a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация

Опубликовано: 2015-03-12 15:58:38

Консультация для родителей «Учим с ребенком с тихи» Заботливые родители, которые желают своему ребенку счастливого будущего, понимают, что оно связано с образованием. Трудно представить человека, который считается просвещенным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора. Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма. Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Для того чтобы помочь ребенку научиться наслаждаться поэзи ей, желательно учесть следующее: а) г лавным условием воспитания в ребенке ценителя поэзии является наличие книжного окружения и увлечение взрослых поэзией, чтобы ребенок находился в атмосфере стихов, литературы. Читайте ребенку больше и чаще! б) н астоящего читателя поэзии отличает определенная культура чтения стихотворений. Прежде чем читать стихотворение, взрослому нужно обратить внимание на его название, которое состоит из имени и фамилии писателя и заголовка произведения. Если фамилия автора уже встречалась, вспомните, что уже читали, и какое осталось впечатление. Возможно, сначала это будет для вас не очень просто, но потом станет приятной привычкой. А сейчас проверьте себя! Как вы знаете стихотворения, с которыми познакомились в детстве? Наверное, многие взрослые и дети помнят стихотворение: Кот Василий, где ты был? Я мышей ловить ходил. Почему же ты в сметане? Потому что был в чулане. Кто его автор? Или такой пример: Мама спит, она устала. Ну, и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Кто его автор? Или такой пример: Маша варежку надела. — Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал. Если вы припомнили, что авторами стихов являются Алексей Крылов, Елена Благинина, Нина Саконская, то очень хорошо. Если нет— на это нужно обратить внимание. Чтобы воспринимать поэзию, нужны особый слух и особое расположение духа. Наиболее сильное впечатление вызывают стихотворения, когда они рассказываются в соответствующей ситуации. Вот, например, зимним утром, выглянув в окно, мама проговаривает строчки стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»: Мороз и солнце; день чудесный. Еще ты дремлешь, друг прелестный. Пора, красавица, проснись… Стихи, услышанные в детстве от родных людей, навсегда сохраняются в сердце среди самых светлых воспоминаний. Как выбрать лучшее стихотворение для своего ребенка? С этой проблемой выбора сталкиваются все заботливые родители. Хорошо, если родители имеют педагогическое, филологическое образование, достаточный опыт и художественный вкус и могут решить этот вопрос самостоятельно. Но значительная часть родителей дошкольников и младших школьников часто нуждаются в помощи при выборе стихотворения. Что можно посоветовать? Попробуйте прочитать несколько строк из книги. Не спешите. Попробуйте прочитать несколько строк вслух. Если они вас заинтересуют, если, читая стихотворение, вы не «спотыкались», можно попробовать. Если постоянно проверять стихотворение чтением, то постепенно научишься отсеивать некачественные стихи. Но если вы сомневаетесь относительно качества стихотворного произведения, что делать? Когда и как заучивать наизусть стихотворения с дошкольниками? Обнаружено, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1. 5 лет. Это очень важно для успешного обучения в будущем. Если многократно рассказывать стихотворения, привлекать ребенка к повторению отдельных слов в произведении с одновременным выполнением движений, побуждать к воспроизведению конца стихотворной фразы, то уже в 2, 5 года он может читать наизусть небольшие стихи. Это с давних времен делают все родители, когда играют со своим ребенком, проговаривая разнообразные песенки- потешки. Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов. По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является старший дошкольный возраст. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память. Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства( чувство поэзии, чувство прекрасного) ; укрепляет образную память( связанную с воображением) и словесную память( связанную с мышлением, которая по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти. Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками. 1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д. 2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие- то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить. 3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы( те, кто легко запоминают информацию на слух, зоровики( те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики( которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации) . От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по- разному эмоционально проговаривать текст( и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д. ) . Для зоровиков обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным. Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого- то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому- то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители будут спокойны и уверенны, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится. Кстати, вспомните, а вы сами быстро запоминаете? Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка. Некоторые особенности заучивания стихов в старшем дошкольном возрасте. Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого- то события( на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д. , а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить. Приемы, помогающие лучшему запоминанию: а) выполнение игровых действий с предметами во время чтения; б) договаривание детьми слов, которые рифмуются; в) чтение стихов- диалогов по ролям; г) драматизация. Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы. В старшем дошкольном возрасте( от 5 до 6 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. Но, сравнительно с предыдущим периодом, работа по разучиванию существенно не изменяется. Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения. Для этого можно использовать такие приемы: а) образец выразительного чтения взрослого( как основной прием) ; б) подсказывание нужной интонации; в) напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства; г) анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. ( Какая лисичка? ( Хитрая) Как она говорит? ( Льстиво, уговаривая) Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим. Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает. А зачем нам поэзия сегодня? Современному человеку нужна поэзия, потому, что она «помогает понимать другого человека, так же как и сопереживаемая музыка, но она еще и дает сл ова для этого понимания». «Поэзия — это прекрасная мудрость». Пусть наши дети обогатятся тем, что наилучшего накоплено в человеческой культуре. Им нужно только чуточку помочь.

Консультация для родителей «Научите ребенка красиво говорить» Речь – основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулируют наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Поэтому нужно и можно помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить. Зависит ли это от родителей? Безусловно, зависит. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы. Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слыша слова, малыш начинает и сам произносить их. Однако, даже при незначительном снижении слуха, он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому надо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваний органов слуха – своевременно лечить. Следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать носом, предупреждать хронический насморк. Оберегайте детей от травм, инфекций и хронических заболеваний. Все это были предпосылки физического здоровья. Но нельзя забывать и об умственном здоровье, ведь интеллектуальное и речевое богатство ребенка зависит от того, как вы общаетесь с ним. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, независимо от того, что вы делаете. Повторяйте с малышом звуки, которые у него появились самостоятельно( гуление, а затем лепет) . Называйте предметы, действия во время игры, вводите в мир звучащих игрушек. В разговоре с малышом следите за своим произношением, говорите с ним неторопливо, четко произнося все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, с которыми малыш часто общается. Вывод – вовремя надо исправлять звуки окружающих. Ребенку нужен совершенно правильный образец речи для подражания. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употребляя усеченные слова или звукоподражание( Где бибика? Л яля хочет бай- бай) , сюсюкать. Не рекомендуется заставлять малыша повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихи, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Это может привести к заиканию или искажению звуков. Если ребенок неправильно произносит какие- либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда они ему ещё не доступны. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Допускается неправильное произношение звуков Р, Л до пяти–шести лет, звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Ц- до четырех–пяти лет, звуков С, З – до трех–четырех лет. При нарушении этих сроков следует обратиться к специалисту- логопеду. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, что бы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. Не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец( Ты умеешь говорить Р. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно Р: хорррошая) . Чтобы закрепить это слово, можно предложить малышу обыграть его. Занимайтесь с ребенком дома, читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации, предлагая пересказать содержание сказки( рассказа) . Если ребенок ошибся, не следует перебивать его, надо предоставить ребенку возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец. Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ответ попозже( когда он поспит) . Взрослый за это время сможет подготовиться. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника. С особым удовольствием дети слушают наши рассказы. Ведь нам тоже читали и рассказывали в детстве. А потом мы сами читали … Вечные книги связывают поколения, а в общении с ребенком создают радостную атмосферу родного дома – самого лучшего места на земле.

к онсультация «Воспитание через художественное слово»( из опыта работы) Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что- то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать. В настоящее время я работаю с детьми младшего возраста. Данный возраст отличается особой спецификой нравственного развития. Дети 3- 4 лет достаточно самостоятельны, у них развито самосознание, возрастает способность к саморегуляции поведения, к систематичному «участию в трудовой деятельности». В каждой детской деятельности создаю определенные условия для решения следующих задач: -   в игре-   формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств. в культурно- гигиенических моментах-   доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших. Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном воспитании дошкольников Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности( игра, культурно- гигиенические навыки) . День начинается с « Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов: «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушкиждут ребят в уголке скучают» «С добрым утром»! Я спросила: «Это мне? » Улыбнулся он в окне…»; - «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…». Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте». Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители говорят, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается, как в стихотворении И. Демьянова «Девочка капуша. . » Чтобы дети проявляли взаимопомощь при складывании вещей в шкафу напоминаю правило: «Каждой вещи- свое место». В этом правиле суммируются бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову- растеряшку» Б. Заходера. Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно- образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядкустановись. . », после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке дети отвечают:    «Спасибо зарядке»! или «Каждый день зарядку делай дети- будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам» В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил» После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т. е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя. Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда я читаю  такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:                          «Я напомню об одном: не кривляйся за столом, всем пора бы научиться, кушать вилкой, кушать, а не делать как Антошка. Ты не знаешь? За столом надо есть с закрытым ртом, Не спешить, не говорить, Крошки на пол не сорить». «За столом едят друзья, Баловаться здесь нельзя! А поели- вы свободны, И играйте, как угодно! » Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»: «А теперь за дело дружно Убирать игрушки нужно Не бросать и не ломать А на место убирать» Напоминаю детям правила: «Поиграл- убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому». «Лиза с куколкой играла Платье куклу разорвала. Дима взял себе машинку разобрал наполовинку. Данил мячик маленький нашел Этот мячик проколол. А когда конструктор взял Все детали растерял! Чем играть теперь другим Нет, не надо быть таким? Вы игрушки берегите и заботливо храните! » Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон». Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением: «В споре кулаки мешают, Они проблемы не решают! Драчун понять и не пытался Чуть что- он сразу с кем- то дрался. И вот теперь один сидит Вздыхает тяжко и грустит Никто с ним больше не играет К себе его не приглашают. Все просто, если разобраться: Не надо вам с друзьями драться» Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и делают вывод. «Можно весело смеяться, Пошутить, побаловаться И поспорить иногда Ну а драться- никогда! » Из песен:   «Тут у нас все друзья- без друзей нам жить нельзя». «Всем советую дружить, ссориться не смейте Без друзей нам не прожить Ни за что на свете». Напоминаю рассказ К. Ушинского « Сила не право». После чего выясняемуступать друг другу как в рассказе Осеевой «Волшебные слова». Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают с детьми, что договориться между собой надо при помощи « волшебных слов » и понимать, что дружно играть- это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Напоминаю детям пословицу: «Один за всех- и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность. Если кто- то жадничает, напоминаю про «Жадину» Я Аким. Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам- помоги товарищу», расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения «Где взял- клади на место», полить цветник или грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу. Подмести песок около песочницы, помыть кукольную посуду, кисточки, после художественно- творческой деятельности и т. д. Взаимовыручка приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости. «Метлу взяла и двор подмела Приходите, поглядите Хоть соринку вы найдите» «Не мешайте, мне трудиться Я водицы принесу И колодезной водицей всех конечно угощу. Поливаю огород- он ведь тоже воду пьет» Такие слова способствуют доведения дела до конца, выполнению его со старанием. Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь». «Прежде чем работать сесть, Посмотри, все ли есть». Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге Б. Заходер: «Заболела моя книжка Изорвал ее братишка Я больную пожалею- я возьму ее и склею». Один ребенок делает все кое- как, медленно, другой ребенок старается, успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу «Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось», «Нет друга, ищи, а нашел- береги» Примером воспитания чувства взаимопомощи могут служить напоминания о произведениях Б. Жидков «Обвал», « На льдине», Коршунов «Едет, спешит мальчик», С. Я. Маршак «Неизвестный герой», В. Осеева « Просто старушка» являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно моральные представления, полученные детьми из художественных произведений переносятся в их жизненный опыт.

Оставить комментарий: