Социальный проект "Мастера земли русской"

Опубликовано: 19:47:08 22-02-2015

Автор: Утрясова Светлана Александровна

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Мастера земли русской"

        Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком смысле – сфера духовной жизнилюдей.

      Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.

      Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. Структура базовой культуры личности дошкольника – это системное социально – психологическое образование в структуре личности ребёнка, состоящее из коммуникативного, познавательного, исторического, нравственного, ценностного и других компонентов,  позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализаваться в жизни.  Основываясь на данном утверждении, можно сделать вывод, что  существуют психологические предпосылки для формирования у детей представлений об истории и культуре, воспитания нравственно – патриотических чувств.

      В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности. Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности  личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни. Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально-нравственной категорией, отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с гражданско-патриотической культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству.

        Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания.  Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

      В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания в ДОУ была поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста через построение педагогического процесса в ДОУ.

       Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм  - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству;  гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством;  знакомство  с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России;  знакомства детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, селу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;  формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

- развивающая предметно – пространственная среда;

- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

- метод детских проектов.

      Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов  Н.Н.Подъякова;  Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности, данные утверждения  позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов.

      Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

Педагоги ДОУ в проектной деятельности решают следующие задачи:

- формирование у детей способности при поддержке взрослых и самостоятельно выделять проблемы;

- формирование понимания того, что на сложный вопрос нет простых ответов (особенно на вопросы социально-культурного характера);

- формирование осознания необходимости исследования явления с разных сторон;

- развитие активности и самостоятельности.

Работа над проектом в ДОУ проходит несколько этапов:

- постановка цели;

- поиск формы реализации проекта;

- разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта;

- определение направлений поисковой и практической деятельности;

- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

- работа над частями проекта, коррекция;

- коллективная реализация проекта, его демонстрация.

 Задачи

Образовательные:

- знакомство детей с русскими народными промыслами, с историей возникновения промыслов;

- формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;                     

 -   совершенствовать технические навыки и умения рисования, лепки.

Развивающие:

- развивать творчество и фантазию;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать познавательную активность.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров;

- воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию;

- развивать интерес к изучению русской истории, истории народных промыслов.

Выбор темы:

       Ребёнок принёс в детский сад матрёшку, группа детей заинтересованно рассматривала принесённую игрушку, в создавшейся ситуации общения я задала вопросы о том, что это за игрушка, кто знает историю происхождения, знают ли дети ещё какие-то предметы русского народного прикладного творчества. На следующий день детьми в группу были принесены наборы открыток с изображением предметов народного творчества, книжки – раскраски. В созданной мною образовательной ситуации были заданы вопросы «Что дети знают о предметах, созданных русскими мастерами? Хотят ли больше узнать? И что именно хотят узнать».

      Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.

Участники проекта:

- Дети старшего дошкольного возраста МКДОУ – детский сад «Березка»

- педагоги старшей разновозрастной группы

Срок реализации проекта:  2011-2012 учебный год.

 

План работы по проекту «Мастера земли русской»

 

 

           Формы

                         Тема

   Дата

Беседы об истории возникновения, особенностях промыслов. Рассматривание предметов народных промыслов, альбомов, книг, открыток, иллюстраций. Нахождение на карте России примерного местонахождения, родины возникновения народных промыслов.

«Дымковская игрушка»

«Городецкая роспись»

«Хохломская роспись»

«Гжель»

«Русская матрешка»

«Жостовская роспись»

«Павлово посадские шали»

«Урало – сибирская роспись»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

 

Занятия по изодеятельности

Лепка «Дымковская барышня»

Рисование «Дымковская барышня»

Лепка «Посуда»

Рисование «Элементы Гжели»

Рисование «Хохломская ложка»

Лепка «Матрешки»

Рисование «Народные игрушки»

Рисование «Городецкая роспись»

Рисование «Жостовские подносы»

Рисование «Орнамент Павловопасадские шали»

Рисование «Элементы Урало – сибирской росписи»

 

 

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Октябрь

Февраль

Март

 

Апрель

 

 

Тема

Интересы внутри темы

Содержательное направление

Возможные проекты

«Мастера земли русской»

 

  1. Дымковская игрушка.

История русского промысла. Местонахождение на карте города Вятки. Материал изготовления; технология изготовления. Загадки, стихи, о дымковских игрушках. Особенность росписи, колорита, основных элементов узора. Основные элементы узора: точки, круги, полосочки, прямые и волнистые линии.

Практические умения: украшение бумажных силуэтов элементами дымковской росписи;  лепка  дымковских игрушек (индюк, барыня, лошадка) из соленого теста; роспись объёмных игрушек, вылепленных из соленого теста; изготовление печатки – тычка из скрученной бумаги; лепка деталей общей фигурки из отдельных кусков теста, соединение их с помощью примазывания;  выполнение приёмов раскатывания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей: рисование кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти; кольца одним круговым движением, точки и чёрточки концом кисти, отдельных полос широкой кистью; развитие чувства ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора на полосе.

  1. Городецкие узоры.

История промысла. Местонахождение города Городца на карте Росси. Изделия народного промысла: разделочные доски, блюда, солонки, сахарницы, настенные декоративные панно, донца для прялок, резной наряд Городецких изб. Три основных цвета Городца; оживка; получение оттенка с добавлением белил. Элементы росписи: растительный орнамент (розаны, купавки); чудо-кони, сказочные птицы. Прялка, как один из почитаемых предметов в доме. Представление о стилизованных формах народной росписи.

Практические умения: рисование растительных элементов Городецкой росписи – купавки, розана, листочка; техника рисования Городецкой птицы, Городецкого коня; работа с палитрой: умение составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами.

  1. Голубая Гжель.

История Гжельского промысла. Изделия промысла: фарфоровые вещи разные по форме и по росписи. Основной колорит Гжельской росписи. Материал изготовления – фарфор из белой глины. Основные элементы росписи: Гжельская роза, растительный орнамент, геометрический орнамент в виде сетки. Глина – один из самых старых и распространённых природных материалов, используемых людьми для изготовления различных предметов обихода. Глиняные промыслы: скопинские изделия, каргапольские изделия.

Практические умения: рисование Гжельской розы путём размазывания цвета; составление узора по мотивам гжельской росписи: кайма с цветочным узором в центре изделия; рисование элементов цветка с оттенком в технике «мазок с тенью»; лепка скульптур малых форм, украшение глиняных изделий гжельскими узорами.

Произведения деревянных дел мастеров. Техники росписи дерева: хохломская, мастерская, федоскинская, палехская. Назначение старинной русской посуды: ендова, братина, ковш. История промысла. Элементы хохломского узора: ягоды, листья, цветы, декоративные цветы, «травка». Виды росписи: «растительно-травочный»; «под фон»; «кудрина». Колорит Хохломы: чёрный, красный, зелёный, золотой. Предметы Хохломы: чашки, миски, ложки, солоницы, поставец и т.д.

Практические умения: рисование элементов травки концом кисти, ягодки – тычком с помощью ватной палочки; рисование узора в определённой последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»); сочетание в узоре цвета, характерного для хохломской росписи: чёрный, красный, золотой, «охра»; рисование растительно-травного орнамента лёгкими круговыми движениями кисти; рисование элементов узора: ягод клубники, малины, крыжовника, декоративных цветов, ветки в виде большого завитка с ответвлениями; рисование узоров на фоне разного цвета: умение в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.

История рождения русской деревянной матрёшки. Разнообразие видов данной игрушки. Матрёшка, как сувенир; матрёшка, как образ русской женщины.

Практические умения: технические навыки и умения кистевой росписи; передача характерных особенностей сергиевопосадских и семёновских матрёшек.

История возникновения павловопосадских шалей. Шаль – украшение женской одежды. Характерный мотив: растительный орнамент.

Практические умения: составление узоров для оформления шалей; соединение разных цветов для получения нового оттенка.

Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путём. Прежде всего, это было связано с тем, что с XVII-XVIII века начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Первые переселенцы заложили основу культуры уральского крестьянства близкую к культуре русского Севера, Поморья. А в XVIII-XIX веке Украины, Поволжья, Вятского края внесла в неё серьёзные коррективы. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но и деревянную посуду, металлические орудия труда. Самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари.

  Самой распространённой композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX в.

Практические умения: технические навыки и умения кистевой росписи; формировать умения пользоваться кистью при выполнении мазка.

Роспись металлических подносов. История промысла. Выполнение росписи в несколько приёмов: «замалёвка»; «тенёжка»; «прокладка», «бликовка», «чертёжка»; «привязка». Подносы – неотъемлемая часть русского быта. Колорит и мотивы узоров: цветы, фрукты, ягоды, сказочные птицы.

Практические умения: составление цветочных композиций на картонных подносах разной формы; умение украшать борта подносов растительным и геометрическим орнаментом.

«Путеводитель по узорам и орнаментам»

 

 

 

Этапы сбора информации, реализации, презентации проекта.

 

Этапы

Действия внутри детского сада

Действия вне детского сада

материалы

роли

Конечный продукт

Сбор материала о предметах народно-прикладного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривание предметов народных промыслов

 

 

 

 

 

Рассматривание иллюстраций, открыток, книг, энциклопедий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседы об истории возникновения, особенностях промыслов. Нахождение на карте России примерного местонахождения родины возникновения народных промыслов

 

 

 

 

 

 

 

Подбор открыток, иллюстраций из журналов, книг, посвящённым народным промыслам, просмотр дисков, видеокассет с сюжетами о народно-прикладном искусстве

 

 

Поиск статей, текстов, посвящённых прикладным искусствам

 

Исследователи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стенд сбора информации (в карманы стенда помещаются тексты, открытки, иллюстрации)

 

 

 

Самостоя-тельное изго-товление предметов, выполнение элементов росписи по мотивам народного искусства

Лепка и роспись дымковских игрушек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование элементов гжельских узоров.

 

 

 

 

 

Рисование элементов Городецкой росписи

 

 

Рисование Хохломских узоров

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление игрушек из соленого теста

 

 

Роспись матрёшек из соленого теста

 

Рисование элементов Жостовской росписи

 

 

 

 

 

Составление узоров для Повловопосадских шалей

 

 

 

 

 

 

Рисование элементов Урала – сибирской росписи

 

Обсуждение элементов узора, создание эскизов, выполненных в ДОУ игрушек (по всем видам народно – прикладного искусства)

 

Соленое тесто, клеёнки  для лепки, тряпочки для вытирания рук, стеки, белила, гуашь, кисти, ватные палочки.

 

 

 

 

 

 

Кисти, палитры для смешивания красок, гуашь, изделия,  вылепленные из соленого теста.

 

 

Тонированная бумага, гуашь, палитры, кисти

 

 

Ложки, вылепленные из соленого теста, бумажные силуэты посуды красного, чёрного тёмно-жёлтого цвета, гуашь, мягкие кисточки, салфетки

 

 

 

Соленое тесто, каркасы, салфетки.

 

 

Гуашь, кисти, палитры, салфетки

 

Картонные силуэты подносов различных форм и цветов; гуашь, кисти, палитры, салфетки

 

 

 

Дидактическая игра «Составь узор из частей»; ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, треугольные и квадратные бумажные заготовки.

 

 

Картонные силуэты кухонного инвентаря, гуашь,кисти,салфетки.

Художники, мастера

Выставка детских работ «Красота своими руками»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление энциклопедии

«Мастера земли русской»

Размещение материала, оформление страниц книги

 

Степлер, дырокол, мультифоры, клей, бумага большого формата.

Издатели энциклопедии

 

 

 

 

Энциклопедия – самоделка «Мастера земли русской» с мини – текстами об истории возникновения, родине промысла, с иллюстрациями основных элементов росписи, особенностях колорита

Сбор материала для презентации проекта

Подбор потешек, скороговорок, стихов, песенок о народных промыслах, пословиц о труде

 

 

 

Посещение библиотеки. Поиск литературных произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

Показ мультимедийной презентации

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания:

7518_Nravstvenno.docxproekt mastera2.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий: