиц питаются ягодами, различными насекомыми, червями. С наступление м холодов, когда земля замерзает и покрывается снегом, птицы не могут прожить в таких условиях и покидают нас, улетая в теплые края. Там их ждет благоприятная среда для существования. Остальные птицы, более выносливые и приспособленные к жизни зимой, остаются зимовать с нами. Поэтому мы призваны помочь им выжить в тяжелое для них время. Наблюдение за птицами осенью и зимой; Проведение тематической недели включает интеграцию всех образовательных областей: Понедельник Безопасность « Правила поведения в лесу». Физкультурное «Выше птиц, быстрее ветра». Художественное творчество( рисование) « Синички – сестрички ». Вторник Коммуникаци я( развитие речи) . Чтение худ. Произведения М. Горького « Воробьишко ». Музыка « Звонко пел соловушка… » Художественное творчество( лепка) « Совушка »( пластилин+ природный материал) . Среда Познание( математические задачи про птиц; количественный и порядковый счет) . Физкультурное. Четверг Коммуникация. Перес каз сказки «Гуси- лебеди». Художественное творчеств о( аппликация+ конструирование) «Улетают птицы». Музыка. Пятница Познание( экологическое воспитание) . «Птицы нашего края». Физкультурное. Беседы по темам « Зимующие и перелетные птицы ». « Питание перелетн ых птиц». « Чем питаются зимующие птицы? ». « Чем страшна зима птицам? » « Как люди могут помочь птицам? » Чтение произведений в мини- библиотеке Л. Н. Толстой «Птичка». В. Бианки «Синичкин календарь», « Чей нос лучше». Д. М. Сибиряк «Серая шейка». А. Н. Толстой « Желтухин ». Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Проведение игр « Кто как поет», «Найди свой домик», « Перелет птиц», « Кто где зимует», «Гуси- лебеди», «Сова» и т. д. Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Родители очень ответственно подошли к этой работе. А дети с г ордостью приносили свои кормушки в детский сад. Казалось, соревнование было не только между детьми, но и между родителями. Заключительный этап. Выставка детских работ и кормушек. Итоговое мероприятие «Птицы – наши друзья». В процессе реализации данного проекта дети: П олучили и систематизировали знания о зимующих и перелетных птицах; Научились составлять и связно последовательно излагать небольшие сообщения о птицах; Познакомились с новыми пословицами, поговорками и загадками о птицах; Овладели новыми приемами в процессе творческой деятельности; Научились замечать и наблюдать происходящее в окружающем мире; Научились правильно подкармливать птиц; Овладели некоторыми навыками по изготовлению кормушек для птиц. Методическое обеспечение проекта 1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5- 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2007. 2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. П рактическое пособие для воспитателей методистов ДОУ. - Воронеж, 2006. 3. Шорынгина Т. А. Птицы. К акие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М осква, 2000. 4. Волчккова В. Н. , Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - Воронеж, 2006. 5. Куликовская Т. Дидактический материал «Познаем окружающий мир. Птицы». – Москва, 2011 Приложение Блок дидактических игр о птицах Дидактическая игра «Расскажи о птице». Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем. Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем. Ход игры Логопед предлагает детям рассказать о птице, используя схемы. Например: Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой. Дидактическая игра «Игра в слова» Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание, мышление, память. Материал. Предметные картинки: грач, ласточка, лебедь. Ход игры Дети рассматривают изображение одной птицы. Логопед предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы. Слова: перелетный, крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает. Дидактическая игра: «Опиши и назови». Воспитатель предлагает детям карточки с изображением перелетных птиц. Дети описывают отличительные особенности и называют птиц. Игровое задание «Найди ошибку»: 1. Прилетели птицы: Вороны и синицы, Голуби и спицы. 2. Прилетели птицы: Вороны и синицы, Галки и стрижи, Кукушки и ножи. 3. Прилетели птицы: Вороны и синицы, Голуби, чижи, Сойки и стрижи, Чайки, пеликаны, Чайники, тюльпаны. 4. Прилетели птицы: Вороны и синицы, Голуби, чижи, Сойки и стрижи, Чайки, пеликаны, Чибисы, ножи, Галки и ужи. Дидактическая игра «Собери и назови»: детям предлагается встать, разделиться на три подгруппы для работы над разрезной картинкой – собрать изображение птицы и назвать ее. Дидактическая игра « Кто где живет»: детям предлагается набор карточек с изображением лесных птиц, домашних, городских, которых нужно расселить по местам обитания( схемы – иллюстрации) . «Что надо для гнезда» Программное содержание: 1. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки. 2. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. Активизировать словарь по теме «Птицы»: перелётные – аист, скворец, утка; зимующие – воробей, ворона, сова, дятел, синица. 3. Побуждать различать голоса птиц в грамзаписи. 4. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к птицам. Путаница. Дидактическое лото Игра учит находить различные предметы по их контурным изображениям, развивает навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику. Элементы самопроверки позволят научить ребенка самостоятельно контролировать и анализировать свои действия. Игра предназначена для детей 4- 7 лет. Дидактические игры: " Кто где зимует? " , " Раздели птиц на перелетных и зимующих" Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Дидактические игры: " Хорошо- плохо" , " докажи, что это птица" . Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам. Дидактические игры: " Чей это домик" , " Кто чей? " . Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец. Дидактическая игра «Улетает — не улетает». ( Взрослый называет какую- нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет. ) Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию ». Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее. Дидактическая игра «Чего не хватает? » Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь; Воспитатель выставляет силуэты птиц( без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д. ) Дети должны сказать, чего не хватает у птиц. Дидактическая игра «Сравни птиц» Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни; У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли и т. д. Дидактическая игра «Кто как голос падает? » Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь; Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует. Дидактическая игра «Что лишнее» Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух. Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей. Оборудование: карточки с набором из 4- х слов( картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие. Ход игры: Ребёнку предлагают послушать( посмотреть) и запомнить ряд слов( картинок) . Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова( назвать картинки) . Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово( картинка) лишнее? Почему? ». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова( картинки) . После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов( картинок) в том порядке, как он предъявлялся. Усложнение игры происходит за счёт увеличения количества запоминаемых слов или картинок, а также за счёт более тонкой дифференцировки обобщающих понятий( например, посуда – столовая, кухонная, чайная) . Примерный перечень оборудования для игры Домашние – дикие птицы Курица, гусь, индюк баран Утка, петух, павлин лошадь Цыпленок, утенок, гусенок свинья Птицы – звери Страус, пингвин, аист дельфин Дельфин, морж, осьминог пингвин «Четвёртый лишний» Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок. заяц, ёж, лиса, шмель; трясогузка, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; пчела, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, комар; таракан, муха, пчела, майский жук; стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; лягушка, комар, жук, бабочка; стрекоза, мотылёк, шмель, воробей. «Летает, плавает, бегает» Цель: продолжать закреплять знания детей о природе, развивать интерес к жизни пернатых. Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать( или прыгать) на месте; при слове «карась»- имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей»- изображают полёт птицы. Дидактическая игра «Выложи птицу( животное, предмет) из геометрических фигур» Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д. , используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать. Оборудование: карточки, набор геометрических фигур. Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения. Д/ И «Кто потерял? » Цель: продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач. Научить детей распознавать, какой птице принадлежат перья( петух, гусь, павлин, утка) из данной коллекции. Д/ И «Исправь ошибку» А недавно, ребята, на птичий двор к бабе Дусе приходил нерадивый художник. Посмотрите, каких нелепых птиц он нарисовал. Вы видели таких? ( детям предлагаются картинки птиц, по которым они должны определить, какие ошибки допустил художник) «Береги природу» Цель: воспитывать чувство любви к родной природе; На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д. Дидактическая игра « Кто где живет» Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах развивать речь детей, обогащать их словарь. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями «болото»- цапля, аист, журавль «водоем»- лебедь, дикая утка, чайка «лес»- кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд «город»- воробей, голубь, ворона «птичий двор»- курица, гусь, индюк. Дидактическая игра «Птичья семейка» Цель: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя. Петух – курица – цыпленок( цыплята) Гусь- …. - …. Селезень- …- …. Индюк- …. - …. Дидактическая игра «Кто как разговаривает » Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; Утка( кря- кря) – крякает; Гусь …. ) - …. Петух …. ) - …. Курица) - …. Дидактическая игра «Один – много» Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление Цыпленок – цыплята Курица- …. Индюк- …. Гусь- …. Утенок- …. Гусенок- …. Дидактическая игра «Кто как передвигается » Цель: развивать связную речь; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе Утка( что делает) – ходит, плавает, летает; Индюшка …. ) - …. Курочка …. ) - ….

Оставить комментарий: