a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий

Автор: Губа Лилия Павловна Опубликовано: 2015-03-02 18:20:02

Документы для скачивания

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» Практико- значимый проект на тему: «Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий». Выполнила: Губа Лили Павловна МДОУ № 10 г. Раменское Орехово- Зуево 2014 год Введение На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск инновационных средств и методов формирования творческой личности- созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре – актуальная задача психологической науки, как никогда обусловленная потребностями общества. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности до школьников. Преследующие цели повышение качества дошкольного образования и професси онального мастерства педагогов, совершенствование научно- методического обеспеч ения образовательного процесса, выявление и распространение пе редового педагогического опыта, внедрение и распространение современных инновацион ных образовательных технологий, поддержка творческих педагогов. Перед воспитателями стоят такие задачи как: изучить состояние проблемы в научно- методической литературе и передовой педагогический опыт по использованию инновационных технологий, применяемых педагогами в дошкольных образовательных учреждениях; проанализировать особенности организации воспитательно- образовательной работы с использованием инновационных педагогических технологий в МДОУ систематизировать методические материалы по использованию инновационных технологий в МДОУ; обеспечить осуществление образовательного процесса в МДОУ с использованием инновационных технологий. Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы( новшества) , улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы( интенсивный путь развития) , так и за счет привлечения дополнительных мощностей( инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. ( экстенсивный путь развития) . Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые" интегрированные инновации" , которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто" внешними" мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив" узкие" места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы. Предполагается внедрение сле дующих педагогических технологи игровых технологий; здоровьесберегающих педагоги ческих технологий; технологии личностно- ориентированного вз аимодействия педагога с детьми; технологии познавательно- проектной деятельности; информационно- коммуникативной технологии. Игровые технологии Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал исполь зуется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Функции игры. Социокультурное назначение игры. Игра- сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально- контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой- либо цели. Процесс игры- это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие. Коммуникативная игра. Игра- деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребенка в реальный конте кст сл ожнейших человеческих отношений. Любое игровое общество- коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может. Диагностическая функция игры. Диагностика- способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во- первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений( интеллект, творчество) ; во- вторых, игра сама по себе- это особое" поле самовыражения" . Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в обучении. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту. Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если кажды й участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. Развлекательная функция игры. Развлечение- это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации: Мотивы общения: Совместно решая задачи, участвуя в игре, дети учатся общаться, учитывать мнение товарищей. При решении коллективных задач используются разные возможности- дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически- оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Познавательные мотивы: Каждая игра имеет близкий результат( окончание игры) , стимулирует к достижению цели( победе) и осознанию пути достижения цели( нужно знать больше других) . Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. В выборе игры следует учитывать состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическую подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т. п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно- климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых атрибутов, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий( модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др. ) , «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего- то, хотя источником ее активности являютс я задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Первая цель- удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость. Цель второго уровня- функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей. Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры- разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п. Основные принципы организации игры: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы( поддержание реальных чувств детей) ; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей; принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Применение игровой технологии требует: проведение предварительной подготовки; выбор формы проведения; распределение ролей( если они есть) ; наличие атрибутов; распределение нагрузки; обязательная констатация результата игры. Цель использования игровых технологий: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста; успешная социализация ребенка 3- 7 лет в окружающем обществе; развитие коммуникативных умений и навыков. Содержание работы по использованию игровых технологий: планирование и организация в режиме дня дошкольников различных видов игр: сюжетн о- ролевых; театрализованных; дидактических; подвижных; разработка перспективного плана занятий по разделу «Познание. Формирование математических представлений с использованием дидактических игр» для средней и старшей группы; разработка системы игр для развития познавательных способностей воспитанников; проведение непосредственно организованной образовательной деятельности в игровой форме в младших группах; организация в режиме дня развлекательных мероприятий; создание игровой предметно- развивающей среды в группе и на участке ДОУ. Результат использования игровых технологий в МДОУ: развитие игрового опыта детей, применение в повседневной жизни игровых умений и навыков; формирование у детей основ базовой культуры личности; овладение дошкольниками необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками; проявление инициативности, организаторских способ ностей, коммуникабельности; развитие творческого потенциала дошкольников. Здоровьесберегающие технологии       Эти технологии разрабатываются для того, чтобы осуществить переход от простого лечения и профилактики болезней к укреплению здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. Цель   здорвьесберегающих  технологий  - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада, воспитание валеологической культуры, т. е. осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.   Формы организации   здоровьесберегающей  работы:  ·         физкультурные занятия  .         самостоятельная деятельность детей  ·         подвижные игры ·         утренняя гимнастика( традиционная, дыхательная, звуковая) ·         двигательно- оздоровительные физкультминутки ·         физические упражнения после дневного сна ·         физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами ·         физкультурные прогулки( в парк, на стадион) ·         физкультурные досуги ·         спортивные праздники ·         оздоровительные процедуры в водной среде.        Ныне существующие здоровьесберегающие образовательные технологии условно можно разделить на  три подгруппы:   1.       Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг   –  не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием; д инамические паузы   –  во время занятий, 2- 5 мин. , по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры   –  как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы использу ем лишь элементы спортивных игр; Релаксация  –  в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку( Чайковский, Рахманинов) , звуки природы. В нашем детском саду создан спе циальный релаксационный кабинет; Гимнастика пальчиковая  – с  младшего возраста индивидуально либо с подгруппойежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени( в любое удобное время) ; г имнастика для глаз  –  ежедневно по 3- 5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наг лядный материал, показ педагога; Гимнастика дыхательная   – в  различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости н оса перед проведением процедуры; д инамическая гимнастика( бодрящая)   –  ежеднев но после дневного сна, 5- 10 мин; г имнастика корригирующая  –  в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставле нной задачи и контингента детей; г имнастика ортопедическая   –  в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. 2.       Технологии обучения здоровому образу жизни: ф изкультурное занятие   –  2- 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст- в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15- 20 мин. , средний возраст – 20- 25 мин. , старший возраст – 25- 30 мин. Перед занятием необход имо хорошо проветрить помещение; п роблемно- игровые( игротреннинги и игротералия) –  в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности; к оммуникативные игры   –  1- 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др; з анятия из серии «Здоровье» - 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. В утренние часы проведение  точечного самомассажа п роводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал( специальные модули) . 3.       Коррекционные технологии; т ехнологии музыкального воздействия   –  вразличных формах физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2- 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повыше ния эмоционального настроя и пр; Сказкотерапия   –  2- 4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рас сказчиками необходимые движения; т ехнологии воздействия цветом   – как специальное занятие 2- 4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Закаливание  - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих  принципов: ·         закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты; ·         проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя; ·         проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности; ·         сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно. Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, должно привести не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и кач еств. Результат использования здоровь есберегающих технологий в МДОУ это интеграция здоровьесберегающих технологий во все виды совместной деятельности педагогов с детьми и в самостоятельной деятельности воспитанников; обеспечение и поддержание психического ифизического здоровья ребенка; воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, и сохранять его; развитие валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психо логической самопомощи и помощи; содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Технология личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Личностно- ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно- ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно- ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство. Для педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее: смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие, изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому; выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности; содержание образования не должно представлять собор только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным. Личностно- ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Понятия личностно – ориентированного обучения Индивидуальность- неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Личность- постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека. Самоактуализация- стремление человека стать тем, чем он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей. Самовыражение- процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей. Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. В рамках взаимодействия ребенка с другими людьми, закладываются начала децентрации- познавател ь- ной( умения взглянуть на вещи, события с разных сторон) и социальной( умения увидеть вещи глазами другого, встать на его позицию, понять его желание) . Ведь именно взгляд на ребенка как на партнера, уважение и принятие личности ребенка, сотрудничество с ним, обеспечение чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка — все это существенные компоненты личностн о- ориентированного взаимодействия. Следовательно, можно предположить, что сущность личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста заключается в умении выстраивать партнерское общение. В личностно- ориентированном взаимодействии взрослого с детьми идет равноправный поиск субъектами решений проблемы в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др. В процессе деятельности развивается опыт взаимодействия с миром — расширяется круг средств и способов его познания. Психолог Л. И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности: совместно- индивидуальная деятельность( каждый участник решает часть общей зад ачи независимо друг от друга) ; совместно- последовательная деятельность( общая задача выполняется последовательно каждым участником) ; совместно- совместная деятельность( одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными) . Цель использования технологии личностно- ориентированного взаимодействия педагога с ребенком: создание педагогом условий для максимального развития индивидуальности, оказание помощи в поиске и обретении индивидуального темпа и стиля деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, содействие ребенку в формировании положительной Я- концепции, развитии творческих способностей, овладения у мениями и навыками самопознания. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности( в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и н е- изведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства способст вуют развитию его творчества. Проектирование как деятельность строится на отношениях «ребенок — взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, — умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого. Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых. Можно выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Первый этап- подражательско- исполнителъский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему. Второй этап- развивающий, он характерен для детей пяти- шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытн о- ориентировочных проектов. Третий этап — творческий, он характерен для детей шести- семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Проектная деятельность развивает умение анализировать, представлять результаты своей деятельности и хода работы. Результат совместной деятельности детей и взрослых может быть оформлен в виде презентации с использованием макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений. Цели использования технологии познавательно- проектной деятельности: формирование у ребенка умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам совместной деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого. Информацио нно- коммуникативная технология в структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка- дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информ а- ционный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет соб ой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др. Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать и информационно- коммуникативные технологии( ИКТ) , являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка — базы, лежащей в основе способности к обучению Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Информационно- коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно- предметной формы мышления к наглядно- образной. Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно- образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений. Сегодня ИКТ позволяет: Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника- игре. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно- образному мышлению детей дошкольного возраста. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обу чение и развитие дошкольников. Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио ребёнка и т. д. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно- коммуникационные технологии( ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Цели использования информационно- коммуникативной технологии: развивать информационную компетентность дошкольников, формировать основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной. Заключение Система показателей по достижению целей проекта: мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Ожидаемые результаты: использование инновационных педагогических технологий способствует формированию активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытию неповторимой индивидуальности в процессе взаимодействия педагога с воспитанником. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки: применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и воспитание. Следовательно, целью деятельности взрослого в условиях МДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию неповторимой индивидуальности, самостоятельности, инициативности, креативности. Используя педагогические технологии, педагог должен стремиться к тому, чтобы формировать у ребенка главную потребност ь – потребность в саморазвитии.

Оставить комментарий: