Проект по теме «Социализация дошкольников путём организации преемственных связей с социальными учреждениями в условиях реализации ФГОС ДО»
Документы для скачивания
Проект по теме «Социализация дошкольников путём организации преемственных связей с социальными учреждениями в условиях реализации ФГОС ДО»
Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие человека. Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей, так как в период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».
- Автор: Утрясова Светлана Александровна
- Кадры: воспитатель
- Район, село представивший проект: с.Рыбное, Каменского района.
- Адрес организации: 658720 с.Рыбное, улица Комсомольская -7(а).
- Телефон: (385-84)74 - 6-34).
- Вид, тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.
- Цель: дать основу приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.
- Задачи проекта:
- знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью, с его достопримечательностями;
- знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер села;
- социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения себя вести в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками;
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы;
- создание положительного образа школы, воспитание желания учиться.
- Место проведения: с.Рыбное.
- Участники проекта: дети средних и старших дошкольных групп, их родители и воспитатели.
- Возраст детей: 4-7 лет
- Форма проведения: дневная (в рамках организации НОД и повседневной жизни с учётом интеграции образовательных областей, игры, беседы и экскурсии, знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения)
- Ожидаемые результаты:
Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.
Актуальность темы.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.
Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, село, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – село Рыбное.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.
В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. К сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничиться рассказом и объяснением воспитателя, рекомендациями родителям о том, как провести необходимые наблюдения в повседневной жизни.
Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.
Так знакомясь с социумом нашего села, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.
.
План проведения мероприятий
(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)
по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения.
Месяц |
Социальная сфера |
Объект, цель, группы участники |
Сентябрь |
Село и его жители, детский сад |
Детский сад: Экскурсии по детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом (кухня, прачечная). Знакомство с профессией воспитателя (дети средних групп).
«Моя улица» Целевые прогулки на ближайшую улицу: расширении территории активных действий детей, знаний и представлений об окружающей действительности. (Старшие группы)
«Мое село» Экскурсии по селу: формирование знаний детей о родном селе, его истории. (Подготовительные группы)
Достопримечательности и природа: экскурсии и прогулки в парк села, на мемориал. Формирование элементарных представлений детей о достопримечательностях нашего села. О роли человека в облагораживании зоны отдыха. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что село наш общий дом.
Школа: Целевые экскурсии в школу, (музыкальная, общеобразовательная) закрепление представлений детей о школе и профессии учителя. (Подготовительные группы) |
Октябрь
|
Достопримечательности и природа |
Медицина в детском саду: экскурсии по детскому саду: знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры) (средние группы).
Аптека, больница: экскурсия в аптеку и больницу (презентация «Кто работает в больнице»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фармацевта. Визуальное знакомство с больницей в процессе экскурсий, знакомство с профессией врача (педиатр, стоматолог) (старшие группы).
Целевая экскурсия в социальный центр «Содействие» поздравление ко дню пожилого человека. Формирование должного отношения к людям пожилого возраста. (Подготовительные группы)
Целевые прогулки в экологическую комнату детского сада: расширение элементарных представлений детей о роли человека в уходе за растениями и животными, охране природы. (Средние группы)
|
|
Культура и искусство
|
Культура в детском саду: посещение спектаклей, театральных представлений в дошкольном образовательном учреждении; участие детей в досуговых мероприятиях. Пробуждение интереса к традициям народной культур. (Средний и старший дошкольный возраст в течение года)
Экскурсия в СЦДКиТ: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями. (Старшие группы)
Искусство в детском саду: «В гости музыка пришла» встреча с учащимися музыкальной школы. Формирование элементарных представлений детей о музыкальном искусстве. (Подготовительные группы).
Экскурсия в музыкальную школу села: встреча с оркестром музыкальной школы. Закрепление умения общаться и заниматься совместной музыкальной деятельностью. (Старшие и подготовительные группы)
|
Ноябрь
|
Органы власти и управления
|
Знакомство с помещениями детского сада: кабинет заведующего и его профессиональная деятельность. (Подготовительные группы)
Село: Экскурсия в администрацию сельского совета. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления села в процессе экскурсий. (Подготовительные группы)
|
Декабрь |
Библиотека
|
Книжный мир в детском саду: Посещение книжной выставки (методкабинет) Приобщение к миру книги (средние группы) Экскурсия в библиотеку: встречи в литературной гостиной. Формирование элементарных представлений детей о функциональном назначении библиотек, профессии библиотекаря. (Старшие группы). |
Январь |
Сфера услуг |
Сфера услуг в детском саду: Знакомство с помещениями в детском саду (кабинет заместителя по АХЧ, кухня). Знакомство с трудом работников прачечной и кухни. (Средняя группа)
Общение: Экскурсия в отделения связи.
Различные виды услуг: знакомство со сбербанком, почтой; расширение представлений о труде взрослых (показ видеоролика). (Старший дошкольный возраст) |
Февраль |
Армия |
Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств.(Старший дошкольный возраст)
|
Март |
Органы правопорядка и ГИБДД |
Наши встречи: встреча с инспектором ГИБДД. Расширение знаний об элементарных правилах поведения на дороге, презентация. (Старший дошкольный возраст)
Наши встречи: встреча с участковым инспектором. Формирование представлений о профессиональной деятельности органов правопорядка. (Старший дошкольный возраст) |
Апрель |
Физкультура и спорт.
|
Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта для укрепления здоровья. (Средний возраст)
Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни. (Старший дошкольный возраст)
|
Май |
Пожарная часть
|
Наши гости: встреча с инспектором пожарной части. Формирование элементарных представлений детей о пожарной безопасности. Знакомство с профессией пожарного. (Средний дошкольный возраст)
Экскурсия в пожарную часть села: обобщение и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, о профессиональных особенностях сотрудников пожарной части. (Старший дошкольный возраст) |
План проведения бесед
по ознакомлению с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения
Беседы по ознакомлению с профессиями. |
Цель: |
месяцы |
1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; 2) расширять знания и представления о профессиях; 3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста; 4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану; 5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. |
||
Воспитатель Учитель Повар Швея - кастелянша |
Сентябрь |
|
Прачка Медсестра детского сада Врач в больнице Фармацевт |
октябрь |
|
Актёр Режиссер |
ноябрь |
|
Библиотекарь |
Декабрь |
|
Повар в детском саду
|
январь |
|
Военнослужащий |
февраль |
|
Спасатель |
март |
|
Тренер |
апрель |
|
Пожарный |
май |
Перспективный план сюжетно-ролевых игр
Сюжетно-ролевая игра |
Основные задачи |
|
Сентябрь |
Школа Детский сад Салон красоты |
Старший дошкольный возраст
|
октябрь |
Больница Аптека |
|
ноябрь |
Театр Телевиденье (журналист, фотокорреспондент) |
|
декабрь |
Библиотекарь
|
|
январь |
Столовая Кафе |
|
февраль |
Игры на военную тематику: Пограничники, солдаты и т.п. |
|
март |
Спасатели
|
|
апрель |
Детский сад Физкультурный руководитель |
|
май |
Пожарные Спасатели |
Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения.
-воспитатель – проводит НОД, беседы, игры, чтение литературы, организует предметно развивающую среду в группе;
-родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском саду, сопровождают экскурсии;
Модель взаимодействия МКДОУ д/с «Березка» с социальными партнерами
Материал используемый для осуществления проекта.
I раздел. Информационно-методический материал.
- Консультации для педагогов и родителей «Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество».
- Конспекты НОД «Социальный мир».
- Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».
- Дидактические игры «Профессия», «Кем быть?».
II раздел. Презентации.
- «Презентация о профессиях– представителей социальных сфер с.Рыбное».
- «Все профессии важны».
- «Кто работает в больнице».
- «Все профессии».
- «Чем пахнут ремёсла?».
- «О профессиях».
- «Профессии».
- «Огонь друг или враг?».
- «Кто служит в армии?».
Список используемой литературы
- Т.В.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»
- Т.А.Шорыгина «Беседы о профессиях»
- Азбука краеведения «Край родной»
- «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
- «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004
- Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2009.
- Н.С. Голицина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
- Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
- Е.К. Ривина, В.К. Толстых, Е.Ю. Башлай Социум микрорайона - ступенька в большой мир // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №5. С. 72-80.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- О.В. Солодянкина Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.
- В.В.Абашина, С.Г.Шайбакова «Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом»