a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

20.02.2015 г. Консультация для родителей «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях» Подготовила: воспитатель Немшилова Т.А.

Опубликовано: 2015-03-02 00:23:14

Здравствуйте, уважаемые родители!  Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому!?  Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас  полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Сегодня я  предлагаю поговорить об обучении детей грамоте.

Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.  Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Ребенок - дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определенного способа действия со словом - интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове, например: сссон, сооон, соннн. Способ акцентирования, выделения звука в слове ребенку легче передать в игре. Например: Ты слышал, как жужжат пчелы? Давай пожужжим так же: жжжжжжжж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай дружжжжить. Ты где жжживешь? А я жжживу в этом жжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя пирожжжочком, пирожжженым, морожжженым. » Дети с удовольствием играют в такие игры, сначала повторяют за взрослыми, а потом и самостоятельно находят слова со звуком Ж, выделяя и подчеркивая его «пчелиным языком».

Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин: - Я ввожу оввввощи, а ты что ввводишь? Ты умеешь поввворачивать на леввво? А направвво? Давввввай посоревввввнуемся, кто лучше заввводится? ВВВВ.

Подражание пароходному гудку, игра «разговор двух пароходов» научит ребенка протягивать звук ууу. Акцентируя в словах звуки шшш и ссс, легко превратить обычную речь в «змеиный» язык.

Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. «Скажи, с какого слова начинается слово «муха»? Протяни этот первый звук в слове: мммуха. А есть ммм в слове «доммм»? В слове «стена»? Какие слова на звук ммм ты можешь назвать? »

Итак: овладеть грамотой или письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки в потоке речи. В противном случае, при письме на слух он будет пропускать или переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи и фонематического слуха ребенка, такое большое внимание.

 Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.  

После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим.         

Звуки бывают гласные  – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки  обозначаются красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы  или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ  дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются  синим  цветом, мягкие согласные  - зеленым цветом.

Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. В буклете вы познакомитесь с такими  играми. Сейчас предлагаю поиграть в  некоторые из них:

Игры со звуками

  1. «Поймай звук»

Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог  с заданным звуком.

  1. «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]»

Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.

 

  1.  «Путешествие по комнате»

1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.

2  вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

 

  1. «Узнай звук»

Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.

 

  1. «Определи позицию звука в слове»

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).

 

  1. «Найди место картинке»

Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.

 

     После того, как ребёнок научился слышать, определять место  звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов.

Звуковой анализ - что это такое?

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д.  О проведении звукового анализа слова мы поговорим с вами в следующий раз. Спасибо за внимание!

 

Оставить комментарий: