a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА

Опубликовано: 2015-03-16 18:31:19

Документы для скачивания

Секреты воспитания вежливого ребёнка. - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня! И так, начнём. Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей. Мы, взрослые знаем: «Вежливое слово становится волшебным, когда в нем поселятся лучики солнца и тепла» А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но говорить по- особому, приветливо, с улыбкой? Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его надо с создания духа игры, с приветливо- живой сказки, которая должна войти в ваш дом, чтобы питать собой фантазию, творчество. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей, ибо возраст от 3 до 7 лет психологами назван игровым. Пусть иногда в комнате ребенка появится фея, в волшебном фартуке в котором – секрет. В следующий раз ребенок увидит волшебный зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которое он допустил оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку – маску: если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях – появляется улыбающаяся маска гнома, если слегка провинился – маска грустного гнома. Многих родителей как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью… Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10- 11 лет. Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях( внешнее проявление культуры – вежливость, и культуры внутренней) . Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200- 300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их, граждан наказывали. Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы. Обратимся к анкетам. Педагог делает анализ. Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём. Представьте такую ситуацию: Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой. - Как вы думаете, всё ли правильно было с делано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? ( Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми) . Речевой этикет Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение». Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Известная поэтесса А. Барто в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, Мне помогает похвала» o Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат? o К ак часто и за что, вы хвалите своего ребёнка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи? Конкурс «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости? »( передаётся игрушка по кругу) Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция «Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены. А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если не выполняет совсем- синего цвета. o Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем. o Аккуратно складывает одежду. o В сегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно. o Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь. o У меет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины. o Н е указывает пальцем на окружающих, на предметы. o Н е вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется. o П ри встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания». o Н е бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д. o Н е говорит матерных слов. Хочется отметить наиболее эффективные методы, которые можно использовать в воспитании культуры поведения у детей и познакомить вас с памятками «Секреты воспитания вежливого ребенка»( зачитывает памятку и раздает их родителям) . Педагог рассказывает о том, как похвала помогает в достижении результатов. Хвалите ребенка и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены. ОКНО – очень короткие новости на тему: «Вежливость и культура» 1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, то нужно говорить «извините», если же очень виноваты – то «простите». 2. Не принято гостям предлагать тапочки. Это противоречит гостеприимству и говорит о дурном вкусе. 3. На вопросы: «как дела? », «как здоровье? », «как настроение? » отвечать положено коротко: «Спасибо», «нормально», «не очень», «прекрасно». 4. Нельзя показывать пальцем на какой- нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой- нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью. Что касается различных жестов, это вообще очень серьёзная тема. Например, в Болгарии, кивок головой означает, что человек не согласен с чем- то, то есть он говорит «Нет», а покачивание головой подтверждает согласие. Ещё один пример неуместного употребления жестов. Послушайте отрывок из стихотворения Э. Асадова “Воспитать человека”. “А что до красот языка родного, То все хрестоматии – ерунда, Коль чадо от папочки дорогого Порой наслышится вдруг такого, Что гаснут аж лампочки от стыда! Как быть? Да внушать можно то и сё, А средство, по- моему, всем по росту, Тут всё очень сложно и очень просто: - Будьте хорошими. Вот и всё! ”. А сейчас, мы пригласим наших детей, которые расскажут нам про волшебные слова, которыми они пользуются. На этом наша встреча окончена. Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4- 5 лет. o Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать. o Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду. o Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах. o У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду. o Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного. o Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место». Методы, используемые для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер Чтение книг с ярким примером хороших манер Общение с авторитетными для ребёнка людьми Постоянство и настойчивость в обучении Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье Влияние общества Круг общения. Игры- инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой( разыгрывание детьми сценок на данную тему) Решение проблемных ситуаций Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка». Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители: 1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям. 2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания. 3. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка. 4. Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто- то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка. 5. Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано». 6. Предъявляя к ребенку какие- то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь». 7. Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю. Желаем Вам успехов! Вежливость – очень важная нравственная и поведенческая черта личности. Под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения. Вежливая семья Семья для ребенка – это маленькая модель мира. Именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. В первую очередь, конечно, на своём личном примере. Если родители воспитаны, доброжелательны к малышу, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением – то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других. Если кроха постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение? », «пожалуйста" , " спасибо! », «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а вежливость станет неотъемлемой чертой его личности. «Милая мамочка» или общение с взрослыми- Побуждайте малыша выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы. - Вместе принимайте участие в добрых делах( кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам) . - Учите откликаться на состояние взрослого – заботиться, обнимать, жалеть, помогать. Подскажите, что можно пользоваться ласковыми( милый, мамочка, бабуля. ) и вежливыми словами. Вежливые слова и поступки Даже двухлетнему ребенку более- менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он всегда будет пользоваться магической силой этих слов. До истинной, осознанной вежливости еще далеко. Чтобы ребенок испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать практический опыт. Время от времени ребенок будет попадать в различные жизненные ситуации, в которых ему придется выбирать правильную линию поведения. Например, если мама попросит своего ребенка дать ей совочек – конечно, он даст ей его, но совсем не обязательно, что он поступит так же вежливо по отношению к соседу по песочнице. Бывает и наоборот, при чужих людях ребенок старается вести себя хорошо: вежливо разговаривает, выполняет просьбы, убирает за собой игрушки, аккуратно ест вилкой, а наедине с мамой – грубит, не слушается, разбрасывает игрушки, ест руками. И тут еще, безусловно, играют роль возрастные и психологические особенности малыша. В 2- 3 года дети начинают искать пути взаимодействия, «очерчивать» рамки дозволенного. Так что не удивляйтесь, если ваш малыш вчера так хорошо говорящий «спасибо» и «пожалуйста», сегодня как будто «набрал в рот воды». Помогайте ребенку понять, в каких ситуациях он поступает вежливо, а в каких некрасиво, и вовремя хвалите и подчеркивайте проявления его культурного поведения. С вашей помощью, на основе своих собственных опытов, к четырем годам малыш уже усвоит основные нормы поведения. Но чтобы увериться в своей позиции, ему будет необходим новый этап – «ябедничества». Малыш начнет сравнивать поведение и подмечать огрехи других детей: «Он толкается! », «Он не сказал «спасибо! »», «Он ломает чужую машинку! ». И тут задача взрослого подтвердить или опровергнуть правильность замечания ребенка. Благодаря чему ребенок еще больше укрепится в понимании – что хорошо, а что плохо. Ближе к 6 годам подобные «доносы» за ненадобностью уходят: в сознании малыша уже укрепились нормы правильного, вежливого поведения. Теперь на первом плане появляется желание произвести хорошее впечатление, понравиться другим, показать себя с лучшей стороны. Уроки вежливости Ребенок может стать вежливым, подражая взрослым или из каких- то внутренних неосознанных побуждений. Но, в таком случае, проявления его вежливости будут носить скорее интуитивный характер. Поступая тем или иным образом, ребенок чаще всего будет сомневаться, правильно ли он делает, что может сказаться на его самооценке. Поэтому, очень важно знакомить детей с правилами этикета и научить соблюдать эти правила в повседневной жизни. Собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести. Знакомить детей с правилами поведения можно в играх–инсценировках, сюжетно- ролевых играх, настольных играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, этических беседах, при прочтении художественных произведений( например, шуточные стихи Г. Остера) . «Приятного аппетита» или о культуре поведения за столом во время еды- Проследите, чтобы стол, за который садится кроха, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован( салфетками, столовыми приборами, красивой посудой) . - Знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд( борщ, плов, омлет и т. д. ) - Приучайте малыша, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки. - Учите кроху правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками. - Напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом- В конце трапезы- обязательно благодарим за еду. «Обслужи себя сам» или культурно–гигиенические навыки- Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки. - Побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком. - После каждой игры помогайте малышу убрать игрушки на место. - Покажите, как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь. - Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду. «Вежливость воспитывается вежливостью»( рекомендации родителям) «Вежливость воспитывается вежливостью»( рекомендации родителям) Важный этикет человеческой культуры- речевой этикет. Что же такое вежливость, этикет? Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям( обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах) . Вежливость- способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка- постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги. В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом целый день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть словесные и несловесные средства( «волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки) . Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость- «чем больше отдаешь, тем больше получаешь». Так что же мы отдаем детям в течение дня. Утром: «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? » За завтраком, обедом, ужином: «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно». Во время общения: «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения». После тихого часа: «Как спалось? », «Как твое здоровье? » Вечером: «Добрый вечер», «До свидания», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов». Стихи для детей" Слова вежливости" * * * Если наступил на ножку Хоть случайно, хоть немножко, Сразу говори: «Простите» Или лучше – «Извините». * * * Каждый скажет на прощанье, Уходя, всем «До свиданья». Другу уходить пора – Скажем мы ему «Пока». * * * Чтобы что- то попросить, Нужно вежливыми быть. Мы «пожалуйста» добавим – Будут все довольны нами. * * * «Добрый вечер», «Добрый день» Говорить нам всем не лень! «Утро доброе» мы скажем, Поутру проснувшись, маме. * * * «Приятного аппетита! »- Блюдо первое налито. Супчик скушали мы с вами, Скажем все «Спасибо» маме. Угостил вдруг кто конфетой Или что- то подарил, «Спасибо» говори за это, Чтобы вежливым ты был. * * * «Спокойной ночи» говорим, В кроватке глазки закрывая, И поцелуй нам подарив, Обнимет мама нас родная. * * * Просишь маму поиграть? Вежливым ты должен стать. Ей «пожалуйста» скажи, Будете играть с ней вы. * * * Кошечка чихнула снова, Скажем мы ей: «Будь здорова. Выздоравливай скорей. Больше, киска, не болей

Оставить комментарий: