a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Что стоит за жалобой дошкольника?" Воспитатель высшей квалификационной категории Емельянова Елена Александровна.

Опубликовано: 2015-02-27 15:15:55

                                                         Консультация

                       Тема: «Что стоит за жалобой дошкольника?»

- Почему жалуются дети? На этот вопрос психологи и педагоги отвечают по-разному. Одни связывают этот факт с отклонением в развитии личности; другие видят проявление слабости ребёнка и полагают, что запрет способствует их самостоятельности. Однако многие из них: Корчак, Макаренко считают, что жалобы раскрывают характер детей, что дети, которые не жалуются, часто отстают в нравственно-этическом развитии, что, наконец, в этом проявляется процесс освоения ими социальных норм и правил поведения.

                      Чтобы правильно отнестись к детской жалобе, адекватно оценить её, необходимо прежде всего понять психологическую сущность этого явления. Иными словами, найти ответ на вопрос: что же стоит за жалобой ребёнка, что её порождает, чего хочет малыш от взрослого, обращаясь к нему?

                       Прежде всего мы должны знать, что жалоба – это инициативное обращение ребёнка к старшему, стремление рассказать о себе, о своих невзгодах. Уже это само по себе позволяет рассматривать жалобу как своеобразное проявление потребности ребёнка в общении со взрослым.

                       Но жалоба не обычный процесс общения младшего со старшим. Она сигнализирует о некотором неблагополучии малыша. Кроме того, жалоба более эмоционально окрашена, нежели обычное обращение. Поэтому можно предположить, что в ней выражается переживание ребёнка, его стремление поделиться со старшим. Из этого предположения вытекает второе: жалоба-потребность ребёнка в контакте со взрослым, но в контакте эмоционально окрашенном. В жалобе выражаются разнообразные по характеру переживания малыша. Это обида, гнев, возмущение, тревожность. Повод для переживаний также может быть различный: физическая боль, стремление обладать предметом, недоброжелательность сверстника, сложность во взаимоотношениях с близкими взрослыми.

Жалобы могут различаться и по целям обращения ребёнка к взрослому. Это стремление к тому, чтобы взрослый приласкал его, положительно оценил его деятельность. Кроме того, в жалобе всегда присутствуют отрицательные переживания малыша и стремление разделить их со взрослым.

Жалобы конкретно-эмоционального характера (огорчение; обида, причинённая физической болью сверстников; душевный дискомфорт) внешне выражается яркими аффектами: плачем, криком и разрешается в конкретных эмоционально-окрашенных ситуациях-ребёнок ищет у старшего либо ласки и внимания, либо сочувствия к себе. Жалобы такого типа вызываются душевным дискомфортом ребёнка. Ребёнок неотступно ходит за взрослым, постоянно на что-нибудь жалуется: то у него пальчик болит, то голова. Обследование показывает: ребёнок здоров. Однако стоит взрослому погладить ребёнка, обнять его, как боль затихает. Ушиб-это лишь предлог, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и получить от него сочувствие и жалость. Чаще всего такое поведение наблюдается у детей, впервые переступивших порог детского сада.

Второй тип жалоб-практически действенные. Они возникают в ситуации предметных действий и взаимодействий детей, как результат столкновения интересов сверстников. Наиболее распространённые эмоциональные состояния-возбуждение, возмущение. Плач и крик используются как средство «нажима» на взрослого, поиска реальной помощи. С такого рода жалобами дошкольники обычно обращаются к взрослому, когда испытывают острую заинтересованность в предмете, когда сопереживают товарищу, когда у того что-то идёт не так («Пусть Миша отдаст мою машину!», «Лера взяла мои кубики, и я не могу строить.»). Вот к примеру. Дети самостоятельно рисуют. У Риты бумага разрисована, поэтому она вынуждена встать из-за стола и обратиться с просьбой к педагогу. Тем временем её место занимает Алан. «Алан меня не пускает на место». В голосе девочки звучит настойчивость. Педагог просит её немного подождать или сесть на другое место. «Пусть уйдёт!» - продолжает требовать девочка, пытается столкнуть Алана со стула. Дети побуждают взрослого силой воздействовать на сверстника, требуют от него обеспечить им некоторый практический и материальный результат.

Третий тип жалоб – познавательно-этические. Возникают они в ситуации нарушения сверстниками различного рода правил и окрашены сравнительно спокойным тоном. От взрослого ребёнок ничего не требует. Взрослый здесь выступает в роли третейского судьи для самоутверждения ребёнка в понимании правила. Разрешается конфликт обычным введением нарушителя в ситуацию, соответствующую общепринятым правилам. К этой категории относятся жалобы-информации: «А Василиса не ест кашу», «Алёша брызгается водой!». Этот тип жалоб не таит для ребёнка никакой корысти. Ребёнок просто не может относиться безразлично к тому, что правила, исходящие от взрослого, нарушаются. Нарушение правил толкает его за поддержкой и разъяснением к педагогу.

Четвёртый тип жалоб – личностные жалобы. Они возникают во взаимоотношениях дошкольников со взрослыми и сверстниками и связаны с аффективно-оценочным аспектом этих отношений. Жалуясь на сверстника, дети стремятся показать себя с лучшей стороны, получить от педагога одобрение, положительную оценку, либо пытаются избежать возможного наказания. Жалобы такого рода связаны с обидой, тревожностью, возбуждением. Данный вид жалоб связан также с информацией о проступках сверстников, но чувствуется личная заинтересованность жалующегося. В одних случая дети хотят избежать возможного наказания, в других – открыто стремятся к славе, похвале.

Малыш пролил чай. Защищаясь, ребёнок ищет виновника этого происшествия (я не виноват, виновата Элина, она меня толкнула).

   Потребность ребёнка в сопереживании требует от взрослого действенного участия. Различное содержание потребности детей требует неодинакового отношения к жалующимся. В одном случае стоит лишь приласкать ребёнка, в другом- удовлетворить потребность в положительной оценке, предварительно дав образцы адекватного поведения, в третьем- помочь организовать взаимодействие со сверстниками.

                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: