a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление собственного инновационного опыта Воспитателя структурного подразделения «Детского сада №5 комбинированного вида» Бояровой Елены Федоровны

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Представление собственного и ннова ционного опыта Воспитателя структурного подразделения «Детского сада №5 комбинированного вида» Бояровой Елены Федоровны Педагогическая проблема, над которой я работаю «Освоение историко- культурного наследия мордовского народа в условиях реализации национально- регионального компонента». Актуальность и перспективность опыта Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру? И даже если этот человек другой национальности, но живет на этой земле, я думаю, ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край. Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры. Я думаю, воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре, и традициям очень важно. Потому что, во- первых, это познавательно, а во- вторых, интересно. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Ребенок срав нивает свою одежду с её одеждой, и обязательно у него созревает познавательный интерес. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показат ь их с привлекательной стороны. В едь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его малая родина, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Концептуальность и новизна опыта Концептуальность моего опыта определяется следующими принципами и приемами: Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое( давным- давно) и настоящее( в наши дни) . Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера. Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, кукольным театром г. Саранска, школой, а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко- культурными особенностями малой Родины. Б еседа, в сочетании с демонстрацией народных поделок, национальных костюмов. Чтение художественных произведений, экскурсии, прогулки. Ознакомление с произведениями народного творчества( роспись, скульптура, вышивка) . Разучивание песен и стихов о малой родине, пословиц, поговорок. Новизной опыта является: Развитие социальной активности детей: желание в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности. Восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной мордовской культуры. Наличие теоретической базы опыта Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику. Валдоня; Программа и метод. р екомендации: Для дошк. образов. у чреждений Респ. Мордовия. - Саранск: 2001. Мы в Мордовии живем: регион. модуль программы дошк. образования/ ( О. В. Бурляева и др. ) . - Саранск: Морд. к н. изд- во, 2011. Мордовская народная вышивка, - Саранск: Морд. к н. изд- во, 1991. Сычков Ф. В. Улыбки солнца и земли: Альбом/ сост. : М. И. Сурина, С. С. Маркова. - Саранск: Морд. к н. изд- во, 2002. Голенков Н. В. Учимся думать и говорить по- мокшански и эрзянски: учебное пособие, сост. По программе изучения мокш. и эрз. яз. - Саранск: изд. дом «Книга», 2009 Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. , 1998 Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ/ сост. А. И. Исайкина. - Саранск, 1993. Богатеева З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М. , 1982. Колмыков В. И. Коняшки – глиняшки. Саранск, 1993. Мордовские народные сказки/ С ост. К. Т. Самородов. – Саранск, 1978. Мордовский народ: что нас волнует? – Саранск, 1991. Все о Мордовии/ сост. : Е. М. Голубчик, В. Д. Еремкин, В. С. Еремкин и др. - Саранск: Морд. к н. изд- во, 1997. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образы житейского опыта/ сост. Л. В. Седова. - Саранск: Морд. к н. изд- во, 2009. Хрестоматия к программе « Валдоня »: пособие для ДОУ РМ/ авт. сост. : Е. Н. Киркина. - Саранск: Морд. к н. изд- во, 2004. Педагогическая идея Осознавая значимость таких понятий как патриотизм, любовь к Родине, любовь к своей малой Родине я определила основное направление своей педагогической идеи в следующем « Освоение историко- культурного наследия мордовского народа в условиях реализации национально- р егионального компонента » Основная цель моей педагогической идеи – формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии, творческое развитие детей в различных видах деятельности на материале народного фольклора Мордовии. В соответствии с поставленной целью мною определены следующие задачи: 1. Нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их представления об окружающем мире. 2. Развитие интереса у детей к культуре мордовского народа. 3. Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами и декоративно- прикладным искусством Мордовии. 4. Приобщение дошкольников к красоте, добру, желание видеть неповторимость родной природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении. Оптимальность и эффективность средств В своей работе эффективно использую следующие методы и формы работы с детьми: Основные методы, на которые опираюсь в своей работе, это – наблюдение за ребенком, беседы с членами семьи, индивидуальное и групповое консультирование, анкетирование, просмотр родителями занятий и режимных моментов, опрос, привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогом деятельности. Основными формами работы с детьми являются: - ежедневные не посредственные контакты, когда приводят ребенка в детский сад и забирают его домой; - неформальные беседы о детях или запланированные встречи с родителями, воспитателями  или специалистами с целью обсуждения достигнутых успехов; - ознакомление р одителей с информацией об их детях; - посещение родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада, чтобы увидеть, как занимается их ребенок( «Недели открытых дверей для родителей») ; - участие в праздничных мероприятиях детского сада, совместная деятельность с детьми; - продолж ение рабо ты по обучению детей этнокультурному воспитанию; - оказание помощи в воспитании и уходе за ребенком. В ДОУ создана педагогическая модель художественно – эстетического воспитания, которая способствует тесному сотрудничеству всех специалистов: заведующей ДОУ, музыкального руководителя, инструктора по физ. воспитанию и воспитателей на основе реализации интегрирующего подхода к различным видам деятельности дошкольника. Эффективность работы связана с тем, что представленная система работы по формированию этнокультурной компетенции детей имеет положительный результат. К огда не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества. Результативность опыта Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. У детей появился интерес к изучению мордовской народной культуры. Сформировался необходимый минимум исторических знаний. Сформировались чувства национального достоинства. Пополнились знания о декоративно- прикладном искусстве Мордовии. Расширились знания о традициях мордовского народа. Возросло желание детей изучать фольклор мордовского народа во время свободного досуга. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры мордовского народа. Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. В процессе обработки результатов исследования определялись процентное распределение испытуемых с разным уровнем развития образовательной компетенции. Мониторинг результатов диагностики этнокультурных компетенций воспитанников ДОУ Годы Уровень сформированности этнокультурной компетенции начальный элементарный продвинутый высокий 1 2011- 2012 15, 5 3 9, 3 42, 4 9, 5 2 2012- 2013 10, 4 3 5, 6 50, 2 12, 4 15, 5 3 9, 3 42, 4 9, 5 10, 4 3 5, 6 50, 2 12, 4 5 10 15 20 25 30 35 40 50 начальный элементарный продвинутый высокий Уровень сформированности этнокультурной компетенции 20 11- 20 12 20 12- 20 13 По данным проведенной диагностики видна положительная динамика уровня сформированности этнокультурной компетенции детей дошкольного возраст а. Результаты диагностики в 2012- 201 3 году превосходи ли результаты диагностики в 2011- 2012 году по всем показателям. Начальный уровень снизился с 15, 5% до 10, 4% , элементарный уровень снизился – с 3 9, 3% до 3 5, 6% , продвинутый уровень повысился с 42, 4% до 50, 2% и высокий уровень этнокультурной компетенции повысился с 9, 5% до 12, 4. Это указывает на значительное увеличение количества детей с высоким уровнем сформированности этнокультурных компетенций. Начальный и элементарный уровни в свою очередь снизились, что позволяет положительно оценить воздействие системы работы на развитие основ общечеловеческих нравственных качеств личности- доброты, милосердия, справедливости, трудолюбия, любви к семье, дому, родной природе, своему краю, Отечеству. Результаты проведенной диагностики доказывают, что средства, содержание, методы обучения и воспитания, разрабатываемые с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и опирающиеся на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, задают перспективу их дальнейшего развития. В ходе диагностики у детей был выявлен интерес к восприятию мира мордовской народной художественной культуры, потребность в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются. Таким образом, в ходе проведения структурного мониторинга была установлена устойчивая динамика роста основных линий этнокультурных компетенций воспитанников. Возможность тиражирования. Мои т езисы выступления вошли в сборник по итогам конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы»: сборник материалов V Всероссийской научно – практической конференции с международным участием, 23 ноября 2012 года, г. Саранск: в 2- х ч. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками. В моей работе имеется обоснованное число приложений, которые наглядно иллюстрируют основные фо рмы и приемы работы с воспитанниками. Это предметно – развивающая среда, мини – уголок, подобранная методическая и справочная литература, анкеты, памятки для родителей.

Оставить комментарий: