a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Разработки уроков и внеклассных мероприятий

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

М Б ОУ « Крапивенская основная общеобразовательная школа Шебекинско го го района Белгородской области» Урок физики на информационно- деятельностной основе по теме «Строение атома» в 8 классе Учитель: Стародубцева Светлана Ильинична 2013 год Тема у рок а: Строение атома. Этот урок — урок изучения нового материала. Цели урока: образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о стро ении атома, понятий «электрон», «протон», «поло жительный ион», «отрицательный ион»; научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома: сформировать умение извлекать информацию и з разных источников и представлять ее в разных вид ах( схеме, рисунке, таблице) ; ра звивающие: развить у учащихся такие информационные уме ния, как работа с текстом, рисунком, схемой, . спр авочной литературой, таблицей; р азвить умения совершать мыслительные оп ерации: анализ, синтез, систематизацию, сравн е ние, конкретизацию. Задачи урока 1. Обеспечить усвоение учебного материала учащимися в процессе активной информационно- мыс лительной деятельности с разными источни ками информации. 2. Задействовать как можно больше операций мышления учащихся. Выполнение поставленных целей и задач дости гается за счет организации диалога, эвристической бесед ы и дискуссии, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность. План урока 1. Оргмомент и мотивация. Изучение нового материала. Работа с учебником. Работа с рисунком. Заполнение схемы. Закрепление знаний. Работа со справочной таблицей. Работа с Периодической системой элементов Менделеева. Лирическое отступление. Подведение итогов и рефлексия. Домашнее задание. Ход урока • Первый этап урока. Мотивация Учитель. Вы уже знаете, что атом — это мель чайшая частица вещества, не делящаяся при хими ческих реакциях. Прежде чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопросы: Какие факты натолкнули ученых на мысль о том, что атом имеет структуру? Как вы представляете себе строение атома? Для чего нужны знания о строении атома? ( Ученики высказывают свои мысли. ) Учитель. Итак, цель этого урока — изучить стро ение атома. • Второй этап урока. Изучение нового материала Учитель. Работаем с учебником. Прочитайте § 30 1, ответьте на вопросы и выполните 2 задания. О чем прочитанный вами текст? Какие новые физические понятия вы встре тили в тексте? Что они означают? Перышкин А. В. Физика. 8 класс. Учебник. — М. : Дрофа, 2003. Докажите, что главной характеристикой каж дого химического элемента является не число электронов, а заряд ядра. Используя текст параграфа и рисунок 39в, расскажите и сравните, как выглядят атом лития, положительный и отрицательный ионы лития. Оформите результат выполнения этого задания в виде таблицы I. ( Ученикам дается форма таблицы: число и на звания столбцов, а также число и названия строк. ) Таблица I Характеристика Положительный ион лития Атом лития Отрицательный ион лития Число протонов 3 3 3 Число электронов 2 3 4 Заряд+ нет- Масса( по сравнению с массой атома) уменьшилась т увеличилась Учитель. Продолжаем работать с рисунком 39 из учебника. . Рассмотрите их все( а, б, в) , ответьте на вопросы: Что изображено на них? Расскажите о строении атомов данных хими ческих элементов. Что надо изменить в рисунках, чтобы полу чились положительные ионы данных химических элементов? Отрицательные ионы? ( Ученики отвечают. ) Теперь надо просуммировать и связать в строй ную картину( систематизировать) наши знания о строении атома. Заполните схему( ее форма дает ся) так, чтобы получилась эта систематизация. Слова для заполнения схемы: протоны, атом, нет заряда, отрицательный заряд, электроны, нейтро ны, ядро, положительный заряд. Подготовьте уст ный рассказ по сделанной схеме. ( Ученики работают. ) • Третий этап урока. Закрепление знаний Учитель. На очереди — работа со справочной таблицей. В «Сборнике задач по физике для 7—9 классов» В. И. Лукашика и Е. В. Ивановой открой те раздел «Таблицы физических величин» и най дите таблицу 21 «Масса покоя некоторых элемен тарных частиц». Используя данные этой таблицы и текст § 30 учебника, заполните другую таблицу( табл. И) , ответьте на вопросы и выполните одно задание. Таблица II Частицы, входящие в состав атома Название частицы Обозначение Заряд( Кл) Масса( кг) Электрон Протон Нейтрон Вопросы и задание Назовите отличия электрона от протона. Про тона от нейтрона. Что у этих частиц общего? Как вы понимаете фразу: «Электрон, протон и нейтрон являются элементарными частицами»? Во сколько раз масса электрона меньше мас сы протона? Что можно сказать о массах протона и нейтрона? Как распределена масса внутри атома? Расположите следующие объекты в порядке увеличения их массы: атом водорода, электрон, положительный ион водорода, нейтрон, протон, отрицательный ион водорода. ( Заполненная учениками таблица II приведена далее( табл. III) . Таблица III Частицы, входящие в состав атома Название частицы Обозначение Заряд( Кл) Масса( кг) Электрон е- 1, 6* 10- 19 9, 11* 1 0- 31 Протон Р 1, 6* 10- 19 1, 6726* 10- 27 Нейтрон п нет 1, 6750* 10- 27 Учитель. Теперь у нас работа с Периодической системой химических элементов Менделеев. Вначале вспомним информацию об этой систе ме из курса химии и в процессе беседы заполним таблицу IV. Таблица IV Система химических элементов и атомы Структура атома Информация Количество протонов и электронов в атоме Число нейтронов в нем Атомная масса Вывод: главное, что определяет отличие химических элементов друг от друга, это. . . Выполните задания Сравните строение атома бериллия, азота и серебра, а для этого используйте таблицу Менделе ева и информацию из заполненной нами только что таблицы IV. Результаты занесите в таблицу V. Таблица V Строение некоторых атомов Характеристика атома Элемент бериллий азот серебро Порядковый номер в Системе элементов Атомная масса Число электронов Число протонов Число нейтронов Таблица с заполненными данными показана да лее( табл. VI) . Таблица VI Строение некоторых атомов Характеристика атома Элемент бериллий азот серебро Порядковый номер в Системе элементов 4 7 47 Атомная масса 9, 0122 14, 0067 107, 868 Число электронов 4 7 47 Число протонов 4 7 47 Число нейтронов 5 7 60 2. Расположите перечисленные далее химичес кие элементы в порядке увеличения числа прото нов в их ядрах: фосфор, цинк, кислород, гелий, сера. 3. Выскажите предположение, с чем связано то, что масса химических элементов, указанная в Пе риодической системе, не является целой величи ной? Лирическое отступление Поэт В. Брюсов в 1922 г. под впечатлением уди вительных открытий физиков так писал о моделях электрона и атома: Быть может, эти электроны — Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом — Вселенная, где сто планет; Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет. • Что имел в виду В. Брюсов, сравнивая элект роны с мирами, а атомы со Вселенной? Как вы понимаете последние две строчки сти хотворения? Четвертый этап урока. Подведение итогов и рефлексия Учитель. Вспомним то, что мы сегодня делали и что узнали. Для этого ответьте на вопросы. Какими источниками информации для полу чения новых знаний вы пользовались на уроке? Что нового вы узнали о понятии «атом»? Чему вы на уроке научились? Домашнее задание Используя дополнительные источники инфор мации( Физическую энциклопедию, Интернет, Систему элементов Менделеева и т. д. ) , ответьте на вопросы и выполните задание. 1. Почему рассмотренную сегодня на уроке мо дель атома называют планетарной? В чем заключается ее сходство с Солнечной системой? Кем и на каком основании была предложена планетарная модель атома? 4. На альбо мном листе нарисуйте: а) модель атома углерод а; б) положительный и в) отрица тельный ионы углерода.

Оставить комментарий: