a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ИПР музруководителя Березовской А.Ю

Опубликовано: 2015-03-10 08:47:50

Тесты для диагностики готовности к школе- развитие памяти( норма при запоминании 10 слов) ; - чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах; - развитие речи( богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т. д. ) ; - произвольное внимание( умение работать над учебным заданием в течение 3 0 минут, не отвлекаясь) ; - готовность руки к письму( нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу) ; - умение действовать по инструкции( нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу) ; - развитие логического мышления( умение найти сходство- различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т. д. ) ; - пространственную ориентацию( умение назвать, где находится предмет- справа, слева, за, под и т. д. ) ; - общую осведомленность ребенка об окружающем мире; - элементарные математические навыки( порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов) . Ребенка считают неготовым к школе, если он: - настроен исключительно на игру; - недостаточно самостоятелен; - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др. ; - имеет серьезные нарушения речевого развития; - не умеет общаться со сверстниками; - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Дорогие родители! Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу: Свое имя, отчество фамилию.                                                                                                            Свой возраст( желательно дату рождения) .                                              Свой домашний адрес. Свой город и его главные достопримечательности. Страну, в которой живёт. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. Времена года( последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) . Домашних животных и их детенышей. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей. Транспорт наземный, водный, воздушный. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. Знать великих русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги( правая—левая сторона, верх—низ…) Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить( придумать) рассказ по картинке. Запомнить и назвать 6—10 предметов, картинок, слов. Различать гласные и согласные звуки. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. Определять количество и последовательность звуков в словах типа " мак" , " дом" , " суп" , " дубы" , " сани" , " зубы" , " осы" . Хорошо владеть ножницами( резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контур предмет) . Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных,     людей, различные предметы с опорой  на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры    предметов. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10. Уметь внимательно, не отв лекаясь, слушать( 30—35 минут)

Эти советы могут помочь вам в воспитании здорового, радостного и одаренного ребенка. Читая советы оцените, насколько вы с ними согласны. 1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. 2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез. 3. Я поставил стенд на котором ребенок может демонстрировать свои работы. 4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена. 5. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. 6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. 7. Я поручаю ребенку посильные р аботы. 8. Я помогаю строить собственные планы и принимать решения. 9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам. 10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы. 11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев. Эти советы могут помочь вам в воспитании здорового, радостного и одаренного ребенка. Читая советы оцените, насколько вы с ними согласны. 1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. 2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез. 3. Я поставил стенд на котором ребенок может демонстрировать свои работы. 4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена. 5. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. 6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. 7. Я поручаю ребенку посильные р аботы. 8. Я помогаю строить собственные планы и принимать решения. 9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам. 10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы. 11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

Консультация психолога Педагог- психолог: Слепцова М. И. Ребенок бьется головой. Что делать? Проблема является на удивление распространенной среди детей в возрасте 2- 3 лет( до 20 процентов детей в этом возрасте бьются головой о пол или о стену, причем мальчики делают это в три раза чаще, чем девочки) . Такое поведение начинает проявляться, как правило, в возрасте около 7 месяцев и достигает своего пика в 18- 24 месяцев. Привычка может сохраняться у ребенка в течение нескольких месяцев, реже лет, и сходит на нет по достижении ребенком 3 лет. Почему ребенок бьется головой об стену? Причины, по которым ребенок бьется головой о твердые предметы: Самоконтроль. Звучит несколько необычно, но некоторые дети бьются головой, например, об пол, чтобы расслабиться. Ребенок может ритмично стучать головой о стенку или о кроватку, например, когда засыпает вечером или просыпается посреди ночи. Боль. Ребенок с гораздо большей вероятностью будет биться головой, когда у него, например, болят уши или он страдает от еще какого- то физического дискомфорта. В этом случае ребенок при помощи странного поведения пытается отвлечься от неприятных ощущений. Фрустрация. Довольно часто дети начинают биться головой о твердые предметы в приступе гнева, тем самым демонстрируя, насколько он зол. Малыш еще не умеет выражать эмоции словами, поэтому он использует такой «язык тела».   Жажда внимания. Тут все просто( конечно, относительно) : ребенок бьется головой обо что- то, зная, что тем самым привлечет ваше внимание.   Проблемы с развитием. Такое поведение, помимо перечисленных выше причин, может быть связано с аутизмом и другими проблемами в развитии. В редких случаях само то, что ребенок бьется головой о стены, или пол, или еще что- то, сигнализирует о серьезных проблемах развития у ребенка. В таких случаях родителям необходимо срочно обратиться к специалистам. Как бороться с тем, что ребенок бьется головой о твердые предметы? Уделите ребенку внимание, но только не тогда, когда он начинает биться головой о твердые поверхности. Во- первых, не доводите ситуацию до того, что вы обращаете на ребенка внимание и тратите на него время только в случае, если он привлекает ваше внимание на себя вот таким нестандартным образом. Во- вторых, не наказывайте ребенка, если он начинает «самобичевание», просто сделайте вид, что ничего не происходит.   Защитите ребенка от телесных повреждений: как можно больше ковриков, резиновых поверхностей в поле зрения ребенка. Постарайтесь проследить, чтобы ребенок не потянул в рот всевозможные болтики и другие мелкие части. В кроватке у ребенка также должно быть как можно больше мягких частей( сейчас индустрия детских товаров предлагает очень много всевозможных подкладок для детских кроваток) . Если ребенок спит на обычной кроватке, к стенке нужно положить валик из одеяла или повесить на стену мягкий коврик. Постарайтесь не переживать по этому поводу. Ваш малыш может поставить себе пару синяков, но не надо сильно переживать по этому поводу. Прежде всего, держите в голове то, что такое поведение является саморегулируемым: то есть ваш малыш совершенно не намерен нанести себе серьезную травму, так как прекрасно знает, что такое боль. Помогите ребенку воспитывать чувство ритма другими способами. Да- да, ребенку может просто нравиться ритмичность этого действия, в таком случае ваша задача – приучать ребенка танцевать, маршировать или хлопать под музыку, стучать в детский барабан и т. д.   Начинайте подготовку ко сну заблаговременно. Если ребенку сложно засыпать из- за перевозбуждения после тяжелого и шумного дня, вам поможет заблаговременная подготовка малыша ко сну: теплая ванна, негромкая музыка, почесывание спинки или спокойная сказка из ваших уст – вот несколько возможных опций, чтобы помочь ребенку расслабиться. Обратитесь к специалисту, если поведение ребенка начинает беспокоить вас. Если ребенок бьется головой о стену очень часто, если он ранит себя и даже это его не останавливает, вам стоит проконсультироваться с педиатром или другим спец иалистом по детскому развитию. Дети- аутисты часто плохо взаимодействуют с окружающими людьми. Они обычно не заинтересованы в физическом контакте с родителями, смотрят скорее «через» людей, чем на них. Если вы замечаете, что ваш ребенок теряет какие- то поведенческие или языковые навыки, что ваш ребенок чересчур замкнут или испытывает сложности с усвоением новых образцов поведения и т. д. , вам необходимо связаться с доктором.

Консультация психолога 20 способов утихомирить разбушевавшегося ребенка от 3 до 7 лет Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть. 1. Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.  2. Замри- отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде" День” ребенок прыгает, играет. А по команде" Ночь” притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает- играет, пока вы не скажете" Кошка идет! ”. Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в" Море волнуется”.  3. Шторм- штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но" штиль” – это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять.  4. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу" выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления( или используйте ненужный пульт от телевизора) . Нажимайте кнопку на пульте и говорите: " уменьшаю громкость( выключаю звук, включаю замедление) ”. Пусть ребенок выполняет команды.  5. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого- то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким- нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо- тихо. 6. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что- то на дне.  7. Попросите ребенка закрыть глаза( если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что- то сделать с закрытыми глазами( сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики) .  8. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности( провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями) . За выполнение обещайте приз.  9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки( лепите снежки) .  10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.  11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте" малыша”. Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.  12. Возьмите салфетку( или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.  13. Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия( знаю, многие родители так делают) . Если это объятие будет приятным, к 3- 5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко- крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.  14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое- то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.  15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3- 4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что- то приятное( угостить чем- то, поиграть или почитать) , если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер( в зависимости от возраста, временной промежуток 1- 5 минут) .  16. Предложите игру" Капитан и корабль”. Капитан должен отдавать команды( " Направо”, " Налево”, " Прямо”) , а корабль четко им следовать. Для ребенка постарше можно выбрать цель( например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия( кегли, мягкие игрушки) . Ребенок может выбрать любую из ролей.  17. Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти( освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения( Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву" А”)  18. Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому темпу.  19. Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания( три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана) . Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку. 20. Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.  

Советы родителям и школьникам на лето: • Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником. • Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями, не запугивая и не рисуя радужных картин. Прочитайте и разберите с ребенком такие темы: беседа о вежливых словах, о культуре поведения и т. д. ( Н. В. Дурова «Очень важный разговор») . • Постарайтесь дать понять ребенку следующее: если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями. • Играйте с ребенком в игры Б. Никитина, азбуки, домино, конструкторы и др. , они универсальны и развивают умения, навыки, которые необходимы в школе. • Гуляя в парке, лесу, рассказывайте ребенку обо всем, что окружает вас, а также дайте высказаться ему самому и внимательно его слушайте. Развивается любознательность, речь, умение слушать. • Выполняйте задания в тетрадях- « подготовишках », но не принимайте «в лоб» все то, что написано в них: «Нарисуйте 20 кружочков и 30 палочек». Учитывайте настроение ребенка, его желание заниматься, его самочувствие и то, что в данном возрасте многое лучше делать через игру. Единственное занятие, которое не должно прерываться никогда, это – чтение. Маленьким детям необходимо читать вслух, однако заставлять ребенка это делать не всегда просто, поэтому мы рекомендуем читать то, что ребенку интересно, читать не продолжительное время, по 15 минут, но несколько раз в день, по очереди- взрослый и ребенок, заканчивать чтение на самом интересном месте, стимулируя тем самым желание вернуться к чтению. Желаем детям и их родителям хорошего отдыха летом и встречи с хорошими учителями в будущем учебном году!

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ» на 2014- 2017гг ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ Ф. И. О. педагога Березовская Анна Юрьевна Дата рождения 27. 12. 1977 Стаж работы в должности 8 лет Образование( название учебного заведения и год окончания) ИГПУ в 2002 г. Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении первая в 2010 году № 405\ 03 от 01. 04. 2010 года. Курсы повышения квалификации за последние три года( указать вид, тему, где проходили) : Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации Министерство образования Республики Саха( Якутия) ГОУ ДПО Р С( Я) ИРО и ПК «Концептуальные основы внедрения ФГОС дошкольного образования» 22. 10. 2014г_ - 72 ч_ Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации Министерство образования Республики Саха( Якутия) ГОУ ДПО Р С( Я) ИРО и ПК «Реализация ФГТ в ДО: программы и технологии» 20. 03. 2014г_ - 72 ч_ Сертификат о распространении на республиканских курсах ИРО и ПК 21. 10. 2014 Сертификат о распространении опыта по району ИРО и ПК 2014г Сертификат о распространении опыта по району за 1 место январь 2011г Сертификат выдан на районных педчтениях январь 2010г Сертификат за участие в районном турнире по ДИП «СОНОР» март 2013 Сертификат за активное участие в акционе «Педагогических идей» по дидактическим играм, посвященный неделе Игры и игрушки ноябрь 2014г Награждения( указать год, характер награды) : Почетное звание «Лучший работник образования» музыкальный руководитель МДОУ «Ромашка» декабрь 2012г Похвальный лист за приобщение детей к музыкальному искусству 2011г Грамота занявшая 1 место в смотре – конкурсе музыкальных руководителей ДОУ 21 января 2011г Грамота за высокие показатели уровня развития художетсвенно – эстетическом направлении воспитанников, за сотрудничество со всеми участниками педагогического процесса 2012г. Грамота за активное участие во всех мероприятиях МДОУ д/ с «Ромашка». 2010г Благодарственное письмо МО РСЯ музыкальному работнику МДОУ «Ромашка» 2011г Диплом 1 степени «Воспитатель года – 2014», занявшая в районном конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ. АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2014 / 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, развитие его духовности и отношения к окружающему миру. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Большое место отводится музыке в детских садах. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений. По утверждению специалистов дошкольный возраст синзетивный период для формирования музыкальных способностей( синзетивный период – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования определённых психических свойств и поведения) . Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности( темп, динамика) , различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально- дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально- дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод( действия педагога и детей) , зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия. Цель применения музыкально- дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности. Музыкально- дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально- дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств. Музыкально- дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально- дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности. Различение свойств музыкальных звуков( высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально- сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко( тембр, динамика) , другие – с большим трудом( звуковысотные, ритмические отношения) . Музыкальные игры и пособия можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально- сенсорных способностей( прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми. Методика использования музыкально- дидактических игр и пособий в различных видах деятельности Музыкально- дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л. Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры». Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально- дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия. Все музыкально- дидактическиеигры условно делятся на три группы: Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки( веселая, грустная) , музыкальных жанрах( песня, танец, марш) . «Солнышко и тучка», «Подбери музыку» Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку» Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок? ». Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Основное назначение музыкально- дидактических игр и пособий- формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально- дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально- дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально- дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Проводимые музыкально- дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено: * Слуховое внимание детей стало более организованным; * Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию; * Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах. Таким образом, музыкально- дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания( образно- игровая форма) . Применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно. В качестве ведущих методов музыкально- сенсорного воспитания выступают наглядно- зрительный и наглядно- слуховой методы в сочетании со словесным. Используются словесные пояснения, указания, вопросы к детям. Для того, чтобы музыкально- сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка. Поэтому практическая часть должна происходить в два этапа: · подготовительный · основной. На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально- дидактических игр с использованием следующих музыкально- сенсорных задач. 1. Развитие звуковысотного слуха 2. Развитие динамического слуха 3. Формирование тембрового восприятия 4. Совершенствование чувства ритма Подходящий образ для ведущего данных игр- образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будеть проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога- проявить интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием. Заключение П ри определении значимости использования музыкально- дидактических игр в обучении дошкольников и анализе сценарных планов, становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально- сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально- дидактических игр очень важна. Предлагаемые музыкально- дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально- сенсорных способностей, но и творческих. При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею. Необходимо вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер. Данные игры рекомендованы для использования в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию. Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально- сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. Музыкально- дидактические игры являются очень важным и действенн ым средством ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Цель и задачи самообразования по теме: Цель работы заключалась в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально- сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно- слухового и наглядно- зрительных методов музыкального воспитания. Цель работы определила и поставила следующие задачи: 1) Раскрыть значение музыкально- дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально- сенсорных способностей; 2) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкальн о- дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности; 3) Наработать вспомогательный музыкальн о- дидактический материал и использовать его в учебно- педагогическом процессе; 4) Проанализировать полученные результаты. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных музыкальных представлений у дошкольников. Актуальность применения музыкально- дидактических игр и упражнений заключается в музыкально- сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально- сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально- дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально- сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей. В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально- сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально- дидактический игр в работе с детьми. Музыкально- дидактические иры «Укрась музыку» Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма. Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям( бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек) . Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно. В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где- то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон. В такой музыкально- дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма. «ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»- Лесенка – три ступеньки- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен, музыкальные коробочки, молоточки. - Киндеры с зерном внутри. - Палочки. - Настольные МДИ. - Магнитофон. - Кассеты и диски с записями детских песен. - Книжки – песенки. «НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» « ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ»( Трафареты большой и маленькой птички+ лесенка+ описание настольной и подвижной игры) « ГДЕ МОИ ДЕТКИ? »( Большие карточки( 25/ 15) с изображением взрослых животных: к урицы, утки, гуся, птицы и несколько маленьких карточек( 10/ 15) их детенышей+ описание) « ДОЖДИК ЛЬЕТ И КАПАЕТ»( Палочки+ картинка+ описание) « НАУЧИ ИГРУШКУ ТАНЦЕВАТЬ»( Маленькая игрушка+ описание) « ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»( Ярко оформленный мешочек в котором находятся маленькие мягкие игрушки: кошка, собачка, корова, медведь, зайчик и др. ) « КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»( Плоскостной домик с шестью окошками( три вверху и три внизу) , + описание) « УСТАЛАЯ И РЕЗВАЯ ЛОШАДКА»( Палочка+ картинка+ описание) «ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ»- Лесенка – три ступеньки- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен, музыкальные коробочки, молоточки, любые звучащие инструменты. - Киндеры с зерном внутри. - Палочки. - Настольные МДИ. - Звучащие коробочки( спичечные коробочки с зерном внутри) . - Магнитофон. - Набор кассет и дисков с записями детских песен. - Книжки – песенки. - Инструменты из бросового материала. «НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕНО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» « ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ»( Трафареты большой и маленькой птички+ лесенка+ описание настольной и подвижной игры) « УГАДАЙ- КА»( 4 – 6 больших карточек( 20/ 10) каждая разделена на две части. На первой половине изображено взрослое животное( гусь, утка, корова, коза, собака, кошка) , на второй их детеныши+ фишки по две на каждую карточку+ описание игры) « КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»( Плоскостной домик с шестью окошками( три вверху и три внизу) , + описание) « КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА»( Фланелеграф+ изображения на фланели: большой домик, девочка, курица, цыплята 2 – 3 шт. + описание игры) « ЗАЙЦЫ»( Фланелеграф+ изображение леса на фланели+ изображение зайцев спящих, танцующих, играющих в барабан+ описание игры) « НАМ ИГРУШКИ ПРИНЕСЛИ»( Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка( мягкая игрушка) коробочка. ) « СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»( Карточки с черно- белым изображением инструмента= разрезанные детали цветного изображения этого инструмента+ кассета с записью звучания муз. и нструментов( балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры) «ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»- Лесенка – пять ступенек- Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен, колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты, детское пианино или его плоскостное изображение. - Портрет композитора. - Настольные МДИ. - Мини – Фланелеграф+ кружочки – ноты. - Магнитофон. - Набор кассет и дисков с записями детских песен. - Инструменты из бросового материала. «ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ»- Лесенка – семь ступенек- Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен, колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты, детское пианино или его плоскостное изображение. - Портрет композитора. - Настольные МДИ. - Мини – Фланелеграф+ кружочки – ноты. - Магнитофон. - Набор кассет и дисков с записями детских песен. - Инструменты из бросового материала. «НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» « МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»( Карточки( 4 – 5 шт) с изображением нотного стана( 30/ 15) + ноты кружочки+ описание игры) « ЛЕСЕНКИ»( Семи ступенчатые лесенки – раскладушки+ описание игры) « ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»( Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пуста; картинки иллюстрирующие содержание этой песни+ описание игры) « ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»( Карточки с изображением лиц человека( солнышка, цветка, звездочки, тучки, колобка и т. д. ) в трех настроениях – веселое, грустное, спокойное+ запись музыкальных произведений соответствующих характеров) « СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»( Карточки с черно- белым изображением инструмента= разрезанные детали цветного изображения этого инструмента+ кассета с записью звучания муз. и нструментов( балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры) «СКОЛЬКО НАС ПОЕТ? »( Карточки с прорезями на каждого играющего+ изображение матрешек вставляющихся в прорези+ описание игры) Литература по теме: 1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с. 2. Ветлугина Н. А. , Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ- ов пед ин- тов. - М. : просвещение, 1983. - 255 с. 3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5- е. М. , 1989. 4. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М. , 1958. 5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1978. - 96 с. 6. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин- тов/ П од ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983. - 304 с. Каплунова И. М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. р уководителя дет. сада. - С- П. : Изд. «Композитор», 2005. 7. Комисарова Л. Н. , Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. р уководителей дет. садов. - М. : просвещение, 1986. - 144 с. 8. Кононова Н. Г. Музыкально- дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. р уководителя. - М. : Просвещение, 1982. - 96с. , ил. 9. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. п ед. учеб. завед. - 2- е из. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с. 10. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. р уководителя дет. сада. - М. : Просвещение, 1990. - 160с. 11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : 1947. 12. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно- методическое пособие. К. : Сов. ш кола, 1985. 4. Чей опыт предполагается изучить по данной теме: «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ. Предполагается изучить опыт, основанный на программах и методических пособиях: Тарасовой «Гармония», Радыновой О. П. «Синтез», Васильевой М. А. , Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С. « От рождения до школы», Ветлугиной Н. А. «Развитие музыкальных способностей у дошкольников» Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно- методическое пособие. Кононова Н. Г. Музыкально- дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. р уководителя. 5. Творческое сотрудничество по теме самообразования: Идёт тесное сотрудничество с воспитателями, родителями, логопедом, психологом, физическим инструктором, учителем якутского языка; 6. Практический выход( указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) :  Изучение и использование в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий и методик, применение на практике диагностирования, повышение уровня педагогических знаний и педагогического мастерства;  Участие в педагогических советах, участие в аукционе педагогических идей по разработке музыкально- дидактических игр, собраниях; «Развитие творческих способностей дошкольников средствами элементарного детского музицирования »  «Развитие творческой личности дошкольников средствами музыкально- ритмических движен 7. Изучение передового педагогического опыта( указать формы работы: посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие) : Посещение занятий у педагогов, педагогических советов, семинаров, аукционов, курсов повышения квалификации. 8. Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте Выступление на педагогических чтениях в 2015 года. ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА_ _ 2014- 2016_ _ _ _ _ _ _ _  УЧЕБНЫЙ ГОД Сроки проведения итогов по теме самообразования –_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Форма и место подведения итогов –_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений Сентябрь Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов Знакомство и анализ документации. Планирование работы  с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Подготовка к аттестации:  Подбор литературы по теме самообразования. Работа с личной библиотекой, интернетом. Ноябрь Изучение теории по теме: «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ» Знакомство с литературой по данной тематике. Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП. Обмен опытом по проблеме. Декабрь Работа над модернизацией муз зала. Оформление уголка группы Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам. Январь Разработка плана на, месяц, год. Подбор материала. Изучение теории обучения детей элементарным музыкальным представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела образовательной программы: «Синтез» Знакомство с литературой. Февраль Подготовка презентации по ФЭМП Подбор материала          Создание нового паспорта группы. Проведение полной инвентаризации группы. Март Создание методической разработки Изучение литературы Разработка картотек игр по ФЭМП Подбор материала Апрель Подготовка праздника  День победы. Репетиции. Защита методической разработки Выступление с презентацией на метод объединении. Май Семинар по ФЭМП через театрализованную деятельность. Обобщения  опыта работ коллег города Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литератур

Оставить комментарий: