Консультация для родителей на тему «Речь на кончиках пальцев»

Опубликовано: 22:12:13 12-02-2015

ЦЕЛЬ.

Cовершенствовать умения родителей воспитанников в организации деятельности детей по развитии мелкой моторики дошкольников.

ЗАДАЧИ.

Предоставить возможность родителям осмыслить пути решения речевых проблем детей и получить практические, конкретные рекомендации по вопросу развития мелкой моторики дошкольников.

Способствовать повышению внимания взрослых к проблемам умственного развития дошкольников, сопричастности взаимодействия с ними.

Ход:

Послушайте, как метко подмечено:

В том человека украшенье

И честь, живущая века,

Что сердцем чувствует

                                      значенье он,

Того, что делает рука.

Руке посвящали стихи, оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах: «Отбиться от рук»,  «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза бояться, а руки делают».

Великий русский В.А.Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ребенка».

Еще наши мамы и бабушки играли с нами, мы играли со своими малышами, наши дети будут играть в народные пальчиковые игры («Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая»)   /Показываю игры./Вспомнили?

Значение этих игр до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Мно­гие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздейст­вие.

Для развития пальчиковой моторики рук существует очень много разнообразных игр. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но так же и к самообслуживанию - застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков. /Не могу не сказать о шнуровке. Современным мамам очень удобно, что появились застежки-липучки. Быстро, легко, удобно. Но есть и другая сторона – мы стали заложниками прогресса, потому что ручки ребенка развиваются мало. И мы удивляемся, что наши дети плохо разговаривают?!/

Учеными всего мира доказана  связь развития рук с развитием мозга (интеллектуальным развитием). Простые движения рук помогают убрать на­пряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. А для меня, как для логопеда, важно, что они способ­ны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.   

Влияние ручных действий на развитие человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Восточные мудрецы утверждали, что игры с участием рук приводят в гармонию тело  разум и мысли.

Медики Тибета, Индии, Японии установили, что массаж большого пальца повышает  актив­ность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состо­яние желудка, среднего — на кишечник, бе­зымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. /Запоминайте./

В нашей логопедической группе дети очень любят шарик с колючками. Это специальный массажер,  используемый в  Су Джок терапии. Это одно из направлений нетрадиционной медицины, которое приобретает все большую популярность. /А знаете почему?/ Су-джок терапия  обладает высокой эффективностью, бе­зопасностью и простотой и является лучшей системой  профилактики заболеваний  и самооздоровления. Прокатывая с детьми шарик с колючками, мы массируем лечебные точки наших рук, и  оказываем лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны   головного мозга. Это положительно сказывается на исправлении речи детей.

Рассмотрим некоторые приемы, которые можно использовать в общении с детьми для их речевого и умственного развития.

 

  • Ребенок катает массажер между ладонями, одновремен­но проговаривая стихотворе­ние на автоматизацию нару­шенного звука (автоматиза­ция звука [ж]):

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

 

  • Для обобщения словаря и формирования грамматического строя речи.

 

Упражнение «Один – много». Взрослый катит валик по столу ребенку, назы­вая предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладо­нью массажер, откатывает его назад, называя существитель­ные во множественном числе. Аналогично проводятся уп­ражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» и др.  

 

Это еще не все. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

  • Ребенок  поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотво­рения пальчиковой гимнасти­ки (автоматизация звука [ш]).

На правой руке:

Этот малыш — Илюша, (На большой палец.)

Этот малыш — Ванюша, (Указательный.)

Этот малыш — Алеша, (Средний.)

Этот малыш — Антоша, (Безымянный.)

А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья. (Мизинец.)

На левой руке:

Эта малышка — Танюша,

Эта малышка — Ксюша, Эта малышка — Маша, Эта малышка — Даша, А меньшую зовут Наташа.

 

  • Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания

 

— надень колечко на мизинец правой руки (на безымянный палец левой руки и т.д.);

— возьми «ежика» (массажер) в правую руку и спрячь за спину.

 

  • Совершенствование навыков употребления предлогов

 

На столе коробка. По просьбе взрослого ребенок кладет шарики

- красный – под коробку, синий – в коробку, зеленый – на коробку.

 

Так, шаг за шагом, вы помогаете малышу постигать основы правильной и красивой речи.

Перечень используемой литературы:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006.
  • Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001.
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006.
  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  • Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008.

Документы для скачивания:

7234_Rech na konchikakh paltsev - konsultatsiya2.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: