Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Опубликовано: 18:08:51 16-02-2015

Автор: Машина Татьяна Николаевна

     В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

    Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются  логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

— фронтальных (подгрупповых) занятий;

—  индивидуальных занятий;

— занятий подвижными микрогруппами.

       Занятия проводятся логопедом после того, как  проходит обследование детей группы в начале года.

       Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

      В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации,  в играх. Подбор  и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

       В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется. 

       При планировании  и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:

— определяются тема и цели занятия;

— выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

— отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

— обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

— при отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;

—включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

       Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи с старшей группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе.

       Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

       Исходя из всего сказанного, к фронтальным занятиям должны  предъявляться следующие требования:

       Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

       Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:

Документы для скачивания:

7351_Formy i metody logopedicheskoy raboty v sootvetstvii s FGOS doshkolnogo obrazovaniya.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: