a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игровая коррекция девиантного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста в группе

Автор: Бадун Вера Борисовна Опубликовано: 2015-02-25 22:23:06

Игровая коррекция поведения детей в группе.

 

Игровая коррекция поведения является групповой формой коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, нарушениях общения у детей.

 

Этапы психокоррекции.

I   этап: Выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы, требующих коррекции.

Цель: На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт.           Постепенно скованность и напряженность исчезают, дети становятся более активными.

                 II   этап: Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

Цель: Использование специальных приемов. Задача ведущего - продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти всегда встречаются проявления агрессии, негативизм - протест, направленный против педагога. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии, как к взрослому, так и к партнерам по игре.

               III   этап: Закрепительный. Дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача ведущего - обучить детей новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогащать игровую деятельность. 

Цели: закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка.  Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.

 

 Тактика педагога подчинена внутренней -динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса.

               I этап. Тактика педагога наименее директивна. Он наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоится в новой обстановке; может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка.

             II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция педагога становится более активной. Приемы: интерпретация; отражение; демонстрация более адекватных способов поведения; внушение; создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия; использование специальных игр.

             III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.

Структура психокоррекционного занятия

Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Основная цель занятий - сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Занятия строятся, по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики. Временные характеристики зависят от возможностей ведущего и заинтересованности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           План занятий.

Цель занятия

Название занятия

I

 

Знакомство

II

  1. Сбросить инертность   физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.

Разминка

III

  1. выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Мимические и пантомимические этюды.

IV

выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

V

коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу. (Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ).

VI

 

снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Окончание занятия, психомышечная тренировка.

 

Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей.

Цель данной программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я» ребенка.

Задачи:

З. Развитие социальных эмоций.

Предмет коррекции: свойства субъекта самосознания и общения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Средства коррекции: детская игра, элементы психогимнастики, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации (разотождествлению себя с каким-либо негативным состоянием).

Этапы коррекции:

I . Ориентировочный (3-4 занятия).

 

 

Содержание программы:

 

Цель упражнения

Название упражнения

I

1 занятие

  1. Ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску.

Знакомство.

 

снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра - хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые отношения соподчинения.

Игра «Жмурки».

 

создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, усиление произвольного контроля, развитие умения подчиняться требованиям одного.

игра «Паровозик».

2 занятие

В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии необходимо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям.

Педагог находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры.

Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей:

1) лидер (приветствуемый всеми);

2) товарищ лидера (прихвостень);

3) неприсоединившийся (оппозиционер);

4) покорный конформист (баран);

5) «козел отпущения» (изгой).

продолжить курс спонтанных игр.

3 занятие

создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Игра «Жмурки».

 

раскрытие групповых отношений.

Игра «Жучок».

 

Предложить детям сюжетно-ролевые и настольные игры.

Свободное время.

 

дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются. При этом основной акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение неравенства и пресечение привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вторых, возникают спонтанные тактильные, ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.

«Хоровод».

II

4 занятие

воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изображать человека.

Игра «Ассоциации».

 

развитие смелости, уверенности в себе, снижение тревожности. Игра направлена на объединение группы.

Игра «Страшные сказки».

 

 

Гимнастика.

 

воспитание произвольного контроля, корректировка аффективного поведения, развитие смелости, уверенности в себе, ребенок ставится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

Спортивная игра «Турнир».

 

 

Хоровод.

5 занятие

создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.

Игра «Бип».

 

 

Гимнастика.

 

игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповые взаимоотношения.

«Семейный портрет».

 

дать возможность проявить активность пассивным детям.

Игра «Зеркало».

 

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры.

Свободное время.

 

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются, водят хоровод.

Хоровод.

6 занятие

для сплочения группы детям дается возможность высказать обиды, снять разочарование.

Игра «День рождения».

 

игра поддерживает групповое единство. Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться -- кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.

Игра «Путаница».

 

 

Гимнастика с веселыми человечками.

 

в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимаются двигательная расторможенность, негативизм.

Игра «Мальчик (девочка)-наоборот».

 

 

Свободное время (забавы за столом): «Выдуй шарик из чашки»; «Силачи». различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, необходимо соблюдать правила.

 

 

Хоровод. Можно предложить одновременное легкое покачивание вправо, влево.

7 занятие

игра даст детям возможность проявить агрессию. Интересна диагностика - кто с кем захочет быть в команде.

Игра «Крепость».

 

 

 Гимнастика.

 

воспитание наблюдательности, воображения, умения видеть другого.

Игра «Изображение предметов».

 

выход агрессии, эмоционального напряжения. Ход игры: ведущий держит щит, дети бьют об него мячами.

Игра «Щит и меч».

 

 

Свободное время. Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал.

 

 

Хоровод.

8 занятие

коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

Игра «Чунга-Чанга».

 

 

Гимнастика. 1. Попугай.

 

коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Игра «Баба Яга».

 

 

Спортивные игры. «Дракон кусает свой хвост». «Белые медведи». «Расставить посты».

 

 

 Хоровод.

9 занятие

игра на внимание, умение узнавать друг друга по голосу.

Игра «Узнай по голосу».

 

достичь взаимопонимания, сплоченности. Ход игры: дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомима).

Игра «Передай по кругу».

 

игра на сопоставление различных черт ха-рактера, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

 Гимнастика. 1. Фокусник.

  1. ᴦᴎҏями.
  2. ᴦᴎҏями.

 

эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера, обучение пониманию того, как оценивается то или иное поведение.

Этюд «Так будет справедливо».

 

 

Хоровод.

III 

развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

Игра «Разведчики».

 

 

Гимнастика. Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения необходимо повторить.

 

развитие эмоционально-выразительных движений руки, адекватного использования жеста, отражает сложившиеся взаимоотношения в игровой группе.

Игра «Дружная семья».

 

закрепление в рисунке впечатлений, полученных от игры и общения со сверстниками, выявление страхов, снятие тревожности.

Свободное время. «Наша дружная группа». Для преодоления эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу.

11 занятие

развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Игра «Четыре стихии».

 

 

Гимнастика. Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра - дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя», пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад.

 

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, формировать выразительные движения.

Этюд «Встреча с другом».

 

повышение самооценки, уверенности в себе.

Игра «Кораблик».

 

 

Хоровод.

12 занятие

развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Упражнение детей в уверенном и послушном поведении.

Игра «В магазине зеркал».

 

 

Гимнастика. 1. Ледышки.

                     6 Жара, солнце.

 

формирование умения выразить страдание и печаль.

Этюд «Очень худой ребенок».

 

сопоставление различных характеров, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Игра «Три характера».

 

 

 «Хоровод». Педагог предлагает детям: «Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры».

Подробное описание игр смотреть в примечании.

 

 

 

 

Примечание.

 

1-е занятие.

Посвящено знакомству детей друг с другом. Дети садятся полукругом на стульчики около ведущего. Всем участникам взрослый предлагает назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Социальный педагог предлагает детям выбрать для себя любое имя или название животного (что имеет коррекционный и диагностический смысл).

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску. Дети часто выбирают имена друзей, названия животных, которые бывают глубоко символичными.

В диагностическом смысле выбор не своего имени - признак неприятия себя. Таким способом у ребенка проявляется ощущение собственного неблагополучия. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Педагог также называет себя.

На первом занятии не стоит выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как это может отпугнуть ребенка. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства ведущий предлагает детям игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра - хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые отношения соподчинения. Если дети играют активно, т.е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна и взрослый занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Затем педагог предлагает детям игру «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, усиление произвольного контроля, развитие умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с «вагончиками» различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая.  В связи с этим можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в ритуал.

2-е занятие.

Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии необходимо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям.

Педагог находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры.

Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей:

1) лидер (приветствуемый всеми);

2) товарищ лидера (прихвостень);

3) неприсоединившийся (оппозиционер);

4) покорный конформист (баран);

5) «козел отпущения» (изгой).

Это означает, что первый уровень I этапа групповой психокоррекции заканчивается. Окончание этого уровня отличают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные интеракции, появление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа - это этап направленных игр, содержание осознаваемых навыков и действий, которые задаются ведущим. Тем не менее необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое занятие» Это называется «свободное время». Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия.

3-е занятие.

Цель игры, создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

-- Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

Цель игры: раскрытие групповых отношений. Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Предложить детям сюжетно-ролевые и настольные игры.

Ход игры: дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются. При этом основной акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение неравенства и пресечение привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вторых, возникают спонтанные тактильные, ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.

Тогда, когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, второму, этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приемов.

II этап работы - реконструктивный

К началу II этапа педагогу уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы поведения каждого. Индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опыт общения. Это становится возможным лишь тогда, если ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками напряжения и обусловливают неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на I этапе коррекции, во время направленной игры.

Удовлетворение потребности в признании невозможно без построения полного образа самого себя. Чтобы это реализовать, используют такой методический прием, как обратная связь. Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты».

Умело организуя обратную связь, ведущий помогает детям сформировать более продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи с особенным акцентом на положительных сторонах личности ребенка.

Кроме того, на II этаᴨȇ используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например трусость. Это игры: «Необитаемый остров», «Страшные сказки». После этих игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой хороший. Я, конечно, не очень смелый, но зато я могу слушать страшные сказки в темноте и сам их выдумывать. Я могу играть в необитаемый остров, владеть собой».

Ключевой момент II этапа - это игра «День рождения». Во время этой игры происходит усвоение требуемых качеств, «опускание» нужной характеристики личности, авансом, сверху. Итак, очерчивается зона ближайшего развития ребенка:

Отработка новых навыков общения особенно целенаправленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать.

Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого ребенка, который ставится постепенно в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет.

4-е занятие.

Цель игры: воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изображать человека.

Ход игры: ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.

Цель игры: развитие смелости, уверенности в себе, снижение тревожности. Игра направлена на объединение группы.

Ход игры: выключается свет или зашториваются окна. Дети начинают по очереди рассказывать в темноте страшные сказки. Если уровень доверия в групᴨȇ высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их здесь же разыграть, также в темноте.

Цель игры: воспитание произвольного контроля, корректировка аффективного поведения, развитие смелости, уверенности в себе, ребенок ставится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры: дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:

а) «Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть, оперевшись руками сзади, и согнуть ноги. Перед ногами кладется мяч. Ребенок должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3--4 шагов;

б) «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, необходимо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская;

в) «Бой ᴨȇтухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкаясь либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.

г) «Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.

5-е занятие.

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, присаживается по очереди на колени к детям и угадывает, у кого он сидит. Если он правильно угадал, тот, кого назвали, говорит: «Бип».

Цель игры: игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповые взаимоотношения.

Ход игры: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

Цель игры: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры: выбирается один водящий, остальные дети - зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Педагог следит за правильностью отражения.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры.

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются, водят хоровод.

6-е занятие.

Цель игры: для сплочения группы детям дается возможность высказать обиды, снять разочарование.

Ход игры: выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

Цель игры: игра поддерживает групповое единство. Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.

Цель игры: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимаются двигательная расторможенность, негативизм.

Ход игры: участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик-наоборот должен делать не так, как все.

а) «Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из чашки;

б) «Силачи». Играющие упираются локтями о стол и соединяют кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить ее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от стола, заставит партнера положить руку на стол;

в) различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, необходимо соблюдать правила.

Можно предложить одновременное легкое покачивание вправо, влево.

7-е занятие.

Цель игры: игра даст детям возможность проявить агрессию. Интересна диагностика - кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры: группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость. Одна команда защищает крепость, другая - штурмует. Основное оружие - надувные шарики, мячи. мягкие игрушки.

Цель игры: воспитание наблюдательности, воображения, умения видеть другого.

Ход игры: ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал - становится ведущим.

Цель игры: выход агрессии, эмоционального напряжения. Ход игры: ведущий держит щит, дети бьют об него мячами.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал.

8-е занятие.

Цель игры: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

Ход игры: путешественник (педагог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова - маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках надеты одинаковые пестрые юбочки, на шее - бусы, а в волосах - перья. С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В.Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и петь:

Чудо-остров, Чудо-остров,

Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

Цель игры: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход игры: дети сидят на стульчиках в кругу лицом друг к другу. Педагог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2--3 сценки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2--3 сценки.)

а) «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, заключительный - кончик хвоста. Пока звучит музыка Д. Нуриева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракон назначается другой ребенок.

б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки - это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» -- они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех, игра кончается;

в) «Расставить посты». Дети маршируют под музыку Ф. Шуберта «Марш» друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.).

9-е занятие.

Цель игры: игра на внимание, умение узнавать друг друга по голосу.

Ход игры: дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Цель игры: достичь взаимопонимания, сплоченности. Ход игры: дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомима).

Используемая литература:

  1. Е.К. Лютова, Г.Б. <

Оставить комментарий: