a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Преемственность детского сада и школы.

Опубликовано: 2015-03-08 18:40:07

 

Преемственность детского сада

и школы

 

                                                      Воспитатель  МКДОУ  детский  сад  «Колосок»

Пархоменко И.И.

с.Мичуринское

 

 

 

 

                                                    «От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

                                             поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

                                                                              что он будет переживать,

                                                         зависит весь дальнейший путь к знаниям».

   В.А. Сухомлинский.

 

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

 Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе.

Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он находится в тесном контакте с педагогами, родителями, сверстниками и то, как он развивается физически, психологически и умственно, конечно же мне не безразлично. Ведь в этом возрасте, ребенок как губка, впитывает все новое и моя цель дать ему только самое хорошее.

В своей работе перед собой и воспитанниками я ставлю следующие задачи:

  1.  Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
  2.  Обеспечение эмоционального благосостояния ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
  3.  Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
  4.  Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества  с взрослыми и сверстниками.
  5.  Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

Именно всестороннее воспитание и развитие детей ( физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей к обучению в школе.

В психологическую подготовку к школе я включаю формирование начал учебной деятельности ( формирование умения принимать и решать учебную задачу, овладевать способами решения учебной задачи, анализировать и оценивать свои действия).

И, конечно же, необходимое направление подготовки к школе - это предметная подготовка.

 К старшему дошкольному возрасту: дети овладевают разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают развиваться в школе на уроках математике, родного языка, письма, в процессе изучения предметов эстетического цикла.

В  селе  Мичуринское  только  один  детский  сад  «Колосок»  и  одна  школа.  Поэтому  ни  у  родителей,  ни  у  нас  воспитателей  не  возникает  вопроса  в  какую  школу  пойдет  учится  ребенок.  Между нашим детским садом и Мичуринской общеобразовательной  школой уже давно установились прочные деловые отношения. Ежегодно мы составляем совместный перспективный план работы по преемственности и в течение года работаем по нему. Воспитатели, также как и учителя, заинтересованы, чтобы наши выпускники были хорошо подготовлены к школе.

В течение учебного года  учителя начальной  школы посещают занятия по развитию речи, математике, ИЗО, анализируют знания, дают рекомендации по тому или другому разделу программы. Воспитатели  работают в тесном контакте с учителями начальной школы: участие в совместных педсоветах по вопросам воспитания и обучения детей; проведение родительских собраний « На пороге школы»,

 «Готовность ребенка к школе»; анкетирование родителей « Мой ребенок и его индивидуальные особенности»; проведение тестирования детей по определению « школьной зрелости. 

Вниманию  родителей  предлагаются  консультации и советы   « Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе»; оформление консультационных пунктов для  родителей будущих первоклассников, дни открытых дверей для родителей в школе.

В своей педагогической работе я стараюсь сформировать ребенка, прежде всего как личность. Педагоги начальной школы отмечают, что дети, посещающие наш детский сад,  развиты всесторонне: они умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать картины, игрушки, считают и решают задачи, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные; могут составлять рассказы и читают стихотворения, поют и танцуют, лепят, рисуют и вырезают, у них хорошо развита моторика рук, что немаловажно для ребенка, которому нужно много писать. Дети видят клетку и линии в тетради, у них развита усидчивость, они физически подготовлены к тому, что в школе определено время для урока, и в это время они должны будут заниматься. Конечно же есть и проблемные дети,  которым  требуется  особое  внимание.  С такими воспитанниками учителя знакомятся еще в детском саду.  И у учителя уже вырисовывается ясная картина на какого ребенка стоит обратить больше внимания, когда дети придут в школу.

В  этом году  из  детского  сада  выпускается  18  детей.  Есть дети читающие, пишущие, но для меня это не столь важно. Главное, чтобы воспитанники  детского  сада   были всесторонне развиты.

Потому,  что  подготовка к школе это  не  более раннее изучение программы первого класса. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Воспитатели  нашего  детского  сада в первую четверть посещают уроки математики, чтения, русского языка, анализируя и изучая  знания и навыки детей, приобретенные в детском саду. Детей  приглашаются в школу на праздник: «Прощание с Букварем».  Дети  обмениваются  впечатлениями, ведь первоклассники - это их вчерашние товарищи по садику. На зимних каникулах первоклассники приходят в детский сад с театрализованными представлениями, с собственноручно изготовленными кормушками для птиц, а весной они приносят скворечники, которые мы устанавливаем на территории нашего участка.

Для дошкольников всегда интересны экскурсии в школу: на первое сентября  Здравствуй, школа!»,25 мая – « Последний школьный звонок!», экскурсии в школьную  библиотеку.  А  дети  из  школы  приходят  к  нам в  детский  сад  в  краеведческий  музей,  чтобы  познакомиться  с  историей  села,  культурой  и  бытом  народов,  проживающих  на  территории  наших  сел.

Встреча с учащимися школы, бывшими воспитанниками детского сада – все это вызывает у детей желание пойти в школу, вселяет уверенность в своих силах. Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволяет добиться положительных результатов в работе.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.   Но  нам  бы  хотелось,  чтобы  в  детском  саду  работал  логопед,  потому  что  с  каждым  годом  становится  все  больше  детей,  у  которых  есть  проблемы  с  речью,  а  также  хотелось,  чтобы  начал  работать  в  «Колоске»  инструктор  по  физкультуре.

Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: