a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Правильный захват ручки

Автор: Емельянова Екатерина Николаевна Опубликовано: 2015-03-03 01:04:14

Документы для скачивания

Эта статья посвящена проблеме захвата пальцами пишущего инструмента (ручки, карандаша или фломастера). Ребенок начинает брать карандаш, ручку, кисточку  всем кулачком. Обратите внимание, это не только нормально, в возрасте до 4-х лет (некоторые и до 5-ти держат "неправильно") это еще гораздо полезнее "правильного" зажатия тремя пальчиками. Почему? Очень просто. В раннем детстве (1-3) ведущая моторика грубая  "крупная", т.е. мах от плеча, рисование кулачком. Мелкая начнет играть более важную роль лет с 4-х. До того, как ребенок сам переложит карандаш "правильно" (а обычно все так поступают к 5-ти годам при нормально развитой мелкой моторике), не нужно его насильно заставлять "взять правильно". Если малыш удерживает карандаш тремя пальчиками, у мозга концентрация и силы уходят именно на это удержание, меньше остается собственно на творчество. рука очень устает, потому что на данном этапе для нее это держание нефизиологично. Не надо волноваться, что он никогда не переучится. Прекрасно переучится, когда время придет, и когда рука созреет. 

Редкие дети, которые сами начинают держать карандаш "как взрослые" уже до трех лет. Но если сам ребенок так не взял, не нужно его специально обучать этому в раннем возрасте. Волноваться нужно, если после пяти лет у него не получается взять тремя пальчиками. а уж до трех лет - совершенно не о чем разговаривать.

Для большинства людей наиболее практичный и экономичный способ держать ручку или карандаш современной конструкции выглядит так: карандаш зажимается между большим и указательным пальцем правой руки, средний палец  практически не участвует в захвате, но выполняет роль подпорки – подкладывается снизу.

Этот подход наиболее рациональный для праворуких. Кстати, большинство детей усваивают данный подход к захвату сразу и свободно, без внешнего контроля. Однако у остальных наблюдаются различной степени отклонения, вплоть до захвата  карандаша кулаком. Здесь необходимо проявить известную гибкость подхода.

Ещё важные детали: захватывать карандаш правильным способом нужно примерно в двух сантиметрах от пишущего конца. Просьба убедиться в том, что именно этот вариант оптимален, на практике. Карандаш должен быть достаточной длины, чтобы свободно опираться на впадину между большим и указательным пальцем, так что слишком короткие обрезки карандашей недопустимы(не стоит экономить на этом, лучше  такие огрызки  просто выбрасывать ). Постарайтесь приобретать всегда только самые простые ручки и карандаши, они наиболее соответствуют указанным требованиям и позволяют работать с удобством.  Относительно формы сечения карандаша или ручки мы воздержимся от суждений, но,  возможно, граненое сечение несколько лучше, чем круглое.  О том, что очень хороши ручки и карандаши с тремя гранями много говорят, но на практике особой разницы мы тоже не замечали.

Пишущих средств с очень большим сечением (то есть толстых маркеров и ручек с несколькими стержнями) советуем избегать, так как они неудобны даже для взрослых.  Воздержитесь от сувенирных вариантов  со всевозможными украшениями.

Еще следует отдельно сказать насчет леворукости. В настоящее время леворуких ребят становится все больше. Нам следует приучить себя к мысли, что это – вариант нормы, и не акцентировать на таком «отклонении» внимание. Канцтовары специализированные  для таких ребят, возможно, и полезны, однако практика показывает:  леворукие постепенно  научаются пользоваться обычными художественным инструментами.

Развиваем "пинцетный" захватВиктория Виноградова 

"Пинцетным" захватом мы называем действие, которое совершаем с помощью трех пальцев руки (большого, указательного и среднего). Обычно таким образом мы захватываем мелкие и тонкие предметы, переворачиваем страницы в книге, берем щепотку соли. Также это умение помогает нам удерживать пишущие предметы, ну и, собственно, писать с их помощью. "Пинцетный" захват – довольно сложный навык, требующий силы в пальцах, ловкости и хорошей координации движений. Вот почему, когда малыш впервые проявляет интерес к различным предметам, он хватает их всей кистью, пытается забрать в кулачок, даже если предмет слишком мал для этого. Пройдет некоторое время, прежде чем малыш научится координировать движение своих ручек и складывать кисть так, чтобы ухватить определённый предмет, а для освоения "пинцетного" захвата маленьким ручкам понадобится несколько месяцев тренировок и усердия. Родители часто замечают, как малыш с невероятным терпением пытается поднять с пола еле заметные хлебные крошки, пыхтит и старается переворачивая страницы книги, но его деятельность – вовсе не потраченное впустую время: развитие "пинцетного" захвата у ребенка младшего возраста способствует тому, что малыш позже правильно возьмет пишущий предмет и письмо не будет вызывать у него особых сложностей. 

Чтобы помочь ребенку научиться захватывать мелкие предметы с помощью трех пальчиков, не требуется ничего более, чем просто ему эти предметы дать. Конечно, под строгим контролем, если вы опасаетесь, что ребенок сможет их проглотить. 

Также есть несколько упражнений, которые помогают пальчикам складываться нужным образом – иначе ухватить предметы будет просто невозможно. Кроме того, эти упражнения полезны для развития координации рук и мелкой моторики: • Рассыпьте по полу несколько фасолин, бусин или мелких камешков, покажите, как поднимать эти предметы по одному;  • Отщипывайте кусочки пластилина или соленого теста;  • Во время игры с песком или манкой покажите малышу, как "солить" воображаемый суп;  • Собирайте различные виды мозаики;  • Наклеивайте и отклеивайте многоразовые наклейки;  • Нанизывайте бусины;  • Переворачивайте страницы книг;  • Играйте с прищепками;  • С помощью канцелярских кнопок, резиночек и пробковой или деревянной доски можно сделать занимательный материал. Мы будем цеплять резиночку за одну кнопку и натягивать ее на противоположную. 

Сложно сказать, с какого возраста следует начинать выполнение всех этих упражнений. Условно каждое из них можно делать уже в годовалом возрасте. Наблюдайте за ребенком, ориентируйтесь на его способности и периодически предлагайте то или иное занятие. Как правило, детки, которые успешно выполняют упражнения из нашего списка, захватывают пишущий предмет правильным образом - пальчики сами собой складываются у основания ручки. Если же этого не происходит, то упражнения следует регулярно повторять.

 Для деток постарше (примерно с трех лет) задачу можно усложнить. Нам понадобятся опять же канцелярские кнопки. Кнопки надо втыкать в пробковую доску и вытаскивать из нее, а также с их помощью можно выкалывать изображения по контуру. 

 

Если малышу никак не удается захватить пишущий предмет правильно, то вы можете легко объяснить ему, как это делается. Поставьте карандаш на кончик перпендикулярно столу и ухватитесь за самый краешек сверху – уже получился "пинцетный" захват, затем медленно скользите кистью вниз – пальчики встали на место! 

И последнее. Очень важно не критиковать малыша за неверный захват – держать ручку правильно он обязательно научится, а вот негативные воспоминания, связанные с критикой в его адрес, могут испортить желание учиться в будущем. Поэтому проявляйте максимум терпения и внимания к ребенку, позвольте малышу получать удовольствие от процесса освоения новых навыков, а результат придет сам собой, когда настанет время.

Оставить комментарий: