Консультация для родителей "Зачем ребенку музыка?"

Опубликовано: нет данных

У вашего малыша склонность к музыке? Вы хотите эту склонность поддержать и развивать, а позже определить его в музыкальную школу? А если так случится, что из вашего ребенка не выйдет профессионального музыканта и он вообще выберет другую профессию? Означает ли это, что силы и время потрачены зря? Да и вообще, нужна ли ребенку музыка, если он не станет музыкантом? В последнее время все реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Они считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим детям мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на занятия музыкой, изнурительные как для родителей, так и для маленьких маэстро? Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепиано. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах. Но, не смотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Хотя бы потому, что музыкальное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задавали один и тот же вопрос: «Для чего вашему ребенку музыка?» Отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел играть на каком-нибудь инструменте; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: «Чтобы ребенок не рос злым». Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка. У малыша еще мало знаний, мало опыта. Но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нем эту свежесть и обостренность чувств. Обращаясь к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадать человеку. О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние люди. Даром богов провозглашали музыку пифагорейцы. Платон, разделявший эстетические взгляды Пифагора, писал: «Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно и из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой». Музыка была символом порядка и цивилизации в представлении древних китайцев. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Занятия музыкой приучают ребенка к ежедневному труду, воспитывают в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствуют эмоции, дают особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно много заниматься: повторять отдельные музыкальные фразы, аккорды, пассажи. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Вспомним притчу. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один ученик: скрипач, считавшийся музыкантом посредственным, несколько лет он ездил за Николо Паганини и просил великого итальянца взять его в ученики. В конце концов, маэстро согласился. Через год занятий скрипач стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспеченного виртуоза спрашивали, как же Паганини сделал его мастером, тот был краток: «Паганини научил меня концентрации внимания». Если ребенок, окончив музыкальную школу, не станет музыкантом, а будет, занимается совсем другим делом, время, проведенное им за инструментом, не пройдет зря. Он научится тому, что в жизни наверняка пригодится – много и сосредоточенно трудиться. Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Занятия музыкой развивают ребенка интеллектуально. Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить дети, с замедленным умственным развитием, которых казалось, никакими силами невозможно было расшевелить. Как показали исследования ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет. Была отмечена прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности. Духовному развитию детей способствует и занятие пением в ансамбле и в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. «Воспитывая хориста, - писал известный хормейстер Георгий Струве, - вы, прежде всего, воспитываете человека, влюбленного в музыку, честного в своих мыслях и поступках». Между поющими в ансамбле или в хоре обычно складываются дружественные отношения. Эмоциональный настрой одного передается другому. Занятия музыкой сближают детей. Мы имеем в виду не только сам процесс обучения игре на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение и особенно музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки, игра в ансамбле на разных инструментах под фонограмму или аккомпанемент. Далеко не все дети любят быть солистами. Многим нравится выступать в домашнем концерте вместе с мамой, папой, бабушкой. Для этого нужно готовиться заранее: составить концертную программу, нарисовать пригласительные билеты и разослать их гостям. У семейного музицирования давние традиции. Центром такого музицирования стала Вена. Здесь большое внимание уделяли камерной музыке и потому старались учить детей игре на разных музыкальных инструментах. Если один ребенок играл на скрипке, то другого учили игре на альте, виолончели или фортепиано. Важный стимул для детей, занимающихся музыкой, - участие в концертах, в том числе домашних. Устраивая такой концерт, нужно постараться создать праздничную атмосферу: украсить комнату, красиво одеться, поставить в ряд стулья, можно пригласить гостей или посадить игрушки. Пока звучит музыка, нужно исключить все разговоры, не стоит ходить по комнате, заниматься каким-либо другим делом. Всё должно быть как на настоящем концерте. Даже если ребенок, по вашему мнению, играет не очень хорошо, с ошибками, непременно надо наградить его исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания оставить на потом. И еще одно существенное обстоятельство. Ребенок, выступая в концертах, начинает понимать, что, играя, он приносит слушателям радость. Делая добро, ребенок сам становится добрее. Занятия музыкой делают ребенка сильней. Музыка развивает решительность, уверенность в себе. Как сказал Л.В. Бетховен: «Музыка должна высекать огонь из мужественной души». Дети, занимающиеся музыкой, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому, что помимо познавательных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. Во-первых, ребенок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба, и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и, как правило, без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребенка. О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно… Ф. Стендаль: «Слушая музыку, я сосредоточиваюсь с большей ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне». И.Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал». Ч.Р. Дарвин: «Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалость сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а еще вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону природы». А.И. Герцен: «Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую». И.С. Тургенев: «Редко, что может заставить меня плакать. Еще иногда стихи А.С. Пушкина до слез тронут. А от музыки часто плачу». В.А. Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки…»

Оставить комментарий: