a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педсовет "Организация полноценной речевой деятельности в детском саду" (старший воспитатель Шумилина Н.Н.)

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Педсовет: «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду». Актуальность Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму- четырём основным видам речевой деятельности. Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой- средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи- значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка. Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции: - является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека( благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их) ; - является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов( т. е. речь используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т. д. ) ; - используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов; - является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении в определённой группе лиц( человек, как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать и сопереживать) . Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет язык в становлении личности ребёнка – дошкольника. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы. В настоящее время успешное обучение в школе совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, считать в пределах 100, а всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно. Овладел ли он навыком искать закономерности, подготовлен ли он к решению логических задач, что в свою очередь требует нетрадиционного подхода к проблеме, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы. Современный ребёнок оказался в информационном потоке. И далеко не каждый может сориентироваться в нем. " Переработать" всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Для решения этой проблемы и успешной подготовки детей к обучению в школе, освоению компьютерных технологий необходимы не столько определённые знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться, грамотно выражать свои мысли, обосновывать свои доводы. Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи- воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи. Педагогическая технология О. М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми. Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков: развиваем умение сотрудничать; развиваем умение активно слушать; развиваем умение высказываться; развиваем умение прав ильно перерабатывать информацию( приложение №1) . К числу нетрадиционных форм речево й работы с детьми относя т ся: ситуации общения; игровые обучающие ситуации; творческие мастерские; интегрированные занятия с элементами кооперации. 1. Ситуации общения – это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей, где взрослый выступает в роли партнёра по общению. Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно- ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования активной ответной позиции. И какие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействии со сверстниками. Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их. И не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих и воспитательных задач. 2. Игровые обучающие ситуации могут быть четырёх видов: ситуации – иллюстрации; ситуации – упражнения; ситуации партнёрского взаимодействия( ситуации – проблемы) ситуации – оценки. В ситуациях – иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации – иллюстрации используются в младшей группе. Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций – иллюстраций предлагаются игровые ситуации – упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового действия. Участие детей в ситуациях партнёрского взаимодействия способствует освоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их. Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение. В старшей группе начинают использовать ситуации – оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать уже принятое решение, оценить его. Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом. Особенности ситуаций общения как формы работы с детьми: 1. Добровольное участие. 2. Взрослый выступает как более сильный и умный партнёр по общению. 3. За счёт изменения позиции взрослого из обучающей на партнёрскую, происходит изменение взаимоотношений между педагогом и детьми. 4. Ситуация общения планируется и проводится педагогом в любое время в режиме дня. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребёнка. 5. Длительность ситуаций от трёх до десяти минут, в зависимости от возраста детей. 6. Предполагается участие небольшой группы детей( три- восемь чел. ) 7. Ситуации общения могут быть реально- практическими и игровыми. Их соотношение зависит от возраста детей. 3. Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Опыт творческой деятельности он трансформирует в разные формы своёй жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяют понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно – образовательного процесса, так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. Цель – овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью. Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми 1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности. 2. Импровизированный характер деятельности. 3. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка. 4. Атмосфера эмоционального подъёма. 5. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы. 6. Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребёнка. 7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал. 8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения, незаметный для самого ребёнка. 9. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога. 10. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку творить; быть рядом с ним в этом процессе; принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т. к. он сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом; бережно относиться к результатам детского творчества. 11. Существование серьёзного противоречия между желаниями детей и нормами, которые регламентирует деятельность ДОУ. 12. При такой норме организации речевой деятельности дети сами придумывают идею, содержание деятельности, способы достижения цели. 13. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу. 14. Дети делают то, что хотят. Программа здесь – руководство к деятельности, а не строгое методическое указание. 15. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность. 16. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать в творческой деятельности. Примерное содержание творческих мастерских 1. Развитие памяти, воображения, мышления. Игра типа «Кто хочет стать миллионером». Детям предлагается вопрос и четыре варианта ответа, необходимо выбрать правильны. Ответы принимаются с обоснованием. 2. Творческая продуктивная речевая деятельность- рассказы фантастического характера «Сочиняем новую волшебную сказку или сказочную историю» по опорным словам. Можно использовать приемы сотворчества или коллективного письма. - составление творческих рассказов по картине. 3. Создание рукописной книжки. Дети под руководством педагога изготавливают книжку- самоделку. Воспитатель записывает фрагменты сочиненных сказок, а дети – иллюстрируют( можно рисовать, делать аппликацию и т. д. ) 3. Интегрированные занятия по развитию речи могут быть познавательно- речевыми или комплексными речевыми. В ходе познавательно- речевых занятий на одном познавательном содержании( экологическое, литературное, эстетическое, социальное) можно решать несколько речевых задач. Например, в процессе итоговой беседы «О вежливом и доброжелательном отношении к людям» целесообразно развивать речь- доказательство, упражнять детей в использовании правил речевого этикета, при этом будет решаться задача активизации и обогащения словаря. Комплексные речевые занятия предполагают решение одной новой речевой задачи в разных видах деятельности или путем использования разных дидактических средств. Например, в комплексное занятие по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке могут быть включены разные виды деятельности: игровая( обыгрывания игрушки) , обследовательскя( выявление особенности игрушки) , чтение стихов, изобразительная деятельность и т. д. На занятиях решается основная для каждого возраста речевая задача в младшем возрасте – активизация разговорной речи и профилактика возможных нарушений звукопроизношения; в среднем дошкольном возрасте – освоение основных обследовательских действий и накопление словарного запаса; в старшей группе – обучение рассказыванию с использованием грамматически правильной и выразительной речи; в подготовительной группе – развитие речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания. Решение педсовета: использовать в образовательном процессе ДОУ нетрадиционные формы речевой работы с детьми, такие как ситуации общения игровые обучающие ситуации интегрированные занятия творческие мастерские, определить в режиме дня место для этих мероприятий, установить периодичность проведения. Ответственные: старший воспитатель Шумилина Н. Н. ; воспитатели Срок: с 13. 01. 2014 года, постоянно. Приложение №1 Развиваем умение сотрудничать Игровое упражнение «Травинка» Цель: научить выражать собственные эмоции невербальными способами. Содержание: с помощью считалки выбирается «наблюдатель», остальные дети- «травинки». «Наблюдатель» смотрит, как травинки выполняют задания воспитателя, и выбирает лучшую « травинку», т. е. ребёнка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания. «Наблюдатель» не только выбирает лучшую «травинку», но и объясняет свой выбор. Ребёнок, которого выбрали, становится «наблюдателем». Задания к упражнению: 1. Поднимите руки медленно вверх через стороны. 2. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу. 3. Глазами нарисуйте «солнышко», которое греет травинку. 4. Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, затем вперёд – назад. 5. Покажите движениями: ветер усиливается и всё сильнее раскачивает травинки. 6. Покажите, как ветер стихает и травинки замирают. 7. Затем снова покажите, что ветер усиливается, и травинки вновь раскачиваются. 8. А теперь ветер затихает, и «травинки» тянутся, опустив руки Игровое упражнение « Менялки ». Цель: научить соблюдать право на личное достоинство и уважать его. Содержание: игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. О н встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель называет признак, например: « Меняются местами те, у кого…( светлые волосы, красные носочки, и т. д. ) ». Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. Игровое упражнение «Экскурсия в магазин» Цель: научить детей действовать по инструкции, контролировать свои действия. Содержание: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на экскурсии в большом магазине. Педагог называет отдел, например, «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, и называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель» и т. д. Развиваем умение сотрудничать Игровое упражнение «Холодно – горячо, вправо – влево» Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, затем по плану – схеме. Содержание: педагог прячет условный предмет( игрушку) , а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами « горячо, холодно». Игровое упражнение «Обыграй превращение» Цель: научить детей контролировать движения( действия) и работать по инструкции. Содержание: ведущий по кругу передаёт предметы( мяч, кубики и т. д. ) , называя их условными именами. Дети действуют с предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например: по кругу передают мячик. Ведущий называет «яблоко»- дети «едят» его, «моют», «нюхают». Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей Развиваем умение активно слушать Пантомимические этюды Цель: учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. Содержание: детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, скачет мяч, крадётся лиса и т. д. Этюд «Король Боровик» Педагог напоминает детям, что гнев выражается сдвинутыми бровями, сжатыми кулаками и активной жестикуляцией. Читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту: Шёл король Боровик, через лес напрямик( идут на месте) . Он грозил кулаком и стучал кулаком( грозят кулаком) . Был король Боровик не в духе: ( стучат кулаком по столу) Короля покусали мухи( отмахиваются от «мух») . Игровое упражнение «Фантазии о…» Цель: научить ответственно относиться к заданию, постараться убедить своим рассказом слушателей. Содержание: педагог предлагает детям «превратиться» во что – либо или в кого – либо, рассказать, что вещь чувствует, где и как она живёт, что её окружает, что она чувствует. Варианты: «я – утюг», «я – чашка» и т. д. Игра «Автобиография». Цель: научить ответственно относиться к заданию, постараться убедить своим рассказом слушателей. Содержание: педагог представляет себя предметом или явлением и от его имени ведёт рассказ, например: «Могу быть толстым или худым, красивым или не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, ослик Иа мне всё равно обрадовался. Дети внимательно слушают и с помощью наводящих вопросов выясняют, о чём идёт речь. Развиваем умение активно слушать Игра «Вспомни сказку» Цель: развивать активное слушание. Содержание: педагог от лица сказок говорит: Сказки просят: «А сейчас Вы, друзья узнайте нас! » Не лежится на окошке – Покатился по дорожке…( «Колобок «) Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца! . . ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») . Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко…( «Кот, Петух и Лиса») А дорога далека, А корзина нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок…( Маша и Медведь») . В конце игры педагог предлагает детям нарисовать любимого сказочного героя. Развиваем умение активно слушать Развиваем умение активно слушать Игра «Подбор предметов к действию» Цель: развивать умение активно слушать, умение устанавливать логические связи. Содержание: детям предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «Кто и что плавает? »- «человек, доска, собака, корабль». Игра «Сундучок» Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы. Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит какой – нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет». Игра «Чересчур» Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы, и отвечать на них. Содержание: дети должны ответить на вопросы педагога: - если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? ( Заболят зубы, живот) ; - одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? ( можно отравиться) ; - хорошо, когда много снега. А если снег засыпит дома? Игра « Кто что делает» Цель: обогащать словарь детей глаголами, активизировать монологическую речь и выразительность невербальных средств воздействия на слушателей. Содержание: со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление или объект, а игроки по очереди называют действия, выполняемое этим объектом, и для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребёнок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к существительному придумывают несколько глаголов. Например: «Ветер – воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает» и т. п. Усложнение игры: использование невербальных средств выразительности – жестов, мимики, пантомимики. Игра «Эхо» Цель: развиваем активное слушание. Содержание: педагог читает стихотворение, дети повторяют последнее слово каждой строчки. Игровое упражнение « Вопросы и ответы» Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы, и отвечать на них, развивать воображение, мышление и речь. Содержание: детям раздают по одной картинки с сюжетным или предметным содержанием. Затем задают игровые вопросы( «Кто? С кем? Когда? Зачем? » и т. д. ) . Дети по очереди отвечают на вопросы, опираясь на свои картинки. Взрослый может записать детские ответы и затем зачитать все придуманные в ходе игры небылицы. Игровое упражнение «Узнавание» Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл. Содержание: дети должны узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или слов – действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связанны с чувственным и практическим опытом ребёнка. Например, зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная …( берёза) ; сверкает, землю согревает, тьму разгоняет…( солнце) и т. д. Развиваем умение активно слушать Игровое упражнение «Объясни Незнайке» Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл. Содержание: педагог предлагает детям объяснить Незнайке смысл предложенной поговорки или пословицы. Например: «Труд кормит, а лень портит», «За твоим языком не поспеешь босиком», «Умея начать, умей окончить», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и т. д. Игровое упражнение «Кем( чем) был? Кем( чем) будет» Цель: формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог. Содержание: детям предлагаются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например, семечко – подсолнух, котёнок – кошка, мальчик – мужчина. Далее игра усложняется: проводится без опоры на наглядность, отражаются изменения, происходящие с тем или иным предметом, объектом в течение некоторого периода времени. Например: весна – лето – осень – зима; семечко – росток – саженец – дерево и т. д. Игровое упражнение «Что общего? » Цель: формировать умение выделять основную идею высказывания, подводить итог. Содержание: детям предъявляются или называются два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьём и грузовым автомобилем? ( Оба могут двигаться, переносить тяжёлые предметы и т. д. ) Игровое упражнение изменение сказочной развязки. Цель: развивать воображение, мышление, речь. Содержание: детям свойственно переделывать финалы сказок, если они их не устраивают, например, плохие в хорошие. Помочь детям придумать счастливую развязку можно, используя приём введения в сюжетное повествование, какого- либо средства, предмета, явления или мысли, вдруг осенившей одного из персонажей. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра могут съесть таблетку от жадности; Колобок вместо своей песенки может спеть другую, в которой поётся, что он совсем невкусный; Развиваем умение активно слушать Игровое упражнение «Ресурсный анализ» Цель: развиваем умение выявлять в предметах общее, развиваем воображение, мышление и речь. Содержание: поиск нескольких похожих предметов осуществляется ребёнком в словесной форме на основе выявления соответствия по выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где тот или иной ресурсный потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпич имеет следующие свойства: твёрдый, коричневый, пористый, значит его можно использовать вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно нагревать и делить. Но в тоже время рядом этих свойств обладают и другие объекты: рисовать можно красками, углём, карандашами; фильтром может служить ткань, мелкая металлическая сетка; делить можно яблоко, лист бумаги и пр. Материалы для упражнения: - машина перевозит грузы – её работу могут выполнять лошадь, верблюд, самолёт, поезд, пароход, лодка, велосипед и т. д. - гитара издаёт звуки – будильник, пианино, рот, радио, магнитофон, телевизор – тоже звучат. - дом защищает от непогоды – под перевёрнутой лодкой, под зонтом, в шалаше или плаще тоже можно укрыться от непогоды. Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ предмета. В этой игре участвуют все мыслительные операции: узнавание, понимание, воспоминание, анализ, синтез, дифференциация, оценка. Ситуации для упражнения: - Лена пролила варенье на пол. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего? - Вася пошёл гулять в лес и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой? - У Маши разбилось зеркальце. Где она может увидеть своё отражение и привести свою внешность в порядок? - Катя решила пригласить к себе гостей. Что она для этого должна сделать? Развиваем умение активно слушать Речевая игра «Слово на ладошке» Цель: учить развивать мысли собеседника. Содержание: педагог говорит: «Я найду слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке! Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово! Давайте искать слова…ну, скажем на небе. А вот и корзинка, в которую каждый из нас положит по слову. Педагог передаёт корзинку первому ребёнку, тот «кладёт» в неё своё слово, к примеру «солнце» и передаёт корзину своему соседу. Слов наберётся много. Далее педагог задаёт следующие вопросы: « А на носу можно найти слова? А в кармане? И т. д. Игровое упражнение «Добавление придаточных предложений» Цель: учить развивать мысли собеседника Содержание: в качестве материала берутся знакомые детям жизненные ситуации. Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают. Например: « Сегодня надо затопить печь, потому что…»; «Коля не пошёл сегодня в детский сад, потому что…»; «Мы завтра пойдём в лес, если…» и т. д. Развиваем умение активно слушать Игровое упражнение «Анализ ситуаций и ресурсов» Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл, развивать мысли собеседника, формировать умение выделять основную идею сказанного. Содержание: каждая сказка – кладезь ресурсов, нужно только помочь ребёнку увидеть их, проанализировать и использовать. Рассказывая детям сказку, педагог предлагает им помочь главному герою найти выход из проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных героев. Например: - как в лесу колобок может спрятаться от зверей( повиснуть на яблоне – стать яблочком, обмазаться мёдом и покататься по еловым иголкам – стать похожим на ёжика и т. д. ) - как зайцу из сказки « Заюшкина избушка» без посторонней помощи выгнать лису из своего домика? ( заколотить окна и двери, а как лиса проголодается, сама запросится, чтобы её выпустили; ночью устроить шум около домика, лисе будет не до сна, она сама убежит подальше от зайца и т. д. ) Игровое упражнение « Лавина» Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам. Содержание: педагог называет тему, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая все слова, названные предыдущими участниками игры. Тот, кто не может назвать своё слово, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался последним. Игровое упражнение «Концовки» Цель: Развивать воображение, мышление, речь. Содержание: дети должны закончить предложение, начатое педагогом. Например: - если стол выше стула, значит, стул…( ниже стола) ; - если диван шире кресла, значит, кресло…- если холодильник выше плиты, значит, …и т. д. Развиваем умение высказываться Речевая игра «Куда пойдёшь, что найдёшь? » Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл, развивать мысли собеседника. Содержание: каждому ребёнку выдаются большая картинка с изображением леса( луга, огорода, сада) и конверт с набором картинок( овощи, фрукты, грибы, ягоды) . Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки. Игровое упражнение «Сказки в заданном ключе» Цель: развивать фантазию, мышление, речь. Содержание: детям предлагается пофантазировать, что произойдёт, если одним из героев сказки, станет кто- нибудь из них или если герои сказки придут к ним в гости( что они поведают? ) Знакомая сказка, конечно же каким – то образом изменится, если в сюжет произведения будет введён ребёнок в качестве значимого персонажа. Игровое упражнение «Войско овощей и фруктов» Цель: активизировать речевую деятельность, формирует желание общаться, достойно выходить из нестандартных ситуаций. Содержание: однажды Сеньор Помидор решил собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему Горох, Капуста, Огурец, Персик, Лимон, Апельсин, Персик и т. д. Помидор принимает в своё войско только тех, кто расскажет о себе ярко, занимательно, артистично и убедительно, и объяснить, каково его значение для человека. Развиваем умение правильно перерабатывать информацию Игровое упражнение «Интервью» Цель: прививать детям социальные навыки, развивать диалогическую речь. Содержание: одному из детей предлагается стать настоящим журналистом и сделать настоящее интервью. Остальные участники игры берут на себя различные социальные роли( врач, учитель, продавец) . Список вопросов можно подготовить со взрослым. В интервью используется очень важный приём: ребёнок в роли журналиста должен правильно задать вопрос, что бы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придётся задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюированным. Игровое упражнение «Фантастические гипотезы» Цель: развиваем синтез, анализ, прогнозирование. Содержание: педагог предлагает детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником»( каким, зачем, что я бы делал? ) , «Если бы я оказался на необитаемом острове»( что бы стал делать? ) , « Если весна не наступит совсем»( что произойдёт с растениями, животными, людьми? ) . Игровое упражнение «Что бы это значило? » Цель: совершенствовать навыки устной речи, развивать мышление, фантазию. Содержание: интонация, эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Что бы доказать важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах русского языка лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска( осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость) . Педагог знакомит детей с пословицей или фразеологизмом и предлагает вместе подумать, чтобы это могло означать. Например, что значит « бить баклуши», «повесить нос», «Задать головомойку»? Игровое упражнение «Добавление» Цель: упражнять в лексическом отборе. Содержание: педагог произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова. Например: « На пороге сидела и жалобно мяукала …»; «Кошка поймала в саду…»; «Шерсть у кошки…» и т. д. Развиваем умение правильно перерабатывать информацию Игра «Собери чемодан» Цель: развивать память, воображение, речь. Содержание: детям предлагается отправиться в путешествие. Задаётся вопрос «Что для этого нужно? »( «Уложить вещи в чемодан») . Педагог спрашивает: «Подумайте, что можно взять с собой в дорогу? » Первый «путешественник»( участник игры) называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет, третий участник повторяет, что назвал второй «путешественник», и называет свой и т. д. Игровое упражнение «Так бывает или нет? » Цель: развивать речевое творчество. Содержание: детям предлагаются простейшие ситуации, и дети отвечают, так бывает или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например: «волк бродит по лесу»- «волк на дереве сидит»; «в кастрюле варится суп»- «чашка жарится на сковороде»; «лодка по небу плывёт – «кораблик плывёт по волнам»; «Девочка рисует домик – «домик рисует мальчика» и т. д. Приложение №2 Формы речевой работы Основа Возраст детей Частота проведения или использования Вид деятельности Ситуации общения Инициативная речь ребенка, нерегламентируемая речевая деятельность Во всех возрастных группах Каждый день «Круг общения» Игровые обучающие ситуации Сценарий активизирующего общения Во всех возрастных группах Один раз в неделю Беседа Интегрированные занятия Обобщение и систематизация знаний по теме. Во всех возрастных группах 1 раз в квартал Занятие Создание рукописной книжки Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью Старший возраст 1раз в квартал Совместная деятельность взрослых и детей Составление творческих рассказов по картине Развитие речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания Старший возраст 1раз в квартал Занятие

Оставить комментарий: