Занятие в средней группе по экологическому воспитанию Тема: «Стайка снегирей на ветках рябины»
Документы для скачивания
Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, подкармливать их. Закрепить умение правильно держать карандаш, ножницы. Формировать умение следовать устным инструкциям. Учить работать сообща.
Задачи: Образовательные: - Дать знания детям о зимующих птицах - снегирях, об их внешнем виде и особенностях их поведения; - Учить детей создавать образ рябины с помощью нетрадиционного рисования (прикладывания); - Закреплять знания о времени года - зима; - Учить детей определять содержание своей работы. Развивающие: - Развивать творческие способности, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; - Воспитывать аккуратность и внимательность. Интеграция видов деятельности: «Окружающий мир», «Развитие речи», «Рисование», «Музыкальное развитие».
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, гуманно-личностные.
Оборудование:
- Магнитофон;
- Отрывок произведения П.И. Чайковского
«Времена года. Январь»;
- Фонограмма «Звуки птиц в лесу»;
- Фонограмма спокойной музыки.
- Мольберт.
Материал.
Демонстрационный:
Иллюстрация зимующих птиц на одном дереве, иллюстрации снегирей, иллюстрация ветки рябины, лист ватмана с нарисованной рябиной.
Раздаточный: Шаблоны веточек рябины, печатки-тычки(карандаши), красная гуашь, салфетки, клеенки для рисования, подставки для кисточек.
Предварительная работа: Чтение отрывка из стихотворения В. Шуграевой «Зима», З. Александрова «Новая столовая». Наблюдение за птицами прилетающими на участок. Кормление птиц. Рассматривание перелетных птиц. П/и «Воробьи – вороны».
Ход занятия:
Воспитатель: Зимний лес стоит печальный. Кто под снегом спрятал тайны? Почему река молчит? Птичья песня не звучит?
- Ребята, вы хотите узнать, почему зимний лес стоит такой печальный?
(Ответы детей).
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку»
(выполнение движений по тексту)
Очень холодно зимой, (погладить себя по плечам).
Но мы пойдем гулять с тобой (шаги на месте).
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку).
Я надену шарфик, потуже завяжу («завязываем» шарфик).
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну (поглаживаем тыльную сторону ладоней).
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на носочек - пяточку).
Возьму с собою санки, в лесочек я пойду (шаги на месте).
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз).
Воспитатель: Прежде чем начнется наша прогулка, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей).
Воспитатель: Правила поведения в лесу: не шумите, не пугайте животных, не ломайте ветки кустов и деревьев. Соблюдайте чистоту и тишину.
Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке.
(По дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след
в след. Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь»).
Воспитатель: Осторожно в лес входите, Тайны леса не будите.
- Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) - Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.) - Я вижу здесь птиц (на мольберте предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птицы улетели. (Рассматриваем стенд с иллюстрациями зимующих птиц) . Воспитатель: Назовите птиц, которых вы здесь видите?
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, сороку, голубя, ворону?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Расскажите мне про воробья. Какой он?
Дети: Маленький, серенький, скромный, но драчливый, боевой, удалой!
Воспитатель: Расскажите мне про ворону? Какая она? Дети: Чернохвостая, чернокрылая разбойница,
Воспитатель: Расскажите мне про сороку? Какая она? Дети: Белокрылая, юркая, ловкая.
Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это?
Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки. Воспитатель: Не все птицы боятся холодов и морозов и остаются зимовать, а есть птицы, которые прилетают на зиму.
(Воспитатель прикрепляет картинку с изображением снегиря). Воспитатель: Знакомьтесь – это снегирь. Снегирь получил своё название за то, что прилетает с первым снегом, и живет всю зиму. Черногрудый, краснокрылый, И зимой найдёт приют. Не боится он простуды, С первым снегом тут как тут. Снегирь – красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него чёрные. Грудка, брюшко и щёки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый, чёрный. - Как называется эта птица? (Снегирь) - Назовите, что есть у птицы? (Туловище, крылья, голова, лапки) - Какого цвета пёрышки у снегиря? (Красные и чёрные) - Ребята, давайте представим, что мы с вами тоже стали снегирями.
Физкультминутка «Снегири» (Музыкальное сопровождение). Снегири летят, крыльями машут. Им на месте не сидится, Завертелись как волчок, Прыг – скок, прыг – скок. Полетели пообедать, Но кругом лишь снег, да снег. Хорошо, что им кормушку, Сделал добрый человек!
Воспитатель: Снежная зима приносит с собой голод, и снегири переселяются поближе к человеческому жилью. Обычно снегири держатся небольшими стайками. Снегири питаются почками и семенами деревьев и кустарников. Особенно любят снегири ягоды рябины.
-Посмотрите на веточку рябины. Стройную рябину вижу во дворе, Изумруд на ветках, Утром на заре. Много ягод красных, Спелых и прекрасных, Гроздями висят. Их красив наряд. -Какого цвета ягоды рябины? (Красного) -Какой они формы? (Круглые) -Какого они размера? (Маленькие) -Правильно, ребята. На веточке рябины много – много маленьких круглых красных ягод. Мякоть ягод снегирь не ест, а достает из ягоды только зернышки. Воспитатель: Ребята, посмотрите, на дереве осталась всего одна веточка рябины. На всех снегирей не хватит. Давайте поможем птицам в трудный для них зимний период – «подкормим» их, нарисовав с вами веточки рябины. А рисовать мы будем с помощью печатки-тычка . Воспитатель: Посмотрите, как делаю это я: я опускаю печатку-тычок в красную краску и оставляю отпечатки на веточке. Вот так, много раз. Ведь ягод у рябинки тоже много. Если краска закончилась, то опускаю печатку-тычок в краску ещё раз. Посмотрите, какая красивая веточка рябины получилась. Теперь и вы можете приступить к работе.
(Звучит спокойная музыка).
-Саша, что ты рисуешь? (Ягоды рябины). -Камила, какого цвета краску ты набрала на пальчик? (Красного). -Милана, какие у тебя получаются ягодки рябинки? (Красные, круглые, маленькие). -Ребята, что мы сегодня с вами рисовали? (Ягоды рябины). -Для кого мы рисовали веточки рябины? (Для снегирей). -Аюка, расскажи, как ты рисовал ягоды рябины? (Печаткой-тычком).
(Воспитатель вместе с детьми прикрепляет веточки рябины к дереву.
Любуются рябиной. Звучит фонограмма «Звуки птиц в лесу»).
Воспитатель: - Стайка снегирей увидела ваши красивые веточки рябины, прилетели к вам и благодарят вас.
(Воспитатель прикрепляет к веточкам рябины птиц).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Хорошие и красивые веточки рябины у вас получились. Снегирям очень понравились ваши ягодки, и они будут всю зиму радовать вас своим ярким нарядом.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с зимующими птицами, зимним лесом.
(Дети прощаются с птицами и лесом).
Воспитатель: Повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке.
(По дороге из леса разложены «следы», дети должны пройти по ним след
в след. Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь»).