a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Инновационный подход к к организации воспитательной работы "Педагогика оздоровления"

Автор: Утрясова Светлана Александровна Опубликовано: 2015-02-21 21:28:57

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья.

Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

 Опираясь на выше сказанное, я пришла к идее разработать программу «Педагогика оздоровления», и вот уже несколько лет наш детский сад работает по этой программе.

 

Актуальность программы

Жизнь в наше время ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной остается проблема сохранения здоровья. Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны: это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В период дошкольного возраста у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регуляция его качества. Оно связано с внедрением в практику работы дошкольных образовательных учреждений современных программ, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку, здоровьесберегающих технологий. Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом. Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный  период.

                                        Концепция программы

Программа разработана в силу особой актуальной проблемы сохранения

здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному  решению вопросов оздоровления подрастающего поколения детей в дошкольной организации.

Цель программы – создание оптимальных здоровьесберегающих условий в

ДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов; формирование у родителей,

педагогов, воспитанников устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

 В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического

развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.

  1. Формирование у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни, как показателя общечеловеческой культуры.
  2. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, ловкости,

выносливости и др.) и умения рационально использовать их в различных условиях.

  1. Усвоение правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта.
  2. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной

     системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и 

     физическое развитие.

  1. Воспитание интереса детей к различным доступным видам двигательной

активности, положительных нравственно-волевых качеств дошкольников.

  При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

  1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности;
  4. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья;
  5. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;
  6. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок;
  7. Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества;
  8. Принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при

дальнейшем обучении в школе;

  1. Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 Ожидаемые результаты:

  • Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.
  • Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей

работы в детском саду. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья.

  • У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к

специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей.

Система оздоровительных мероприятий

В ДОУ сложилась система мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей:

  • профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные

профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);

  • общеукрепляющие мероприятия (витаминотерапия, полоскание горла, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.);
  • организация рационального питания (четырехразовый режим питания по

технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд);

  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия: режимы проветривания и кварцевания.
  • двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки,

релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);

  • комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным

сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта);

  • работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни;
  • использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и мн.др.).

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.

    Непосредственно образовательная деятельность, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).

    Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня, подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.

    Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.

I. Педагогические условия

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия:

  • обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
  • способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений;
  • повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;
  • положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Большого эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Мы изготовили универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени: дорожки разной ширины, шнуры и дуги для подлезания; дорожка – «следы»; бруски; мягкие мячи; массажеры; передвижная баскетбольная сетка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Педагогическая диагностика

Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям. В процессе работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль.

III. Развитие движений

Под руководством воспитателя ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной активности.

Организованной двигательной  деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 – 2,5 часов.

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

  • оздоровительный бег;
  • народные подвижные игры;
  • гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • гимнастика под музыку.

 

 

 

 

 

 

Особое значение в воспитании здорового ребенка я придаю развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздухе).

 

 

 

 

 

Это отражено в перспективном планировании, составленном на все возрастные группы. Причем в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность, например, малышам она должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием.

 

 

 

 

 

 

 

IV. Закаливание

Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление  здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия содействуют созданию привычек здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Здоровый образ жизни

Воспитание в потребности здорового образа жизни осуществляется по нескольким направлениям:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Одной из направлений по воспитанию у  детей потребности в здоровом образе жизни – формирование культурно-гигиенических навыков (полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; разминаться после пробуждения; уметь расслабляться; уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещения туалета).

 

 

 

 

 

 

VI.  Взаимодействие с родителями

У нас в саду реализуются следующие формы работы с родителями:

  • праздники;
  • досуги;
  • диспуты;
  • передвижные библиотеки.

В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.

В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает:

  • ознакомление родителей с результатами  диагностики, целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания, закаливания;
  • формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей;
  • обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, йоги).

Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместные занятие детей и родителей, которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых дверей для родителей, где они могут принять участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольника.

На занятиях мы знакомим воспитанников с электронными презентациями по теме «ОБЖ», «ЗОЖ», «СПОРТ». Создана медиа-коллекция презентаций для детей, которая постоянно пополняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Результаты работы убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения поможет нам на практике создать и реализовать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих  технологий. Всё это позволит говорить не только об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей.

Документы для скачивания