a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игровая мотивация

Опубликовано: 2015-02-09 21:54:23

Документы для скачивания

Воспитатель; Важенкова Валентина Николаевна. П роведенные психолого- педагогические исследования убедительно показывают, что дети дошкольного возраста достаточно четко отл ичают игру от трудовой и образовательной дея тельности. Вторжение в сферу игры ребенка — дело тон кое и деликатное. Для ребенка- дошкольника действия взрослого, направленные на его воспитание и обучение, вполне понятны. Но когда воспитатель начинает с детьми играть, то они относятся к этому достаточно насторожен но: действительно ли он будет играть или только притво ряется и хочет использовать игру в каких- то целях? Поэто му, для того чтобы игра в Доу была не только т еоретически, но и практически я применяю игровую мотивацию. . - 317518923000 Вместе с тем, нередко даже положительные мотивы для ребенка оказы ваются недейственными, да и само развитие их постепен но сходит на нет, если малыш не владеет способами их реа лизации. В связи с этим возникает необходимость вместе с формированием мотивов обучать ребенка и определенным способам действия. Итак, для того, чтобы у детей возникло желание выполнить то или иное задание, я проводила специальную работу, направленную вначале на формирование игровой мотивации, а затем на постановку игровой и учебной задачи. С помощью игровой мотивации влияя на детей, я стараюсь осуществить переход из одной деятельности в другую, принять пози цию равного с ребенком партнера. А по ходу руководства детской деятельностью необходимо стараюсь не «соскальзывать» с игры, сохраняя игровой характер деятельности. Сложность выполнения этого требования состоит в том, что на каждом возрастном этапе вслед за изменениями спо собов сюжетно- ролевой игры должна меняться и игровая мотивация. Дети старшего дошкольного во зраста вначале принимают задания только в том случае, если полученные навыки можно сразу же использовать в игре, рисовании или в другой достаточно привлекательной деятельности. Например, работая с детьми пяти — семи лет, когда сюжет но- ролевая игра находится на уровне сюжетосложения, при построении игровой мотивации я пытаюсь: отбирать яркие и выразительные образы, способствую щие развитию у детей внутреннего сопереживания героям и желания оказать им практическую помощь; представлять сюж ет, используя ролевое поведение. Эта работа проводится у нас, например, на осно ве художественных про изведений. Так, чтобы вызвать у детей интерес к работе с цветом в процессе изодеятельности, можно прибегнуть к следующей игровой моти вации. Берем в руки лист белой бумаги, показываем его детям и читаем стихотворение В. А. Приходько «Белый город»: Этот город — Белый город. Он под белым полотном. Очевидно, белый город Околдован колдуном. . . После э того как дети выразили желание помочь жителям заколдованного города, они начинают расколдовывать белый город, изображая красками то, что им запомнилось из текста стихотворения или хотелось бы нарисовать. По окончании располагаем все детские рисунки на большом листе бумаги и поздравляем детей с победой: белый город расколдован и спасен! Ребенку- дошколь нику сложно понять ряд преимуществ коллективной работы: благодаря участию всех детей можно создать изоб ражение скорее и выполнить больший объем работы. Чтобы наглядно убедить ребят в этом, можно использовать следующую игровую мотивацию: Тема: «Яблоня» Цели. Формировать у детей заинтересованное отношение к общему продукту совместной деятельности. Побуждать их упражняться в изображении листьев и яблок. Материал. Наборное полотно с изображением дерева. Несколько игрушечных зайцев, краска гуашь. Ход занятия. Рассматривание с детьми листьев на деревь ях и кустарниках, растущих на участке детского сада, яблок. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок». Воспитатель напоминает детям сказку про зайца и яблоки и говорит, что сегодня они узнают продолжение этой сказки. Заячьей семье очень понравилось яблоко, которое принес папа- заяц, но каждому достался только маленький кусочек, и все попросили его сходить и принести еще яблок. Папа- заяц взял большой мешок, двум старшим зайчатам дал по маленькому мешку, и они втроем отправились в лес. Семья весело шла, и зайчата все время спрашивали, скоро ли они увидят волшебную яблоню. — Вот она наконец, — сказал папа- заяц. Но тут он посмотрел на яблоню и испугался: дерево стоя ло все черное и засохшее. Ни листьев, ни яблок на нем не было, а многие ветки обломились. Где же яблоки? — удивились зайчата. — Что случилось с бедной яблоней? А вы разве не знаете? — спросил дятел. — Пошел ядо витый дождь — листья и яблоки сразу почернели и съежи лись, веточки засохли, и на яблоне теперь больше ничего не будет расти. Зайцы очень расстроились. Они жалели красивое дерево, а кроме того, им очень хотелось вернуться домой с яблоками. Слушай, дятел, — сказал папа- заяц, — неужели нельзя помочь бедной яблоне? Помочь можно, — ответил дятел, — но только очень трудно. Вы должны найти детей, которые нарисуют для яблони много красивых листьев и яблок, и тогда она оживет. Где же нам найти таких детей? — закричали зайчата. Не знаю, — застучал дятел, — в лесу их нет. Воспитатель обращается к детям: «Ребята, где же зайчикам найти помощников? » Если они долго не отвечают, он прямо спрашивает, не хотят ли они помочь зайчикам и оживить яблоню. Получив утвердительный ответ, воспитатель задает вопрос по очереди двум- трем детям, сможет ли каждый из них один нарисовать листья и яблоки для всего дерева. Как правило, дети понимают, что' одному с такой работой не справиться, и отвечают: «Мы будем рисовать все вместе». После того как дети выразили готовность оживить дерево, воспитатель вынимает листы из уголков наборного полотна и по одному раздает их детям. Таким образом, у каждого ребенка оказывается изображение части дерева, на кото ром он должен нарисовать листья и яблоки. По мере завершения работы воспитатель готовые рисунки прикрепляет в соответствующие номеру листка места в наборном полотне. Если работы нуждаются в длительном просушивании, наборное полотно нужно положить горизон тально на стол и вставлять рисунки в таком положении. В конце занятия воспитатель спрашивает у детей, ожило ли дерево, и кто его оживил. Т ак же, чтобы эффективно созда ть игровую мотивацию, научить переключаться с реальной жизни на воображаемую, мы применяем специальные упражне ния на фантазирование и тренировку воображения: воспроизведение «биографий» различных предметов — спичечного коробка, коробки из- под конфет, чашки, часов и т. п. ; рассматривание кусочков различных предметов, чтобы определить, на что они похожи; придумывание рассказов о том, что было с теми или иными героями до того, как мы с ними познакомились, и после; « обфантазирование » имеющихся рядом предметов( умение в стульях видеть пни, в люстре — сказочную птицу, в ковре — цветущую лужайку и т. п. ) и исполь зование их при разыгрывании различных сценок( осмотр зала музея, прогулка в лесу, переход реки вброд и т. п. ) . Р езультатом этого будет являться развитие воображения, мышления, творческой активности, а так же форми рование у детей старшего дошкольного возраста способ ности к взаимодействию друг с другом. Надеемся, что приведенные примеры убедили в необхо димости использования игровой мотивации, а также про демонстриро вали ее особенности при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Оставить комментарий: