a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем - рисунков

Автор: Федорова Анастасия Николаевна Опубликовано: 2015-03-11 20:25:00

Документы для скачивания

МАУДО «детский сад№9» Мастер- класс для воспитателей ТЕМА: «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем- рисунков» Выполнила: воспитатель Федорова А. Н. «Использование приёмов мнемотехники для развития речи дошкольного возраста» Тип мастер- класса: практический. Целевая аудитория: педагоги. Цель: Познакомить педагогов с мнемотехникой. Показать приёмы развития речи детей с помощью мнемотехники. Задачи: Обучить педагогов работе по мнемотаблицам; - расширить представление педагогов о приёмах о бучения дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем- рисунков; Материал к занятию: мнемотаблицы. Мнемотехника   в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение Основа обучения   – развитие творческого познания. Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются   зрительные образы и ассоциации.   Поэтому использование символов при пересказе помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа можно составить мнемотаблицу. Мнемотаблица   – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками. Если правильно научиться работать с таблицей, можно значительно уменьшить время на выполнение задания. Система работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию. Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы. В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было вам хорошо понятно. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур( треугольника и круга) . Медведь – большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка( изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает   задачи, направленные на: - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; - перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы; - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Занятия в младшей или средней группах   состоит из нескольких этапов: Этап 1.   Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2.   Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3.   Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого( на более поздних этапах) , или пересказывать вместе с воспитателем( на ранних этапах) . Этап 4.   Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап 5.   Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка? » Занятия для старших дошкольников   можно построить по другому принципу: Этап 1.   Зачитывается те кст ск азки, и выделяются её основные части. Этап 2.   Каждая часть кодируется( на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии) . Этап 3.   Делается графическая зарисовка мнемотаблицы( ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом) . Этап 4.   Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу. Использование мнемотехнических приемов запоминания в работе с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. У детей отмечается недостаточность произвольной памяти, несформированность рациональных приемов запоминания. В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Этот прием называют мнемотехникой или мнемоникой, которая определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. «Кукла»: • «Это — кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. • У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно ». . • Моя самая любимая игрушка- это машинка. • Она ярко- красного цвета, прямоугольной формы Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика- металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла- кожаные. • Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается Цвет. ( Какого цвета игрушка? ) • 2. Форма. ( Какой она формы? ) • 3. Мячи. ( Какого размера игрушка? ) • 4. Детали машины. ( Назови ее детали. ) • 5. Контур с вопросом. ( Из какого материала сделана игрушка? ) • 6. Рука. ( Как с этой игрушкой можно играть? ) «Платье» У меня есть любимое платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежк а- молния, карманы и поясок с пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье. Платье можно постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то я его зашью • Цвет. ( Какого цвета одежда? ) • 2. Детали. ( Из каких деталей одежда? ) • 3. Контур, знак вопроса. ( Из какого материала она сшита? ) • 4. Погода. ( Для какого времени года эта одежда? ) • 5. Мужчина, женщина, ребенок. ( Это одежда мужская, женская или детская? ) • 6. Рука. ( Что можно сделать с одеждой? ) СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Наглядно- дидактическое пособие Ткаченко Т. А. • «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. р уководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005. Тихомирова Л. Ф. ' ' Познавательные способности детей 5- 7 лет' ' . М. 2005 doshkolnik. ru

Оставить комментарий: