a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект по теме «Социализация дошкольников путём организации преемственных связей с социальными учреждениями в условиях реализации ФГОС ДО»

Автор: Утрясова Светлана Александровна Опубликовано: 2015-02-21 21:34:32

Документы для скачивания

Проект по теме «Социализация дошкольников путём организации преемственных связей с социальными учреждениями в условиях реализации ФГОС ДО»

 

Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются  наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие человека. Этот  возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей, так как в период  дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

 

  1. Автор: Утрясова Светлана Александровна
  2. Кадры: воспитатель
  3. Район, село представивший проект: с.Рыбное, Каменского района.
  4. Адрес организации: 658720  с.Рыбное, улица Комсомольская -7(а).
  5. Телефон: (385-84)74 - 6-34).
  6. Вид, тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.
  7. Цель: дать основу  приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.
  8.  Задачи проекта:
  • знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью, с его достопримечательностями;
  • знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер села;
  •  социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения себя вести в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками;
  •  воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы;
  • создание положительного образа школы, воспитание желания учиться.
  1. Место проведения: с.Рыбное.
  2. Участники проекта:  дети средних и старших дошкольных групп,  их родители и воспитатели.
  3. Возраст детей: 4-7 лет
  4. Форма проведения: дневная (в рамках организации НОД и повседневной жизни с учётом  интеграции образовательных областей, игры, беседы и экскурсии,  знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения)
  5. Ожидаемые результаты:

Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.

 

Актуальность темы.

           Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.

Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, село, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – село Рыбное.

 На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.

В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. К сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничиться рассказом  и объяснением воспитателя, рекомендациями родителям о том, как провести необходимые наблюдения в повседневной жизни.

Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.

Так знакомясь с социумом нашего села, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.

.

План проведения мероприятий

(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)

по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения.

 

Месяц

Социальная сфера

Объект, цель,  группы участники

Сентябрь

Село и его жители,

детский сад

Детский сад:

Экскурсии по детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом (кухня, прачечная). Знакомство с профессией воспитателя (дети средних групп).

 

«Моя улица» Целевые прогулки на ближайшую улицу: расширении территории активных действий детей, знаний и представлений об окружающей действительности.  (Старшие группы)

 

 «Мое село» Экскурсии по селу: формирование знаний детей о родном селе, его истории. (Подготовительные группы)

 

Достопримечательности и природа: экскурсии и прогулки в парк села, на  мемориал. Формирование элементарных представлений детей о достопримечательностях нашего села. О роли человека в облагораживании зоны отдыха. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что село наш общий дом.

 

Школа: Целевые экскурсии в школу, (музыкальная, общеобразовательная) закрепление представлений детей о школе и профессии учителя.

(Подготовительные группы)

Октябрь

 

 

Достопримечательности и природа

Медицина в детском саду: экскурсии по детскому саду: знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры) (средние группы). 

 

Аптека, больница: экскурсия в аптеку и больницу (презентация «Кто работает в больнице»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фармацевта. Визуальное знакомство с больницей в процессе экскурсий, знакомство с профессией врача (педиатр,  стоматолог) (старшие группы).

 

Целевая экскурсия в социальный центр «Содействие» поздравление ко дню пожилого человека. Формирование должного отношения к людям пожилого возраста. (Подготовительные группы)

 

 

Целевые прогулки в экологическую комнату детского сада: расширение элементарных представлений детей о роли человека в уходе за растениями и животными, охране природы. (Средние группы)

 

 

Культура и искусство 

 

Культура в детском саду: посещение спектаклей, театральных представлений в дошкольном образовательном учреждении; участие детей в досуговых мероприятиях. Пробуждение интереса к традициям народной культур. (Средний и старший дошкольный возраст в течение года)

 

Экскурсия в СЦДКиТ: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями. (Старшие группы)

 

Искусство в детском саду: «В гости музыка пришла» встреча с учащимися  музыкальной школы. Формирование элементарных представлений детей  о музыкальном искусстве. (Подготовительные группы).

 

Экскурсия в музыкальную школу села: встреча с оркестром музыкальной школы. Закрепление умения общаться и заниматься совместной музыкальной деятельностью. (Старшие и подготовительные группы)

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы власти и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с помещениями детского сада: кабинет заведующего и его профессиональная деятельность. (Подготовительные  группы) 

 

Село: Экскурсия в администрацию сельского совета. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления села в процессе   экскурсий. (Подготовительные группы)

 

 

Декабрь

Библиотека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книжный мир в детском саду:

Посещение книжной выставки (методкабинет) Приобщение к миру книги (средние группы)

Экскурсия в библиотеку: встречи в литературной гостиной. Формирование элементарных представлений детей о функциональном назначении библиотек, профессии библиотекаря. (Старшие группы).

Январь

Сфера услуг

Сфера услуг в детском саду: Знакомство с помещениями в детском саду  (кабинет заместителя по АХЧ, кухня). Знакомство с трудом работников прачечной и кухни. (Средняя группа)

 

Общение: Экскурсия в отделения связи.

 

Различные виды услуг: знакомство со сбербанком, почтой; расширение представлений о труде взрослых (показ видеоролика). (Старший дошкольный возраст)

Февраль

Армия

Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств.(Старший дошкольный возраст)

 

Март

Органы правопорядка и ГИБДД

Наши встречи: встреча с инспектором ГИБДД. Расширение знаний об элементарных правилах поведения на дороге, презентация. (Старший дошкольный возраст)

 

Наши встречи: встреча с участковым инспектором.

Формирование представлений о профессиональной деятельности органов правопорядка. (Старший дошкольный возраст)

Апрель

Физкультура и спорт.

 

 

Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта  для укрепления здоровья. (Средний возраст)

 

Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни. (Старший дошкольный возраст)

 

Май

Пожарная часть 

 

 

Наши гости: встреча с инспектором пожарной части. Формирование элементарных представлений детей о пожарной безопасности. Знакомство с профессией пожарного. (Средний дошкольный возраст)

 

Экскурсия в пожарную часть села: обобщение и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, о профессиональных особенностях сотрудников пожарной части. (Старший дошкольный возраст)

План проведения бесед

по ознакомлению с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения

 

Беседы по ознакомлению

 с профессиями.

Цель:

месяцы

 

1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;

2) расширять знания и представления о профессиях;

3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;

4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

 

Воспитатель

Учитель 

Повар

Швея - кастелянша

Сентябрь

 

Прачка

Медсестра детского сада

Врач в больнице

Фармацевт

октябрь

 

Актёр

Режиссер

ноябрь

 

Библиотекарь

Декабрь

 

Повар в детском саду

     

январь

 

Военнослужащий

февраль

 

Спасатель

март

 

Тренер

апрель

 

Пожарный

май

 

Перспективный план сюжетно-ролевых игр

 

 

Сюжетно-ролевая игра

 

Основные задачи

Сентябрь

Школа

 Детский сад

Салон красоты

 Старший дошкольный возраст

 

  1. Научить развертывать в игре разнообразные сюжеты, показать, что роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями.

 

  1. Развивать самостоятельность и самоорганизацию, формировать умения договариваться о теме игры, распределять роли, намечать основное развитие сюжета, готовить игровую обстановку.

 

  1. Расширять и углублять знания детей об изображаемых событиях и явлениях.

 

  1. Закреплять умения качественно исполнять отдельные роли.

октябрь

Больница

Аптека

ноябрь

Театр

Телевиденье (журналист, фотокорреспондент)

декабрь

Библиотекарь

 

январь

Столовая

Кафе

февраль

Игры на военную тематику:

Пограничники, солдаты и т.п.

март

Спасатели

 

апрель

Детский сад 

Физкультурный руководитель

май

Пожарные

Спасатели

 

Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения.

-воспитатель –  проводит НОД, беседы, игры, чтение литературы, организует предметно развивающую среду в группе;

 

-родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском саду, сопровождают экскурсии;

                                                                                                                                                                                                                                                                       

Модель взаимодействия   МКДОУ д/с «Березка» с социальными партнерами

Материал используемый для осуществления проекта.

 

I раздел. Информационно-методический материал.

  1. Консультации для педагогов и родителей «Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество».
  1. Конспекты НОД «Социальный мир».
  2. Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».
  3. Дидактические игры «Профессия», «Кем быть?».

 

II раздел. Презентации.

  1. «Презентация о профессиях– представителей социальных сфер с.Рыбное».
  1. «Все профессии важны».
  2. «Кто работает в больнице».
  3. «Все профессии».
  4. «Чем пахнут ремёсла?».
  5. «О профессиях».
  6. «Профессии».
  7. «Огонь друг или враг?».
  8.  «Кто служит в армии?».

 

 

Список используемой литературы

  1. Т.В.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»
  2. Т.А.Шорыгина «Беседы о профессиях»
  3. Азбука краеведения «Край родной»
  4. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»  Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
  5. «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004
  6. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика-  Синтез, 2009.
  7. Н.С. Голицина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  8. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
  9. Е.К. Ривина, В.К. Толстых, Е.Ю. Башлай Социум микрорайона - ступенька в большой мир // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №5. С. 72-80.
  10. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  11. О.В. Солодянкина Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.  
  12. В.В.Абашина, С.Г.Шайбакова «Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом»

 

Оставить комментарий: